Изобретение относится к многоскоостным полюсопереключаемым обмоткам лектрических машин переменного тока.
Известна трехфазная трехскоростая обмотка с отношением чисел пар полюсов 2:3:4 (1),
Однако обмотка имеетбольшое число выводов на переключатель частоты ращения. (15 вывсщов), что усложняет переключаквдую аппаратуру.
Известна трехфазная полюсопереключаемая обмотка машина переменного тока для отношения чисел пар полнюов. 2:3:4, состоящая из 12 одинаковых катушечных групп, соединенных Т-образнр с тремя параллельными ветвями. Для переключения частот вращения используются 11 выводов 2,
Недостатком обмотки является не- , симметрия токов в фазах при числе пар полюсов, кратно трем.
Известна .трехфазная трехскоростная обмотка с отношением чисел пар полюсов 2:3:4,содержащая 12 катушечных групп, соединенных Т-образно с тремя параллельными ветвями. В обмотке обеспечивается симметрия токов в фазах при всех частотах вращения бла годаря вьаделению из четных катушечных групп части витков и включению их встречно для числа пар полюсов, кратного трем 3.
Недостатками данной обмотки являются сравнительно большое число вьшодов (1,1 выводов) и усложнение обмотки в связи с выделение части витков | из четных катушечных групп.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности и достигаембму результату является трехфазная трехскоростная обмотка, которая выполняется из двенадцати основных одинаковых катушек, равномерно распределенных по расточке машины и шести дополнительньЕГкатушек, концентрически расположённых по отношению к четшам катушкам и обознаненных соответственно порядковь1М номерам 2 б , :8, 10, 12, в которой основные четные катушки соединены между собой в три параллельные детви с двумя встречно включенными катушками в каждой ветви порядковые номера которых iO--A t 6-12, :2-8, а нечетные катушки соединены ; между собой по две встречно с поряд i ;ковыми номерами 1-7, 9-3, 5-11, Точ- , ки соединения нечетных катушек соединены со средними точками параллель-: ; ных ветвей, образованных четными ка;тушками, к ко-горым подключены дополнительные катушки 4, з, 12 а дополнительные катушки 2, 6, 10 соединены : между собой последовательно и подключены к точке соединения чеа;нБ05 катушек 4-12-8. Обмотка однослойная, имеет десять выводов и независимые входы для двух полюсностей 4,
Недостатком обмотки является сравнительно низкое использование обмоточной меди, составляющее 83,3% при ,б6,б% при , и , что снижает использование габарита двигателя, ухудшает его.характеристики.
, Цель изобретения - повышение использования обмотки и улучшение характеристик двигателя.
. Указанная цель достигается тем,
0 что в трехфазной трехскоростной обмотке машины переменного тока с отношением чисел пар полюсов 2:3:4 для . числа пазов ..и кратного 36, состоящей из -двенадцати одинаковых катушек равномерно распределенных по рас5точке машины, и шести дополнительных катушек, концентрически расположенных по отношению к четным катушкам и обозначеруных. порядковыми номерами 2, 4, 6, 8, 10, 12, в которой основ0ные четные катушки соединены между собой в три параллельные ветви с двумя- вртречно включенными катушками в каждой ветви, порядковые номера кото-, рых в .параллельных ветвях 10-4, 6-12,
5 2-8, а нечетные катушки включены между собой по две встречно с порядковыми номерами 1-7, 9-3, 5-11, причем при числе пар полюсов обмотка соединяется Т-образно с тремя параллель0ныма ветвями, а при и . в звезду соответственно с двумя и четырьмя параллельньнии ветвями, дополнительные катушки, выполненные с числом витков в два раза меньшим и сечением
5 меди В два раза большим по сравнению с сечением основных катушек,.соединены между собой по две встречно с порядковыми номерами 4 б- 12 2- 8 и включены между точками соединения
