Изобретение относится к .машиностро нию, в частности двигателестроению, и может быть использовано в двигателях внутреннего сгорания с воспламенением с/т сжатия, работающих с частичным пер пуском отработавших газов во впускной воздушиый заряд. Известен двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр, впускной и выпускной трубопроводы, сообщенные каналом рециркуляции, в котором установлен теплообменник, и орган переклю чения трубопроводов, причем в выпускном трубопроводе до канала рециркуляции по ходу потока отработавших газов размещен каталитический нейтрализатор Устройство позволяет осутцествл5ггь эффективную очистку отработавших газов с помощью каталитического нейтрализатора Ij . Однако при работе на холостых ходах и малых нагрузках этот двигатель внутреннего сгорания отличается повыш ным содержанием в отработавших газах продуктовнеполного сгорания топлива (таких как окись углерода, углеводоро- ды, альдегиды и др.). Цель изобретения - снижение концентрации продуктов неполного сгорания топлива в отработавших газах на режимах холостого хойа и малых нагрузок двигателя внутреннего сгорания с воопламенением от сжатия. Поставленная цель достигается тем, что в двигателе внутреннего сгорания, содержащем цилиндр, впускной и выпуск ной трубопроводы, сообщенные каналом рециркуляции, в котором установлен теп обменник, и орган переключения трубопроводов, причем в выпускном трубопро воде до канала ре{1иркуляции по ходу потока отработавших газов размещен каталитический нейтрализатор, канал рециркуляции снабжен байпасным трубопроводом, подключенным до и после теплообменника, а орган переключения трубопроводов установлен в канале рециркул$шии в месте подключения байпасного трубопровода до теплообменника, На чертеже представлена схема двигателя внутреннего сгорания с воспламе нением от сжатия. Двигатель внутреннего сгорания вклк чает цилиндр 1, впускной 2 и вьгаускной 3 клапаны, каталитический нейтрализатор 4, установленный в системе вы пуска двигателя, режимный датчик 5, орган переключения 6 трубопроводов. 1 32 теплообменник 7, установленный в канале рециркуляции 8, сообщающий впускной трубопровод 9 с вьшускным трубопроводом 10. Канал рециркул5щии 8 снабжен байпасным трубопроводом 11, подключенным до и после теплообменника 7, а орган переключения трубопроводов 6 установлен в канале рециркуляции 8 в месте подключения байпасного трубопровода 11 до теплообменника 7. При работе двигателя на средних и высоких нагрузках отработавшие-газы через выпускной клапан 3 поступают в каталитический нейтрализатор 4, установленный в непосредственной близости от выпускного клапана 3 на месте выпускного коллектора. Такое расположение каталитического нейтрализатора 4 позволяет практически исключить потери тепла в отработавших газах и тем самым увеличить эффект.ивность работы каталитического нейтрализатора 4. Очищенные от продуктов неполного сгорания топлива отработавшие газы из каталитического нейтрализатора 4 поступают в выпускной трубопровод 1О, с помощью которого основная доля их выбрасывается в атмосферу, а часть направляется в канал рециркуляции 8. При работе двигателя на средних и вььсоких нагрузках режимный датчик 5 вырабатывает сигнал, при котором орган переключения 6 трубопроводов полностью закрывает байпасный трубопровод 11. В результате все проходящие по каналу рециркуляции 8 отработавшие газы поступают в теплообменник 7, в котором они охлаждаются и после него поступают по впускному трубопроводу 9 через впускной клапан 2 в цилиндр 1 двигат&-.1 ля. Охлаждение рециркулируемых отработавших газов позволяет уменьшить образование вцилиндрах двигателя окиолов азота. При работе двигателя на режимах холостого хода и малых нагрузках датик 5 вырабатьшает сигнал, при котором орган переключения 6 трубопроводов акрывает трубопровод, направляющий отработашиие газы в теплообменник 7 и открьшает байпасный трубопровод 11, При этом сечение байпасного трубопрово-. да 11 подобрано таким образом, что по ему проходит 1О-15% отработавших газов. Из байпасного трубопровода 11 неохлажденные отработавшие газы посту31О288пают через трубопровод 9 и клапан 2 в цилиндр 1 двигателе Перепуск 1О-15% неохлажденных от--i работавших газов в цилиндры при работе двигателя на холостом ходу и малыхs нагрузках позволяет уменьшить содержание в отработавших газах, вьшускаемых из цилиндров 1, продуктов неполного сгорания топлива и одновременно приводит к увеличению .температгуры отработав-to ших газов, чем достигается йовьпиение эффективности их очистки в каталитическом нейтрализаторе 4. 34 Таким обрАзом, в предлагаемом двигателе внутреннего сгорания при работе на режимах холостого хода и малых напрузок обеспечивается как минимальное содержание в отработавших газах про- .дуктов неполного сгорания топлива, так и эффективная их очистка в каталит ческом нейтрализаторе, т.е. двигатель отличается на указанных режимах работы минимальной токсичностью отработавших газов {по окиси угперода, углеводородам, альдегидам и др. продуктам неполного сгорания топлива),
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, содержащий цилиндр, впуск ной и выпускной трубопроводы, сообщен ные каналом рециркул5щни, в котором установлен теплообменник, и орган переключения трубопроводов, причем в выпускном трубопроводе до канала реинркул5шии по ходу потока отработавших газов р азмещен каталлитический нейтрализатор. Отличающийся . тем, что, с целью снижения концешраиии продуктов неполного сгоравкя топлива в отработавших газах на режимах холостого хода и малых нагрузок двигателя, канал рециркуляции снабжен байпасным трубопроводом, подключенным до и после теплообменника, а орган переключения трубопроводов установлен в канале рециркуляции в месте подключения байпасного трубопровода до теплообменника. -flSsSfiSff
Авторы
Даты
1983-07-15—Публикация
1980-12-10—Подача