I
Изобретение относится к противоаварийным устройствам, а именно К комбинированным отсоединителям.
Известны противоаварийные отсоединители, включающие шток с левой резьбой п корпус с переходником 1.
Недостатком этого отсоединителя является то, что он обеспечивает только отсоединение прихваченной части колонны от свободной, причем путем вращения инструмента влево.
Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемому результату является .комбинированный противоаварийный отсоединитель, включающий трубчатый стержень с выступами и продольными канавками на наружной поверхности, колпак с зубчатым нижним торцом для взаимодействия с выступами стержня, присоединительный ниппель и узел стопорения стержня 2.
Недостатком его является малая надежность в работе, связанная с возможностью произвольного вывинчивания стержня, что может привести к отсоединению переходника от колонковой трубы.
Целью изобретения является повышение надежности работы переходника путем предохранения стержня от проворота при спуске отсоединителя в скважину.
Постав-ленная цель достига-ется тем, что узел стопорения выполнен в виде обратного
клапана, размещенного в ниппеле, и уплотнительных колец, обхватывающих стержень по наружному диаметру под действием перепада давления, создаваемого обратным клапаном,
при этом кольца установлены в канавке трапецеидальной формы, которая выполнена в колпаке.
На фиг. I изображен противоаварийный отсоединитель в положении бурения; на фиг.
2 - то же, в положении разъединения трубчатого стержня с ниппелем; на фиг. 3 - сечение А-А фиг. 2; на фиг. 4 - сечение Б-Б фиг. 2; на фиг. 5 - сечение В-В фиг. 1; на фиг.
6- сечение Г-Г фиг. 1.
Комбинированный противоаварийный отсоединитель включает трубчатый стержень 1 с продольными канавками 2 и выступами 3 на наружной поверхности. Стержень 1 посредством муфт 4 и 5 соединяется соответственно с
бурильной колонной и ниппелем 6. Причем нижний торец стержня 1 выполнен с выступом
7для взаимодействия с ответным выступом 8 на верхнем торце ниппеля 6.
Для предохранения стержня 1 от вывинчивания при спуске инструмента в скважину переходник снабжен узлом стопорения, который состоит из обратного клапана 9, размещенного в ниппеле 6, и уплотнительных колец 10, установлеиных в канавке 11 трапецеидальной формы, выполненной в колпаке 12.
При спуске отсоединителя в скважину обратный клапан 9 перекрывает .канал ниппеля 6, обеспечивая тем самым лерепад давления на уплотнительные кольца 10. Под действием этого давления кольца 10 плотно прилегают к наружной поверхности стержня 1 и удерживают его от проворота относительно колпака 12.
Между колпаком 12 и муфтой 4 установлен уплотнительный: элемент 13, а между муфтой 5 и ниппелем 6 - калиброванное кольцо 14 для регулирования усилия, натяга резьбового соединения стержня 1.
Предлагаемый отсоединитель можно использовать в качестве забойного вибратора путем отвинчивания стержня 1 в незатянутой крупно-ленточной резьбе приведения выступов 3 в контакт с зубчатой поверхностью торца колпака 12 и вращения стержня 1. При отвинчивании стержня 1 и подъеме его до упора в колпак 12 достигается сброс промывочной жидкости Б сквалсину из полости труб через канавки 2 и размыв образовавшейся пробки.
Наличие обратного шарового клапана 9 вместе с уплотнительными кольцами 10, кроме надежного стопорения стержня 1, предупреждает фонтанирование промывочной жидкости при спуске инструмента в скважину.
Отсоединитель можно использовать и как выбивной снаряд для освобождения прихваченной колонны, а если это не приводит к положительным результатам, то для разъединения колонны в отсоединителе путем среза выступов 3 на стержне 1.
Формула изобретения
Комбинированный противоаварийный отсоединитель, включающий трубчатый стержень с
выступами и продольными канавками на наружной поверхности, колпак с зубчатым нижним торцом для взаимодействия с выступами стержня, присоединительный ниппель и узел стопорения стержня, отличающийся тем,
что, с целью повышения надежности его работы путем предохранения стержня от проворота при спуске отсоединителя в скважину, узел стопорения выполнен в виде обратного клапана, размещенного в ниппеле, и уплотнительных колец, обхватывающих стержень по наружному диаметру под действием перепада давления, создаваемого обратным клапаном, при этом кольца установлены в канавке тра:пецеидальной формы, которая выполнена в
колпаке.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство № 105629, кл. Е 21В 17/06, 1956.
2. Авторское свидетельство № 110476, кл. Е 21В 17/06, 1955.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Универсальный соединитель | 1976 |
|
SU655811A1 |
ОТСОЕДИНИТЕЛЬ | 1993 |
|
RU2061833C1 |
ОТСОЕДИНИТЕЛЬ | 2010 |
|
RU2433245C1 |
ОТСОЕДИНИТЕЛЬ БУРОВЫХ ШТАНГ | 2006 |
|
RU2286434C1 |
Устройство для отсоединения прихваченной колонны бурильных труб | 1974 |
|
SU861551A1 |
ОТСОЕДИНИТЕЛЬ | 2000 |
|
RU2232866C2 |
ОТСОЕДИНИТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕВОДНИК | 2006 |
|
RU2322564C2 |
РАЗЪЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 1992 |
|
RU2071542C1 |
Комбинированный противоаварийный переходник | 1955 |
|
SU110476A1 |
РАЗЪЕДИНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО | 2001 |
|
RU2197596C2 |
Авторы
Даты
1978-01-15—Публикация
1970-04-21—Подача