Изобретение относится к бурении/ и ремонту сквах(ин, а именно к устройствам для проведения изоляционных работ при ликвидации негерметичности преимущественно в обсадных колоннах путем закачивания тампонажного раствора.
Известено. устройство для изоляционных работ, содержащее пакер, ;к нижней части которого присоединяiSTCH разбуриваемый хвостовик. Устройствр на заливочной колонне спускается в скважину, причем конец хвостовика устанавливается в подошве изолируемой зоны, после чего закачивается тампонажный раствор ij .
Недостатком устройства является невысокая надежность изоляционных работ из-за возможного смешивания тапонажного раствора со скважинным.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство для изоляционных работ, включающее корпус, коаксиально размещенный в корпусе хвостовик, с осевым каналом, в котором выполнено посадочное седло, запорный элемен ограничители перемещения хвостовика и заливочную колонну р1
Недостатком известного устройства является низкая надежность перемещения хвостовика, обусловленная малыми перепадами давления при его перемещении и отсутствием информации о достижении хвостовиком крайнего верхнего или крайнего нижнего положений, что в случае заклинивания в промежуточном положении может привести к его прихвату тампонажным раствором и возникновению аварийной ситуации.
Цель изобретения - повышение надежности изоляционных работ за счет
возможного контроля положения XBOGTO
вика в процессе изоляционныхработ ,, Поставленная цель.достигается тем, что устройство для изоляционных работ в скважине,, включающее корпус, коаксиально размещенный в корпусе хвостовик с осевым каналом, в которо выполнено посадочное седло, запорный элемент, ограничители перемещения хвостовика и заливочную колонну, снабжено обратным клапаном, размещенным в осевом канале хвостовика под посадочным седлом, втулкой, установленной снаружи хвостовика, подпружи,ненной относительно последнего с дву сторон и выполненной с двумя рядами радиальных отверстий и с ограничителями ее верхнего и нижнего перемещения, а хвостовик под посадочным седлом выполнен с верхними залйвочными отверстиями, а под обратным клапаном - с нижними заливочными от -. верстиями, причем расстояние по высоте между ближайшими заливочными и радиальными отверстиями равно ходу втулки до ограничителей ее переме,щения.
При этом ограничители перемещения хвостовика установлены на заливочной колонне и выполнены в виде шарнирных защелок.
Кроме того, ограничители верхнего и нижнего перемещения втулки выполнены в виде продольных сквозных пазов во втулке и штифтов, жестко закрепленных на хвостовике и заходящих сквозные пазы.
На фиг. 1 изображено устройство, общий вид; на фиг. 2 - то же, в рабочем (нижнем) положении.
Устройство для изоляционных ра(бот в скважинах включает корпус 1, ,:спускаемый на заливочной колонне 2, подвижный хвостовик 3 с осевым каналом 4, в котором выполнено посадочное седло 5, запорный элемент, например шар 6, ограничители 7 и 8 перемещения хвостовика. Под посадочным седлом 5 в осевом канале хвостовика установлен обратный клапан 9.с запорным элементом, выполненным, например, в виде шара 10. Снаружи хвостовика установлена втулка 11, подпружиненная с двухсторон с помощью пружин 12 и 13, взаимодействующих с опорными (подвижными) шайбами 14 и 15. Втулка выполнена с двумя рядами радиальных отверстий: верхних 16 и нижних 17. Кроме того, втулка 11 имеет ограничители ее верхнего и нижнего перемещений, выполненные в виде продольных сквозных пазов 16 на хвостовике и штифтов 19, жестко закрепленных на нем и заходящих в пазы.
Хвостовик 3 выполнен с верхними заливочными 20 и нижними заливочными 21 отверстиями, при этом расстояние по высоте между ними равно половине хода втулки, или расстояние между радиальными отверстиями равно длине продольных сквозных пазов 1В. При этом условия обеспечивается совмещение радиальных и заливочных отверстий в рабочем положении устройства или, что эквивалентно, расстояние по высоте между ближайшими заливочными и радиальными отверстиями равно ходу втулки до ограничителей ее перемещения.
В нижней части корпуса имеется разрезное стопорное кольцо 22 с сальниковым узлом 23.
Устройство работает следующим образом.
