Известные протнвоаварийные пе х ходиики. 11рименяю1циеся при бурении сквяжин. основанные на использовании раз.1ичного рода устpoiicTB, разгрул аю1иих резьбовые соединения от передачи крутящих л Ол;ент()в, илгеют ограниченную область применения и успешно используются только при бурении скважин в но1)мальных. не осложненных геологических условиях.
Отесываемый комбинированный п ютивоаварийный переходник уст1)аняет указанный недостаток тем, что расширение области применения его достигается за счет совокупного использования:
а)устройства для передачи крутящего ГчЮмента от бурильных труб колонковоГ трубе, разгружающего pe3 j6oBoe соединение от больших затяжек, нутем передачи окружного усп.чия че)ез TopnoBoii зуб;
б)уетро1 ства для сброса промывочной жидкости выше переходника колонковой трубы путем перекрывания шариком основного промывоч-ного канала в переходнике, поеледуюн1его отвинчивания колонны бурильных труб и подъема ее вверх;
в) стронстна д,1я освобождения застрявше в скважине колонковой трубы путем применения переходника в виде трубчатого ясса, позволяlOHiero пр/оизводить выколачивание колонковой ко.юнной блрильных труб;
г)устройства для отсоединения ко.юмны бурильных труб от застрявnieii в скважине колонково трубы п}тем применепия переходника с левой резьбо.
Совокупное ,тьзовани.е перечне.1ет:ных устройств дает возможHocTi):
1)соединить буровой наконечник -через колонковую трубу с бурильны.П1 Т1)бами для передачи крутягцего момента и осевых усилий, а также для подачи на забо промывочной жидкости;
2)производить размыв пробок, образующихся над нижней частью бурового снаряда nyтe непосредетвенного воздействия струп жидкости на пробки;
3) облегчить ликвидацию аварий в скважинах, возникаюигих вследствие заклинки бурового снаряда или прихвата последнего шламом, путем
иско.чьзования его K;IK ;ич-;| л. кыколачивания затем.leiiHoro в сквяжипе
4) отсоединит;, колопцу бури/п,ных труб от ннжпеГ| части прихваijeiiHoro в скважине бурового снаряда;
о) В1)1н скать иромывочнук) жидKOCTi нз бури.льиых труб в процессе подъема инструмента;
6) в нужных с.|учаях сбрасывать шарнковьн к.лакан неред затнрко1 | керна всухую.
На с)иг. изображен нродо.чьньи )азрез комбинирслнанного нереход.ника; на фис. 2-разрез но месту соч.тснения 6ypH. ко.чонны с переходником; на фиг. Л-раз1)ез но осиовному стержню нсреходника.
Комбиии|)ова11иыГ1 переход HI к состоит нз трубчатого стержня , колпака 2, сосдииительного нереходннка 3, ни1Н1е.тя 4 и Н1арика .5.
Стержень / в нижне1 CBoeii части имеет правую 6 с круипым HiaroM, а в верхней-нравую резьбу 7 с Me.iKHM Hiaro.M; на боково| | новерхности его сделаны две канавки (S и выступ в внде зуба 9. Внутри стержня имеется кана.т 10.
Колпак 2 в нижней CBoeii части снабжен внутреннеГ .чевон резьбо 11, а в BepxHeii части его имеется 12, ун.1отнительнь1н са.чьник // и выступ в внде зуба 14.
Соеднннтельнын нереходпик 3 внизу имеет правую резьбу 75, а вверху /leByio |)езьбу 11.
Верхний торен этого нереходника имеет наклонную нлоскость 16, заканчнваюгнуюся унором П, на н.тоскости 16 сделана выемка 18, в нснтре торца-внутренняя правая резьба 19. Внутри нереходника имеется канал 20 с гнездом 21 для шарика 5.
Ниппель 4 снабжен внутренней резьбой 22 и зубом 23.
Подготовка комбинированного переходника д.тя спуска в скважину производится следуюн1им образом.
Колнак 2 навинчивается па левую резьбу 11 соединительного нереходника . так, чтобы зуб 2S ниппеля 4 упирался бы в зуб 14, при этом стержень / будет не нолпостью завинчен в соединительном пе1К ходнике 3, а eio 9 будет находнться на некотором расстоянии от упора /7 переходника /:. В таком ноложенин стержня / н нереходника 3 ьнарик 5 будет зажат между нак/юниоп н;|()скосг 16 3v6oM 9 н тем самым раск.линит стержень, так как зуб 9 образован и.юскостью, уго.т наклона которой бо. угла наклона нлоскости 1G. Такое состояние стержня / иск/ночает возможность самопроизвольного отвинчивания колонковой трубы от бурильиои ко.OHHiii в процессе спуска инструмепта в скважипу.
