Закрытая электрическая машина Советский патент 1983 года по МПК H02K9/19 

Описание патента на изобретение SU1056376A1

Изобретение относится к охлаждению электрических машин, в частности к электрическим машийам закрытого исполнения. Известны закрытые электрические машины с воздушным охлаждением путем циркуляции внутреннего воздуха машины через охладитель на наружной поверхности корпуса, электромагнитный зазор и вентиляционные каналы в активных частях 1. Недостатком такой конструкции является сравнительно низкая эффективность охлаждения из-за низкой удельной теплоемкости воздуха. Наиболее близкой к изобретению по технической сущности является конструкция электрической машины, в которой для охлаждения обмотки статора применяется непроводяшая ферромагнитная жидкость 2. Недостатками известной машины являются повышение величины суммарного электромагнитного зазора, складываюшегося из толшины перегородки и зазора между ротором и перегородкой, низкая эффективность охлаждения машины в связи с отсутствием замкнутой циркуляции охлаждающей жидкости через активные части машины и изза низкого теплосъема с пазовой части обмотки сгатора и поверхности ротора. Целью изобретения является интенсификация о.члаждения всех элементов электрической машины. Поставленная цель достигается тем, что закрытая электрическая машина, на валу ротора которой расположен вентилятор, за|ю:1нена непроводяшей магнитной жидкостью, температура точки Кюри которой на 15-20° С ниже допустимой температуры нагрева обмоток, и машина снабжена теплообменником, выполненным, например, из тепловых труб, который располагается в лобовой части со стороны вентилятора. Это обуславливает возникновение эффекта тормомагнитной .циркуляции в результате последовательных процессов потери магнитных свойств при нагревании выше точки Кюри жидкости, в зазоре между ротором и статором, и восстановление магнитных свойств жидкости при ее охлаждении. На фиг. 1 изображена закрытая электрическая машина; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1. Электрическая машина состоит из пакета статора 1, обмотки 2 статора, ротора 3, станины 4, теплообменника 5 с тепловыми трубами 6, снабженными ребрами 7, вентилятора 8, кожуха 9, пазов 10, каналов 11, вала 12, подшипниковых шитов 13 и 14, подшипников 15 и 16 и магнитного уплотнения 17, состояшего из магнитов 18, полюсных наконечников с концентраторами 19 поля, магнитонепроводяшей шайбы 20. Магнитная жидкость, заполняющая внутреннюю полость 21 и 22 электрической ма- шины, а также зазор 23 между ротором 3 и пакетом статора 1, подбирается таким образом, чтобы точка Кюри была на 15-20°С ниже допустимой температуры обмотки, Кроме того, магнитная жидкость должна иметь в качестве жидкой основы любые смазочные масла для обеспечения удовлетворительной работы подшипников 15 и 16. При подаче питания на обмотку 2 статора, магнитная жидкость, находящаяся внутри зазора 23, разогревается, приближаясь к точке Кюри, а следовательно, теряет свои магнитные свойства и не может удержаться электрическим полем в зазоре 23. Нагретая жидкость выталкивается в по лость 21, а более холодная жидкость, которая сохраняет свои магнитные свойства, под действием электрического поля затягивается в зазор 23 из полости 22. Жидкость из полости 21 попадает в полость 22 через пазы 10 и межтрубное пространство теплообменника 5. В полости 22 жидкость охлаждается, обмениваясь теплом с трубами 6, и восстанавливает свои магнитные свойства, завершая- таким образом цикл охлаждения. Высокие теплофизические свойства магнитных жидкостей (по сравнению с воздухом) позволяют существенно повысить интенсивность теплооб.мена внутри электрической машины, и тем самым, эффективность системы охлаждения. Магнитная жидкость, находящаяся в зазоре 23, способствует уменьшению потерь магнитного потока, так как ее относительная магнитная проницаемость выше, чем, например, воздуха. Применение для интенсификации охлаждения магнитной жидкости позволяет также создать надежное уплотнение вала 12 в месте подшипниковых щитов 13 и 14 герметичных электрических машин. В настоящее время имеются образцы асинхронных двигателей на базе двигателей марки 4AI80M2, в которых в качестве хладагента применена ферромагнитная жидкость На основе масла марки ХВ 12-18, дисперсная фаза - феррит с температурой точки Кюри 110°С.