0 двух четных и двух нечетных катушек с Порядковыми номерами катушек в точках соединения 1-7-4 , 9-3-12 , 10-4-10, 6-12-тб, 2-8-2, причем дополнительные катушки в точках соединения включены согласно с четными и встреч5но с нечетными катушками, а выводами обмотки для числа пар полюсов являются выводы из точек соединения между собой дополнительных катушек. Для -объединенные выводы из кату0шек 1 и 7, 9 и 3, 5 и 11 и для объединенные- выводы из катушек 1, 9, 5 и 7, 3, 11 и вывод. ; из точки соеди нения катушек 2-6-10, На фиг-. 1 предстёшлена схема сое5динения элементов трехфазной трехскоростной обмотки с отношением чисел пар полюсов 2:3j4 на фиг, 2 - развернутая схема трехфазной трехскоростной обмотки с числами полюсо)з 4, 6,
0 8; на фиг, 3 - развернутая схема, трехфазной трехскоростной обмотки с числами полюсов 4,6, 8 и двухслойным исполнением основных кафушек,
Трехфазная трехскоростная полюсо переключаемая обмотка с. отношением
5 чисел пар полюсов 2:3j4 содержит две надцать осйовных и шесть дополнитель ньозс катушек. Основные катушки одина ковы и равномерно распределены по расточке машины. По отнршению к основным четным катушкам концентричерни расположены дополнительные катушки обмотки, обозначенные соответстт венно порядковыми номерами 2, 4, б 8, 10 12(фиг. 2) и выполненные с числом витков в два раза меньшим и с сечением меди в два раза большим по сравнению с основными катушками, т.е намотаны в дв.а провода. Основные четные кату111ки обмотки соединены между собой в три параллельные ветви с дву мя. встречно включенными катушками в каждой ветви; порядковые номера которых в ветвях 10-4, 6-12, 2-8, а нечетные катушки соединены по две встречно с порядковыми номерами 1-7, 9-3, 5-11. Дополнительные катушки , обмотки соединены меязду собой по две встречно с порядковыми номерами ю- 4 б- 12, 2- 8и включены между точками соединения двух четных и двух нечетных катушек с порядковыми номерами катушек в точках соединения Х-У-Л, ,9-3-12, 5-11-8, 10-4-10, , 6-12-6, 2-8-2, причем дополнительные катушки в точках соединения с основны ми катушками включены согласно с четными и встречно с нечетными катушками (фиг. 1), . Обмотка имеет десять вьшодов. Выво ды А, .й С4 сделаны из точек соединения между собой дополнительных „катушек. 10- 4,б- 12и 2 - 8, а вывод: B{j из точки срединени четных катушек 2-6-10. Из основных нечетных катушек 1, 9, 5, 7, 3, 11 сделаны выводы, обозначенные соответственно А&Мб, Сй/Абf Ag/ct, ВВ/А, Ce/Gg/ Be/Cfc. Трехскоростная обмотка выполняется однослойной к применяется для числа пазов и кратного 36. Для работы двигателя с числом rtap полюсов питание, подается -на выводы А, 4 4 фазы обмотки соединяются в звезду с четырьмяпараллельными ветёяг ш соединения выводов Ад/А Вй/Ч и АЙ/СЬ- . -При обмотка соединяется Т-образно с тремя параллельными ветвями а; трёхфазное питание подается на соеДйненные выводы В /А --С8/А, . и вывод В. при обмотка соединяется в звезду с ; двумя параллельными ветвями, что . .обеспечивается подачей питания на соединенные по два выводнAg/Ax- . АЙ/Ч Bg/Afe- Be/Cg, Cg/Cfe. Схема соединения элементов обмотки обеспечивает симметрию токов в фа:3ах при всех значениях чисел полвюов При это достигается путем включения в фазу В дополнительных катушек , которые выполняются с меньшим шагом по пазам и имеют меньший обмоточный коэффициент по сравнению с основными катушками (фиг. 2). Это позволяет получить симметричную трехфазную систему ЭДС обмотки для Т-образного соединения фаз при ..При и симметрии токов в фазах достигается симметричным включением одинаковых элементов в каждую из фаз обмотки. В обмотке достигнуто высокое использование обмоточной меди при двух значениях чисел пар полюсов. При используется 100% обмоточной меди, а при 83,3%, т.