00 4
00
05 4
Изобретение относится к строительству пьчротехнических сооружений, а именно к опорам морских сооружений на шельфах полярных л; ;|рей.
По основному авт. св. № 914712 известен снособ создания ледяной опоры, включающий транспортировку к месту ее создания айсберга, его временную анкеровку ко дну шельфа и пригрузку айсберга по верху намывным грунтом, в ходе выполнения которой он погружается на дно шельфа 1.
Недостатком известного способа являются значительные сроки создания ледяной опоры, особенно на шельфе глубиной меньше 80 м, к которому невозможно транспортировать айсберги с необходимой из условия экстремальной волны высотой надводной части, так как ЗЗ-ЭО /о от общей высоты айсберга находится под водой (БСЭ, т. 1, М., «Советская энциклопедия, 1969, с. 308). Создание же ледяной опоры из айсберга с осадкой, удовлетворяющей указанным глубинам шельфа, сопряжено с намораживанием по такому айсбергу искусственного льда или намыва грунта высотой до 15 м.
Цель изобретения - сокращение сроков создания ледяной опоры.
Указанная цель достигается тем, что согласно способу создания ледяной опоры изменяют плавучесть айсберга путем удаления части его периферийного наружного объема, при этом перед транспортировкой айсберга ударяют часть его надводного объема, а перед погружением айсберга на дно шельфа удаляют часть его подводного объема.
На чертеже показан айсберг (слева на плаву, а справа погруженный на дно шельфа).
Способ осуществляют следующим образом.
Выбирают айсберг с общей высотой, которая равна или несколько превышает высоту ледяной опоры. Откалывают взрывным способом от выбранного айсберга 1 участок, достаточный по площади для создания ледяной опоры, и подготавливают его к буксировке. В процессе этой подготовки, а также при буксировке айсберга над глубоководной частью моря уменьщают его осадку из условия, чтобы она была несколько меньше глубины шельфа над местом создания
опоры, что достигают за счет увеличения высоты надводной части айсберга путем изменения соотношения объема льда в каждой части к ее высоте.
Применительно к требуемой величине изменения осадки айсберга (И) определяют соотношение усредненных площадей его подводной части к надводной части по формуле:
И
С 1 +
К(Н-КН-И)
где К - отношение высоты надводной части айсберга до изменения осадки к его общей высоте;
Н - общая высота айсберга. Применительно к определенной величине С вычисляют объем льда айсберга, подлежащий удалению по формуле:
V Fo(h + H)(l-i-),
где FO-усредненная площадь надводной части айсберга до изменения его осадки;
h- первоначальная высота надводной части айсберга.
Подсчитанный указанным способом объем льда 2 удаляют взрывным способом, что сопровождается всплытием айсберга на величину И, при котором подощва айсберга 3 располагается выше дна шельфа 4.
В процессе заключительного этапа транспортировки айсберга 1 в нем выполняют протаяные скважины 5, в которых располагают заряды взрывчатых веществ. При этом количество скважин 5 и веса зарядов определяют из условия откола периферийного подводного объема льда айсберга. При достижении айсбергом места создания ледяной опоры производят взрыв зарядов в скважинах 5, который сопровождается отколом от айсберга 1 его подводной части 6 и последующим быстрым погружением самого айсберга на дно шельфа.
По сравнению с известным предлагаемый способ сокращает в 1,5-2 раза сроки возведения ледяной опоры, которые фактически сводятся к затратам времени на транспортировку айсберга. Кроме того, значительно облегчается подбор нужного для ледяной опоры айсберга за счет увеличения пригодного диапазона осадки и высоты подводной части айсберга.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ АКТИВНОЙ БОРЬБЫ С АЙСБЕРГОВОЙ ОПАСНОСТЬЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2011 |
|
RU2467121C1 |
МОРСКАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕДОСТОЙКАЯ ПЛАТФОРМА | 2015 |
|
RU2603340C1 |
СПОСОБ АКТИВНОЙ БОРЬБЫ С АЙСБЕРГОВОЙ ОПАСНОСТЬЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ АКТИВНОЙ БОРЬБЫ С АЙСБЕРГОВОЙ ОПАСНОСТЬЮ | 2012 |
|
RU2484209C1 |
СПОСОБ АКТИВНОЙ БОРЬБЫ С АЙСБЕРГОВОЙ ОПАСНОСТЬЮ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2010 |
|
RU2425929C1 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ ЛЬДА АЙСБЕРГОВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДЫ ИЗ НЕГО | 2004 |
|
RU2281878C2 |
СИСТЕМА ОСВЕЩЕНИЯ ЛЕДОВОЙ ОБСТАНОВКИ И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЛЕДОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ НА МОРСКИЕ ОБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 2014 |
|
RU2583234C1 |
СПОСОБ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗОВЫХ ГИДРАТОВ ДОННЫХ ОТЛОЖЕНИЙ И ПОДВОДНАЯ ЛОДКА ДЛЯ ДОБЫЧИ И ТРАНСПОРТИРОВКИ ГАЗОВЫХ ГИДРАТОВ | 2014 |
|
RU2554374C1 |
СПОСОБ ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2000 |
|
RU2175292C2 |
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА ПРОМЫСЛОВЫХ РАБОТ НА ГЛУБОКОВОДНОМ ШЕЛЬФЕ | 2019 |
|
RU2702470C1 |
ЛЕДОСТОЙКИЙ ОПОРНЫЙ БЛОК МОРСКОЙ БУРОВОЙ ПЛАТФОРМЫ И СПОСОБ ЕГО УСТАНОВКИ НА ДНЕ КОНТИНЕНТАЛЬНОГО ШЕЛЬФА | 2002 |
|
RU2249079C2 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ЛЕДЯНОЙ ОПОРЫ по авт. св. № 914712, отличающийся тем, что, с целью сокращения сроков его реализации, изменяют плавучесть айсберга путем удаления части его периферийного наружного объема, при этом перед транспортировкой айсберга удаляют часть его надводного объема, а перед погружением айсберга на дно шельфа удаляют часть его подводного объема.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторское свидетельство СССР № 914712, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1984-04-07—Публикация
1982-12-08—Подача