Изобретение относится к линейкам для разбивки земляного полотна железных дорог, выполненным в виде прямоугольника с нанесенными на нем шкалами высоты насыпей и глубины выемок, с наложенными один на другой в масштабном уменьшении поперечными профилями насыпей и выемок.
Особенностью нижеописываемой линейки является то, что она выполнена со сквозным вырезом для перемещения движка и жестко скрепленного с ним транспортира вдоль шкал насыпей и выемок с поворотно монтированным на движке указателем расстояний для определения точек встречи линий откоса насыпи с земной поверхностью как на горизонтальной местности, так и на местности, имеющей поперечный уклон.
На фиг. 1 показана линейка в собранном виде; на фиг. 2 - корпус линейки с нанесенными на нем шкалами.
Линейка состоит из корпуса 1, движка 2, транспортира 3, поворотного указателя 4 расстояний, шайбы 5 и скрепляющего винта 6.
Корпус линейки изготовляется из пластины молочного цвета размером 340×110×2 мм. На корпусе вычерчиваются поперечные, наложенные один на другой, профили 7 насыпей и профили 8 выемок, на короткой оси симметрии пластины корпуса (для профилей земляного полотна шириной 4,60; 5,00; 5,50; 5,80 и 6,10 м и заложений откосов 1:1, 1:1,5 и 1:1,75) указана линия 9 положения бровочных кольев. Поперечники вычерчиваются в масштабе 1/100.
Вдоль оси поперечников симметрично проделывается окно 10. Окно выходит за пределы шкал 11 вверх и вниз на 10 мм - высоты колодки движка.
Стороны окна строго параллельны оси симметрии.
По обеим длинным сторонам окна и по линиям бровочных кольев наносятся шкалы в миллиметрах, причем порядковые номера счета сантиметров для насыпей ставятся сверху вниз, а для выемок - снизу вверх.
Против линий 9 делаются надписи, показывающие, какой ширине земляного полотна они соответствуют.
Колодка движка 2 изготовляется из того же материала, что и корпус линейки. Ее размер 20×20×2 мм. Колодка должна легко передвигаться в корпусе линейки без боковых колебаний.
Отверстие для скрепляющего винта 6 в колодке движка 2 должно быть точно по центру и пересекать ось поперечников при постановке движка в окно -10 линейки.
Транспортир 3, изготовленный из пластинки прозрачного целлулоида, наглухо скрепляется с колодкой движка 2, центр его точно совпадает с центром этой колодки, а линия 0-90° - с осью поперечников.
Стягивающий диаметр 12 транспортира 3 позволяет своей риской отметить высоту (глубину) земляного полотна и, если задан поперечный уклон местности в градусах, - взять отсчет угла.
Указатель 4 расстояний представляет собой прозрачную целлулоидную линейку.
По оси 13 указателя расстояний прочерчивается линия, вдоль которой наносятся сантиметровые и миллиметровые деления и надписываются цифры от 0 до 20 против сантиметровых делений.
Ось указателя расстояний проходит через ось отверстия колодки движка и своим нулем совпадает с ней. Указатель расстояний свободно вращается вокруг оси колодки движка.
Сверху и снизу указателя расстояний, в месте его прикрепления к колодке движка, прокладываются целлулоидные шайбы 5, что обеспечивает его плавный поворот вокруг оси без заеданий.
В практике разбивки земляного полотна и постановке лекал может встретиться два положения:
1. Поверхность основания земляного полотна (земная поверхность) горизонтальна.
2. Поверхность земли имеет поперечный уклон.
В обоих случаях линейка позволяет производить расчеты как для насыпей, так и для выемок.
В первом случае, взяв проектную высоту (глубину) из продольного профиля, движок 2 линейки устанавливают по шкале 11 до совпадения стягивающего диаметра 12 на транспортире 3 со взятой высотой (глубиной) из профиля.
Затем ось 13 указателя 4 расстояний совмещают со стягивающим диаметром 12 на транспортире 3 и на пересечении линии откоса заданного поперечника профилей 8 или 7 выемки или насыпи с осью 13 указателя 4 расстояний читают расстояние от оси пути до места, где линия откоса встречается с поверхностью земли.
Разбивщик отмеряет это расстояние в натуре и забивает откосный кол.
Во втором случае, так же как и в первом, движок передвигается до совпадения стягивающего диаметра 12 на транспортире 3 со взятой высотой (глубиной). Затем ватерпасовкой устанавливают разность отметок земли между осью пути и проекцией бровки на земную поверхность. Указатель расстояний поворачивается от горизонтальной линии на расстояние, равное полученной разности высот. Если земля у бровочного кола оказывается выше, то указатель расстояний поворачивается выше, если ниже, то он опускается вниз по шкале с линиями 9 положения бровочных кольев.
Отсчет расстояния читается на пересечении линии заданного уклона откоса и ширины земляного полотна с осью 13 на указателе 4 расстояний.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РАЗБИВКИ НА МЕСТНОСТИ ПРЕДЕЛОВ ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ ПРИ СООРУЖЕНИИ ВЫЕМОК И НАСЫПЕЙ | 1930 |
|
SU27205A1 |
Устройство для разбивки и съемки земляного полотна | 1990 |
|
SU1770749A1 |
Инструмент для разбивки земляных работ на косогорах и т.п. | 1934 |
|
SU41696A1 |
СЧЕТНАЯ ЛИНЕЙКА ДЛЯ ПОДСЧЕТА ЗЕМЛЯНЫХ РАБОТ | 1927 |
|
SU9239A1 |
Прибор для разбивки откоса насыпи или выемки второго пути | 1935 |
|
SU49287A1 |
УСТРОЙСТВО для ОПРЕДЕЛЕНИЯ УГЛА НАКЛОНА И ДЛИНЫЛИНИЙ | 1972 |
|
SU356459A1 |
Прибор для нахождения местности точек заложения подошвы насыпи при разбивке земляного полотна для вторых путей железных дорог и т.п. | 1933 |
|
SU40589A1 |
Счетная линейка для вычисления объемов земляных работ | 1919 |
|
SU160A1 |
Прибор для разбивки откосов насыпей и выемок | 1925 |
|
SU3738A1 |
ВИЗИРНЫЙ ОПТИЧЕСКИЙ ПРИБОР | 1997 |
|
RU2138016C1 |
1. Линейка для разбивки земляного полотна железных дорог, выполненная в виде прямоугольника с нанесенными на нем шкалами высоты насыпей и глубины выемок, с наложенными один на другой в масштабном уменьшении поперечными профилями насыпей и выемок, отличающаяся тем, что, с целью определения точек встречи линий откоса насыпи с земной поверхностью как на горизонтальной местности, так и на местности, имеющей поперечный уклон, линейка выполнена со сквозным вырезом для перемещения движка и жестко скрепленного с ним транспортира вдоль шкал насыпей и выемок с поворотно монтированным на движке указателем расстояний.
2. В линейке по п. 1 начало указателя расстояний, центр движка и центр транспортира совмещены в одной точке и находятся на оси поперечных профилей.
Авторы
Даты
1957-07-25—Публикация
1955-08-16—Подача