ZQ

Фиг2

Похожие патенты SU1056376A1

название год авторы номер документа
ЗАКРЫТАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2002
  • Данилевич Я.Б.
  • Машковцев В.В.
  • Голуб А.В.
RU2228571C2
Электродвигатель с внешним ротором и системой охлаждения статора 2018
  • Гуревич Оскар Соломонович
  • Гулиенко Анатолий Иванович
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
RU2697511C1
Электрическая машина закрытого исполнения 1972
  • Тубис Яков Борисович
  • Фанарь Михаил Саулович
SU443442A1
КОМБИНИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ЗАКРЫТОЙ ИНДУКТОРНОЙ МАШИНЫ 2016
  • Андреев Александр Самуилович
  • Окунеева Надежда Анатольевна
  • Рудин Виктор Геннадьевич
  • Русаков Анатолий Михайлович
  • Соломин Александр Николаевич
  • Шатов Виталий Александрович
RU2695320C1
Электрическая машина закрытого исполнения 1978
  • Савченков Геннадий Алексеевич
  • Тубис Яков Борисович
  • Фанарь Михаил Саулович
  • Кунаков Виктор Григорьевич
SU671003A2
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОЖИДКОСТНЫМ АЭРОЗОЛЬНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1995
  • Рубинов Е.А.
  • Канискин Н.А.
  • Постников А.С.
  • Шевченко А.А.
RU2095921C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ СТАТОРА 2004
  • Кравченко Александр Игнатьевич
  • Матвеев Лев Иванович
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2283525C2
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 2010
  • Дашко Олег Григорьевич
  • Кривоспицкий Юрий Прокопьевич
  • Литвинов Владимир Никонович
  • Машуров Сергей Иванович
  • Долголаптев Анатолий Васильевич
RU2422969C1
Асинхронная электрическая машина с жидкостным охлаждением 1984
  • Астановицкий Леонид Моисеевич
  • Бычков Александр Петрович
  • Винокуров Владимир Алексеевич
  • Городецкий Михаил Николаевич
  • Минаев Борис Николаевич
  • Панов Андрей Николаевич
  • Реморов Андрей Алексеевич
SU1236583A1
Электрическая машина 1979
  • Куцын Николай Андреевич
  • Поршнев Юрий Васильевич
  • Збарский Леонид Александрович
SU1138889A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 056 376 A1

Реферат патента 1983 года Закрытая электрическая машина

ЗАКРЫТАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА, имеющая ротор с обмоткой, на валу которого расположен вентилятор, статор, включающий обмотку с лобовыми частями и размещенный в полости мащины хладагент в виде непроводящей магнитной жидкости, отличающаяся тем, что, с целью интенсификации охлаждения, она снабжена теплообменником, расположенным со стороны вентилятора в зоне лобовых частей обмоток, а магнитная жидкость имеет температуру точки Кюри ниже допустимой температуры нагрева обмоток на 15-20°С.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1983 года SU1056376A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Турин Л
С
и Кузнецов Б
Н
Проектирование серий электрических машин
:сЭнергия, 1978, с
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Закрытая электрическая машина 1975
  • Вислович Анатолий Николаевич
  • Волохов Георгий Михайлович
  • Фертман Вячеслав Ефимович
  • Исаев Станислав Викторович
SU534833A1
кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1

SU 1 056 376 A1

Авторы

Чумак Игорь Григорьевич

Радионов Владимир Александрович

Савченков Геннадий Алексеевич

Тубис Яков Борисович

Головко Юрий Иванович

Крикун Владимир Алексеевич

Борозенец Владимир Григорьевич

Фанарь Михаил Самуилович

Даты

1983-11-23Публикация

1980-05-08Подача