ЛИНЕЙКА ДЛЯ РАЗБИВКИ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ Советский патент 1957 года по МПК G06G1/14 

Описание патента на изобретение SU106242A1

Изобретение относится к линейкам для разбивки земляного полотна железных дорог, выполненным в виде прямоугольника с нанесенными на нем шкалами высоты насыпей и глубины выемок, с наложенными один на другой в масштабном уменьшении поперечными профилями насыпей и выемок.

Особенностью нижеописываемой линейки является то, что она выполнена со сквозным вырезом для перемещения движка и жестко скрепленного с ним транспортира вдоль шкал насыпей и выемок с поворотно монтированным на движке указателем расстояний для определения точек встречи линий откоса насыпи с земной поверхностью как на горизонтальной местности, так и на местности, имеющей поперечный уклон.

На фиг. 1 показана линейка в собранном виде; на фиг. 2 - корпус линейки с нанесенными на нем шкалами.

Линейка состоит из корпуса 1, движка 2, транспортира 3, поворотного указателя 4 расстояний, шайбы 5 и скрепляющего винта 6.

Корпус линейки изготовляется из пластины молочного цвета размером 340×110×2 мм. На корпусе вычерчиваются поперечные, наложенные один на другой, профили 7 насыпей и профили 8 выемок, на короткой оси симметрии пластины корпуса (для профилей земляного полотна шириной 4,60; 5,00; 5,50; 5,80 и 6,10 м и заложений откосов 1:1, 1:1,5 и 1:1,75) указана линия 9 положения бровочных кольев. Поперечники вычерчиваются в масштабе 1/100.

Вдоль оси поперечников симметрично проделывается окно 10. Окно выходит за пределы шкал 11 вверх и вниз на 10 мм - высоты колодки движка.

Стороны окна строго параллельны оси симметрии.

По обеим длинным сторонам окна и по линиям бровочных кольев наносятся шкалы в миллиметрах, причем порядковые номера счета сантиметров для насыпей ставятся сверху вниз, а для выемок - снизу вверх.

Против линий 9 делаются надписи, показывающие, какой ширине земляного полотна они соответствуют.

Колодка движка 2 изготовляется из того же материала, что и корпус линейки. Ее размер 20×20×2 мм. Колодка должна легко передвигаться в корпусе линейки без боковых колебаний.

Отверстие для скрепляющего винта 6 в колодке движка 2 должно быть точно по центру и пересекать ось поперечников при постановке движка в окно -10 линейки.

Транспортир 3, изготовленный из пластинки прозрачного целлулоида, наглухо скрепляется с колодкой движка 2, центр его точно совпадает с центром этой колодки, а линия 0-90° - с осью поперечников.

Стягивающий диаметр 12 транспортира 3 позволяет своей риской отметить высоту (глубину) земляного полотна и, если задан поперечный уклон местности в градусах, - взять отсчет угла.

Указатель 4 расстояний представляет собой прозрачную целлулоидную линейку.

По оси 13 указателя расстояний прочерчивается линия, вдоль которой наносятся сантиметровые и миллиметровые деления и надписываются цифры от 0 до 20 против сантиметровых делений.

Ось указателя расстояний проходит через ось отверстия колодки движка и своим нулем совпадает с ней. Указатель расстояний свободно вращается вокруг оси колодки движка.

Сверху и снизу указателя расстояний, в месте его прикрепления к колодке движка, прокладываются целлулоидные шайбы 5, что обеспечивает его плавный поворот вокруг оси без заеданий.

В практике разбивки земляного полотна и постановке лекал может встретиться два положения:

1. Поверхность основания земляного полотна (земная поверхность) горизонтальна.

2. Поверхность земли имеет поперечный уклон.

В обоих случаях линейка позволяет производить расчеты как для насыпей, так и для выемок.

В первом случае, взяв проектную высоту (глубину) из продольного профиля, движок 2 линейки устанавливают по шкале 11 до совпадения стягивающего диаметра 12 на транспортире 3 со взятой высотой (глубиной) из профиля.

Затем ось 13 указателя 4 расстояний совмещают со стягивающим диаметром 12 на транспортире 3 и на пересечении линии откоса заданного поперечника профилей 8 или 7 выемки или насыпи с осью 13 указателя 4 расстояний читают расстояние от оси пути до места, где линия откоса встречается с поверхностью земли.

Разбивщик отмеряет это расстояние в натуре и забивает откосный кол.

Во втором случае, так же как и в первом, движок передвигается до совпадения стягивающего диаметра 12 на транспортире 3 со взятой высотой (глубиной). Затем ватерпасовкой устанавливают разность отметок земли между осью пути и проекцией бровки на земную поверхность. Указатель расстояний поворачивается от горизонтальной линии на расстояние, равное полученной разности высот. Если земля у бровочного кола оказывается выше, то указатель расстояний поворачивается выше, если ниже, то он опускается вниз по шкале с линиями 9 положения бровочных кольев.

Отсчет расстояния читается на пересечении линии заданного уклона откоса и ширины земляного полотна с осью 13 на указателе 4 расстояний.

Похожие патенты SU106242A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗБИВКИ НА МЕСТНОСТИ ПРЕДЕЛОВ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ ПРИ СООРУЖЕНИИ ВЫЕМОК И НАСЫПЕЙ 1930
  • Каменский Н.Б.
SU27205A1
Устройство для разбивки и съемки земляного полотна 1990
  • Грицык Валерий Иванович
SU1770749A1
Инструмент для разбивки земляных работ на косогорах и т.п. 1934
  • Потехин Е.И.
SU41696A1
СЧЕТНАЯ ЛИНЕЙКА ДЛЯ ПОДСЧЕТА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ 1927
  • Иванов В.В.
SU9239A1
Прибор для разбивки откоса насыпи или выемки второго пути 1935
  • Каменский Н.Б.
SU49287A1
УСТРОЙСТВО для ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА НАКЛОНА И ДЛИНЫЛИНИЙ 1972
SU356459A1
Прибор для нахождения местности точек заложения подошвы насыпи при разбивке земляного полотна для вторых путей железных дорог и т.п. 1933
  • Вознесенский П.Н.
SU40589A1
Счетная линейка для вычисления объемов земляных работ 1919
  • Раабен Е.В.
SU160A1
Прибор для разбивки откосов насыпей и выемок 1925
  • Гросс Э.Ф.
SU3738A1
ВИЗИРНЫЙ ОПТИЧЕСКИЙ ПРИБОР 1997
  • Грицык В.И.
RU2138016C1

Иллюстрации к изобретению SU 106 242 A1

Формула изобретения SU 106 242 A1

1. Линейка для разбивки земляного полотна железных дорог, выполненная в виде прямоугольника с нанесенными на нем шкалами высоты насыпей и глубины выемок, с наложенными один на другой в масштабном уменьшении поперечными профилями насыпей и выемок, отличающаяся тем, что, с целью определения точек встречи линий откоса насыпи с земной поверхностью как на горизонтальной местности, так и на местности, имеющей поперечный уклон, линейка выполнена со сквозным вырезом для перемещения движка и жестко скрепленного с ним транспортира вдоль шкал насыпей и выемок с поворотно монтированным на движке указателем расстояний.

2. В линейке по п. 1 начало указателя расстояний, центр движка и центр транспортира совмещены в одной точке и находятся на оси поперечных профилей.

SU 106 242 A1

Авторы

Делюкин И.Б.

Даты

1957-07-25Публикация

1955-08-16Подача