Предлагаемое изобретение имеет целью облегчить производство разбивки откосов насыпей и выемок, путем исключения математических вычислений и предоставления возможности исполнять работу одному человеку.
На чертеже фиг. 1 изображает наружный вид горизонтальной рейки, фиг. 1 - вертикальный разрез по линии АВ на фиг. 1, фиг. 2 - горизонтальный разрез прибора в месте сосдинения реек, фиг. 3 - то же, вид сбоку, фиг. 4 - н аружный вид спарника червячного колеса, фиг. 5 - три проекции ползуна, фиг. 6 - вид спереди и сбоку ползушки с указателем и фиг. 7 - общий вид прибора.
Предлагаемый прибор состоит из двух реек .4, А„, заключенных в футляры и соединенных под прямым углОМ коробкой так, что горизонтальная и вертикальная рейки касаются своиМи боковььми гранями (фиг. 1 и 7). Коробка разбирается на две части отвинчиванием винтов в: скрепляющих уголках. Вертикальная рейка А. нижним свОИ м концОМ упирается О шарик, образующий как бы шариковый подпятник; на оси ее насажено червячное колесо и (фиг. 2). а на оси горизонтальной рейки AI насажен червяк Т (фиг. 3), связанные друг с другом спарником b (фиг. 2 и 4). который позволяет рейкам совершать относительное перемещение, не нарушая связи между осями .4, и А.,. Часть состоит из двух полуколец (сечения, указанного буквой (, на фиг. 2), прикрепленных к колесу и к червяку Т :В1интал1и. Оси Л, и -4., в сечении и.меют вид круга со скошенными сегментами и снятыми углами (фиг. 1). благодаря чему червяк Т и червячное колесо 1 могут перемещаться каждый вдоль своей оси и вращаться при вращении какой-либо из осей. Оси .-1, и .4., снабжены нарезками, при чем нарезка оси Л, имеет шаг, равный шага нарезки оси -42. На осях Л, и -4 надеты ползуны / и i-,, имеющие гаечную нарезку, вследствие чего при вращении осей они получают поступательное движение, которое прекращается само, когда ползуны упрутся: /, - о спарник Ь, I., - о че|рвячное колесо i. Ползуны /, и 1, могут быть выключены от осей, что достигается
следующим образол. Ползун состоит из двух половин - верхней и нижней, которые раздвигаются при поднят-ии и nOBOipoTte барашка Q на некоторый угол (фиг. 5). При поднятии барашка Q на 2 Л1Л1 ползун своей верхней гранью упирается в верхнюю деревянную доску футляра; последующий поворот барашка заставляет нижнюю пОЛовину опуститься на 2 мм. При повороте барашка Q рычажок i вращается вокруг оси О и своим концом увлекает за собой рычажок /, заставляя его вращаться. Конец рычажка /, скользя по борту d, опускает нижнюю половину ползуна. Такое приспособление имеется с двух боковых сторон ползуна. Верхняя половина ползуна ходит ПО двум штифтам, вделанным в тело нижней половины его (штифты на чертеже не показаны). При вращении ручки ,/ (фиг. 1) вращение оси AJ передается при помощи зубчатой передачи С и L ocHi В, на которой имеется нарезка и пом ещается ползушка К с указателем г (фиг. 6), выходящим через щель h футляра наружу и перемещающимся в ней против делений, нанесенных на футляре. Поя ползушкой К имеется цилиндрический ролик с, ось которого нормальна пути ползушки и который предназначается для уничтожения прогиба оси В и для препятствования ползушке К вращаться.
Рейка AI устанавливается горизонтально. при подющи двух иповней, вделанных в верхнюю доску футляра, при чем длина горизонтальной рейки 1,5 еж. 3201 MMi вертикальной - 1 еж. : 2134 мт. У правого конца рейки А- стоит не О, а 3 cm, на основании следующих соображений: горизонтальные расстояния должны отмеряться от правого конца рейки до оси вертикального стержня А., но угольная коробка прикрывает ось и деления шкалы, поэтому отсчеаъ делаются по правой грани вертикальной рейки (верхнее ребро), отстоящей от оси стержня А., ня 3 сантиметра.., , При вращении оси A ползун /i перемещается от своего крайнего правого положения до вертикальной , вместе с тем, при помощи зубчатых колес вращается и ось В. которая сообщает поступательное ггере.мещенке ползушг е К. Таким образом, каждому пе.ремещению ползуна /, соответствует, по числу оборотов ручки д, определенное перемещение ползушки ifслева направо.
Так как шаг нарезки оси А, в Va раза больше шага оси А, то ползун /1 пройдет некоторое расстояние / в раза быстрее, чедт то же расстояние - ползун таким образом, число оборотов ручки д, необходимое для перемещбиня ползуна /i на расстояние / должно быть в / раза меньше, чем чксло оборотов, необходимое- для перемещения ползуна / на то же расстояние /,
При шйге нарезки оси .4, в 6 сант., 1паг нарезки оси А., будет 4 сант., таким образол, 1 метр пфемещения ползуна /2 получится при 25 оборотах оси А.,, или 12,5 оборотах ручки J/. При этом зубчатое колесо Г сделает 25 оборотов; колесо L сде25-5лает - 31,25 оборотов.