Одновременно стержен / не может до отказа завернуться в нереходпик /;, при спуске инструмента в скважину, носко.чьку зуб 23 упирается в зуб 14 ко.шака 2.
Заве)тывание стержня до отказа нроизноднтея iioc.ie упора коронки ко.юнкового снаряда на забой за счет некоторого отвертывания колнака 2 от иереходника 3. Прн этом нгарнк .5 скатится в выемку 18.
В таком состоянии комбинированного нереходника производится нроцесс бурения скважнны. Крутян1ий момент от бурильной колонны на ко/1онковую трубу нередается через зуб 9 и унор 17, вследствие чего исключается затяжка сте)жня 1 в резьбовом соединении с переходником 3.
Для отсоединения бурильной колонны н ко.юнковой трубы бурнльная колонна поворачивается влево на нескол1 ко оборотов до выхода резьбы стержня / нз резьбы переходника 3 н поднимается до учтора в верхнюю часть колпака 2. Далее бурн.чьная колонна поворачивается вправо и верхний зуб Р упора входит в сонрикосновение с унором 12 ко.ппака 2, после чего вращением колонны вправо производится отвертывание колпака 2 от переходпика 3, чем и достигается окончательное отсоединение колоины труб от колопКОБОЙ трубы.
Сброс промывочной жидкости, нотребный, нанример, для размыва нробок нод колонковой трубой или для освобождения внутренней полости бурильной колонны достигается
путем отвинчивания стержня 1 и юдьема его до упора в колпак. В этом случае жидкость будет проходить через капавки 8 на боковой поверхности стержня.
Такими же операциями достигается сброс шарика 5 в канал 20 нере-ходпика 3 д.тя выбуренного керна веухук). В этом случае нри изв.течепин стержня / из переходника 3 Н1арик 5 сваливается в канал 20 и закрывает его в гнезде 21. Для облегчения изв.течсиия застрявшей в скважине колонковой трубы, комбиJпир)ваинр,п| переходник может быть испо.1ьзова1 как раздвижной ясс. В ;:)том с.тучае путем )езкого приподнимания отвинченного от переходника ) стержня / производятся удары по ко.тпака 2, которые передаются на колонковую трубу.
Предмет изобретения
Комбинированный противоава)иГм1ый пе|)еходник д.тя соединен1 я KO/ioHKOBoii и бурильных труб, о тл и ч а ю П1 и и с я тем, что, в целях отсоединения колоппы бурильных труб от зажатой колонковой трубы.
|)азмывки оо)азую1Ц11хся над ко.тонковой трубо пробок И сброса промывочной жидкости из бурн.чьных труб в процессе их из скважины, совокупио применены:
а)лстройство для передачи крутяп;его момента от бу 1нльных труб колопково трубе, разгружаюп1ее резьбовое соединение от больших затяжек путем передачи окружного леи.тия через торцево зуб;
б)ycTpoficTBO для сброса нромывочной жидкости выше переходника Ko.TOHKOBoii трлбы путем nej eKpbiBaния основного промывочного кана.та в переходнике шар1п-;ол, носледуюHiero отвинчивания колонны бури.тьHbjx труб и нриподъсма ее вверх;
в)усТ|К)Г|ство для освобождений 3acTpHBn ei i в скважппе колонковоГ трубы путем применения переходника в внде трубчато|-о ясса, позволяюп;его п 1оизводить выколачивание Ko.-ioHKOBOii трубы Ko.iOHHoii бурильных труб;
г)устройство для отсоединения колонпы бурильных труб от застряви1ей в скважине колопковоГ трубы, путем применения переходника с левой резьбой.
Фиг. 1
Фиг. 2 /%5/7ел по ЛР
22
f2
j
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Универсальный соединитель | 1976 |
|
SU655811A1 |
Комбинированный противоаварийный отсоединитель | 1970 |
|
SU588338A1 |
Обратный клапан для бурильных труб | 1982 |
|
SU1105616A1 |
Боковой грунтонос | 1956 |
|
SU107255A1 |
Колонковый снаряд | 1958 |
|
SU121735A1 |
Устройство для приготовления быстросхватывающейся смеси | 1958 |
|
SU121742A1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРОТИВОАВАРИЙНЫЙ ПЕРЕХОДНИК | 1998 |
|
RU2151266C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕХОДНИК НА КОЛОНКОВУЮ ТРУБУ | 1996 |
|
RU2117134C1 |
Глубинный насос | 1956 |
|
SU132588A1 |
Освобождающийся переходник | 1958 |
|
SU121739A1 |
Авторы
Даты
1957-01-01—Публикация
1955-10-03—Подача