е. выше по сравнению с обмоткой по 4 соответственно на 20% и на 25%. При реальное использование обмотки составляет, как и в прототипе, 66,6%, поскольку дополнительные катушки при данном числе пар полюсов включены между собой встречно и индуктируемые в них ЭДС взаимно компенсируются. На фиг. 3 приведен вариант, в котором основные катушки представлены в двухслойном исполнении при сохране-. НИИ той же схемы соединения эя ементов обмотки. Такое исполнение обмотки целесообразно реализовать в случае необходимости улучшения гермонического состава кривой намагничиваю-щих сил. Предлагаемая трехскоростная обмотка отличается простотой конструктивного исполнения, небольшим числом вывсщов, высоким использованием обмотки и независи «ьзми входами для чисел пар плюсов и . Обмотка может найти применение в многоскоростных асинхрон1ШХ двигателях ,с в машинах с внутреннем каскадом и б регулируемых асинхронных двигателях с бесконтакт- ным изменением числа пар полюсов. првкзыение использования обмотки на высокш( частотах вращения определяет цеяесообраэность применения ее в двигателях с моментами нагрузки/ возрастагоними с увеличением частоты вращения. Экономический эффект от внедрения данной обмотки достигается благодаря повышеншо использования обмоточной М€ДИг что обеспечивает повышение мощ.ности двигателя при на 10-15%, а при на 15-20%. Выполнение всех дополнительных катушек обмотки с одш аковым сечением меди позволяет снизить трудоемкость изготовления обмотки. Малое число выводов обмотки и независимость входов для двух полюсностой обеспечивает упрощение пе- .. { дклк ча101цей аппаратуры, расширение области применения обмотки для машин с внутренним каскадом и других машин специального. назначения.
/W4 Cg/Cg
ir
4
ТРЕХФАЗНАЯ ТРЕХСКОРСХ;ТНАЯ ОБМОТКА МАШИН ПЕРЕМЕННОГО ТОКА С отношением чисел пар полюсов для числа пазов и кратного 36, состоящая из двенадцати основных сиинаковых катущек, равномерно распределенных по расточке, машины, и шести дополнительных катушек, крнцентрически расположенных по .отношению к четным катушкам и обозначенных соответсч зенао порядковыми .нсмерами 2, 4 , 6, 8, 10, 12, в которой основные четные катушки соединены мелду собой в три параллельные ветви с двумя встречно включенными катушками в каждой ветви лпорядковые номера которых в параллельных ветвях 10-4, 6-12, 2-8, а нечетные катушки включены между сабой по две встречно с порядковыми номерами 1-7, 9-3, 5-11, причем при числе пар полкюов рсЗ, соединяется Т -образно с тремя парал лельными ветвямя, а рк и в .звезду сорта«тсжвенно с цэумя к с четЕфьмя параплольными ветвями, о тличающаяся тем, что-, с целью повышения использования обмотки и улучшения характеристик двигателя, дополнительные, катушки обмотки, выполненные с числом витков 8 два раза Меньшим и сечением меди в. два раза большим ао сравнеи1сю с сечением основных катушек, соединены мезвду собой по две всуречно с поряэрсрв ю Hd-S мерами 4, б- , 2- 8 и . включены между точками соединения УЛ двух четных и двух нечетных катушек V с порядковыми номерами Катушев в точ- f ках соединения 1-7-4 9-3-12{ 5-11-8, 10-4-10, 6-12-6, 2-8-2|. причём доЬол- С 10-4-10, 6-12-6, 2-8-2Ь поичем ло1тол- С нительные катушки в точках соедине1Н.Д ния включены согласно с ч0тньа& li встречно с нечётншш катушками, а выО водами обмотки для числа пар полюсов со являются вывохсы КЗ точек соеди4 нения между собой дополнительных ка(Тушек, выводами для р«4 являются объединенные вывсдаа из к&уушвк 1 и 7, ю 9 и 3, 5 и 11, и для р«3 объединенные выводы из катушек 1, 9, 5 и ,. 00 7, 3, 11 и вывод и8 точки соединения , катушек 2-6-10.
Фиг
W 4°« 6Ч« °%
:. .;,.,.- ,. , .
о i
% Л/ 4
ч ,t4 %t iS 5$t5S§ 55;S S S$ l:iS5 %t5 J If И I ll III HIM И I «I I If
о о
6 о Об о о 4Л Л /Mf « Л
л 4/4 teJ
Авторы
Даты
1983-08-07—Публикация
1982-03-24—Подача