После спуска в скважину на заливочной, колонне 2 устройство устанавливается выше изолируемого интервала на расстояние, равное длине хвостовика 3J.B корпусе 1 бросают запорный элемент б, который садится на седло 5. При нагнетании в заливочную колонну 2 жидкости создается избыточное давление, действующее на поперечное сечение хвостовика При определенном осевом усилии разрезное стопорное кольцо 22 разжимается и освобождает хвостовик 3,. который под действием собственного веса и перепада давления, возникающего при нагнетании жидкости в вали вочную колонну 2, вьщвигается вниз, причем давление может быть сколько угодно большим, что обеспечивает надежное выдвижение хвостовика 3 в искривленных скважинах. Сразу после освобождения хвостовика 3 втулка 11 под действием пружин 12 занимает среднее (нейтральное) положение, при этом отверстия 20, 16 и 21, 17 разоб щаются. Ког:да хвостовик 3 доходит до конца, подпружиненные ограничители 8 перемещения упира:ются в нижнюю опорную шайбу 15, пружины 13 ежи маются и втулка 11 перемещается ввер относительно хвостовика 3, а отьерс тия 17 и 20 совмещаются (отверстия 16 и 21 перекрыты). При этом откры ваются канал для прямой циркуляции через кольцевйе пространство между заливочной колонной 2 и верхней частью хвостовика 3, отверстия 17 и 20,обратный клапан 9 (шар 10 отжат книзу и хвостовик 3. Затем в интервал изоляции закачивают и продавливают тампонажный раствор, который закупоривает каналы негерметичности. При соз дании давления в затрубном пространстве (трубное открыто) шар 10 садится на посадочное седло и обратный клапан 9 закрывается.. Под действием этого давления хвостовик 3 начинает перемещаться вверх, одновременно втулка 11 под действием пружин 13 перемещается вниз относительно хвостовика 3 и занимает нейтральное положение (отверстия 20, 21, 16 и 17 перекрыты). Когда, хвостовик 3 полностью поднимется, ограничители 7 перемещения упрутся в верхнюю опорную шайбу 14 и втулка 11 переместится вниз относительно хвостовика 3, сообщив отверстия 20, 16 и 21, 17, в результате чего откроется канал для циркуляции через хвостовик.После этого обратной циркуляцией вымывают остатки тампонажного раствора из заколонного пространства и оставляют скважину на ОЗЦ. При необходимости изоляционная операция может быть повторена, так как устройство приходит в исходное положение. Вместо разрезного стопорного кольца 22 может использоваться фик- . сирующий узел и другой конструкции, например шариковый, цанговый и др. . Использование предлагаемого устройства позволит повысить результативность изоляционных работ и сократить их продолжительность.Экономический эффект от применения изобретения составит 5145 руб. ча одну осложненную скважину при изоляционных работах на 500 скважинах, а в год - 2 млн. 272 тыс. руб.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗОЛЯЦИИ ПЛАСТОВ В СКВАЖИНЕ | 2010 |
|
RU2425954C1 |
СПОСОБ ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ ХВОСТОВИКА В СКВАЖИНЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2595122C1 |
УЗЕЛ ЦИРКУЛЯЦИИ ДЛЯ ХВОСТОВИКА ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ | 2013 |
|
RU2524103C1 |
Устройство для ступенчатого цементирования скважин | 1988 |
|
SU1652514A1 |
Устройство для изоляционных работ в скважинах | 1982 |
|
SU1129326A1 |
УСТРОЙСТВО АЙГУНЯНА ДЛЯ ТАМПОНИРОВАНИЯ ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ | 2014 |
|
RU2559968C1 |
"ОСНАСТКА ПРЯМОГО ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ С ОБРАТНЫМ КЛАПАНОМ" | 2014 |
|
RU2571469C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ И ГЕРМЕТИЗАЦИИ ХВОСТОВИКА ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ В СКВАЖИНЕ | 2004 |
|
RU2266391C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ ИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ В СКВАЖИНЕ И ПАКЕРНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | 2010 |
|
RU2414586C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УСТАНОВКИ И ГЕРМЕТИЗАЦИИ ХВОСТОВИКА ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ В СКВАЖИНЕ | 2000 |
|
RU2171366C1 |
1. УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИЗОЛЯЦИОННЫХ РАБОТ В СКВАЖИНАХ, включающее корпус, коаксиально размещенный в корпусе хвостовик с осевым каналом, в котором выполнено посадочное седло, запорный элемент, ограничители перемещения хвостовика и заливочную колонну, о т л и ч а ю щ е ее я тем, что, с целью повышения надежности изоляционных работ-за счет .возможности контроля положенчй хвостовика в процессе изоляционных работ, оно снабжено обратным клапаном. размещенным в осевом канале хвостовика под посадочным седлом, втулкой, установленной снаружи хвостовика, подпружиненной относительно последнего с двух сторон и выполненной с двумя рядами радиальных отверстий и с ограничителями ее верхнего и нижнего перемещения, а хвостовик под посадочным седлом выполнен с верхними заливочными отверстиями, а под обратным клапаном - с нижними заливочными отверстиями, причем расстояние по .высоте между ближайшими заливочными и радиальными отверстиями равно ходу втулки до ограничителей ее перемещения.„ 2.Устройство по П.1, о т л и .- g чающееся тем, что ограничи(Л тели перемещения хвостовикаустановлены на заливочной колонне и выполнены в виде шарнирных защелок, 3.Устройство по пи. 1 и 2, о т личающееся тем, что ограничители верхнего и нижнего.перемещения втулки выполнены в виде продольных сквозных пазов во втулке и штифтов, жестко закрепленных на хвостовике и заходяших в сквозные пазы.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Мицевич В.И | |||
Справочник инженера по бурению | |||
М., Недра, 1973, т | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Кровля из глиняных обожженных плит с арматурой из проволочной сетки | 1921 |
|
SU120A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Устройство для цементирования зон поглощения | 1969 |
|
SU487227A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
(прототип). |
Авторы
Даты
1983-12-30—Публикация
1982-03-12—Подача