Ось В имеет нарезку с шагом 0,32 сант., вследствие чего, при 31,25 оборотах оси В ползушка Л перелтестится на 0,32 31,25 10 сант. Таким образом, 1 метр вертикального пе(ремещения ползуна /з соотв етствует перемещению ползушки К на 10 сант. Прохождение ползушкой К всего возможного для нее пути (800 тм) соответствует вертикальное
, 800 перемещение ползуна I-, -j о м.
Отложение рабочей отметки Я производится следующим образом: вращением ручки О помещают ползушку К над. деление.м шкалы, соответствующим рабочей отметке И. Шкала вертикальных расстояний градуируется так: вращением ручки д дают ползуну /; пфеместиться на 1 метр, от.11ечают соответствующие перемещения указателя ползушки К. Делят полученное расстояние на 100 частей и получают деление,, соответствующее 1 СЛ1. вертикального расстояния.. Числа делений шкалы возрастают справа налево.
в виду технической невозможности при пользовании рейкой отлагать расстояния от самых точек касания реек с поверхностью земли, отложения как по вертикальной, так и по горизонтальной рейкам получаются несколько меньшими на некоторую величину i; вследствие чего деления шкалы наносят так: там, где должно было бы стоять число i. подписывают / - х.
При производстве разбивки горизонтальная рейка устанавл ивается по уроеню и нормально к проектной оси полотна; на расстоянии а (половина ширины полотна) от оси полотна, путем передвижения угольной коротки устанавливается в точке Ь вертикальная рейка. Ставят указатель / на деление, соответствующее рабочей отметке Я. К точке Ь прикладывают правый конец горизонтальной рейки и передвигают вертикальную рейку так. как это удобно на местности, стараясь получить наибольшее горизонтальное расстояние. Установив рейки, скрепляют их зажимом, зате.л ползун /2 выключают, а ползун /i -включают, устанавливая его в крайнее правое положение, и вращают ручку fi до тех пор, пока ползун /, не остановится; при этом указатель переместится слева направо на соответствующее расстояние. Затем, выключают ползун /1 и включают ползун ., станавливая его в крайнее нижнее положение. Вращением ручки д перелвигают ползун /о вверх, пока он не остановится, при чем указатель / переместится справа налево на соответствующее расстояние, тогда переставляют рейки в следующее положение. Проделывают ту же операцию до тех пор. пока указатель i не придет в первоначальное положение, обозначенное на щкале нулем.
Для окончательной установки реек поступают следующим образом. Когда указатель / перешел за нуль, включают оба ползуна h и 1, у самой угольной, коробки; вращением ручки fl ставят указатель / на нуль , при этом ползуны / и /.J разойдутся, заТем, освобождают зажим и приставляют вертикальную рейку к ползуну /i. Нижний конец вертикальной рейки
дает искомую точку, при этом вфтикальный ползун /г роли не играет, так как искомая точка вполне характеризуется горизонтальным расстояниел. Подобным же образом производят разбивку вверх по уклону и разбивку границ выемки.
Шкаша, по которой откладываются рабочие отметки, имеет наименьшее деление 1 /иж, что соответствует вертикальному расстоянию в 1 см. Считая, что указатель / можно установить на-глаз на половину деления шкалы, набавляя некоторую пофешность, получают точность рейки-1 см.
Если все металлические части рейки изготовлены из стали, то вес рейки будет около 21 фунта; вес этот можно уменьшить почти вдвое, употребляя более легкий металл.
п р н д м Е т п . т Е н т ..
1.Прибор для разб1 1ки откосов насыпей и выемок, отличающийся тем, что он состоит из двух реек - горизо|нтальной и вертикальной, соединенных под прямым углом коробкой / (фиг. 7). оси .4i и .4., каковых реек сцеплены червяком Г и червячным колесом и (фиг. 2 и 3), связанными спарником Ь (фиг. 4), позволяющим рейкам со1В€рщать относительные перемещения без нарушения связи между осями -4, и .4.,, снабженными нарезками-ось А- с шаго.м нарезки равным шага нарезки оси А.,.
2.При указаннол в п. 1 приборе применение надетых на оси А и А., ползунов /1 и /..,. состоящих из двух половин - верхней и нижней, могущих быть раздвинутыми, для расцепления с нарезками осей А и .4„, при поднятии и повороте на некоторый угол барашка Q (фиг. 5), снабженного рычажком /,, поворотным вокруг оси О и увлекающим своим концом рычажок /, конец которого слркит для опускания нижней половины ползуна при надавливании на борт i.
3.При указанном в п.п. 1 и 2 приборе, применение сцепленной сосью 1г зубчатыми колесами параллельной ей оси В. снабженной нарезкой, слу
Авторы
Даты
1927-10-31—Публикация
1925-12-04—Подача