Изобретение относится к речным гидротехническим сооружениям, а именно к насосоуправляющим и кальматирующим сооружениям активного действия полузапрудам и шпорам, и может быть использовано для защиты берегов рек и расположенных на них земельных угодий и строений, а таюке земляного полотна железных и автомобильных дорог от размыва, выправления русел и восстановления размытых участков берега.
Известно берегозащитное сооружение, состоящее из системы расположенных в ряд бычков, имеющих форму усеченных пирамид, установленньк на одиночные маячные сваи и образующих между собой каналы трапецеидального сечения 1).
В известном сооружении устойчивость положения бычков, выполненных из бетонных блоков, обеспечивается их собственным весом, а установленные на дно русла блоки способствуют .стеснению речного потока и подвергаются усиленному подмыву, в результат чего основная их масса быстро погружается в размыв, а после спада уровня заливается и оказывается бездействующей. Все это влечет за собой увеличение расхода строительных материалов и дополнительного объема работ. Вместе с тем, значительный собственный вес и большие габариты блоков осложняют процесс транспортировки, и монтажа конструкции, а при делении бло,ков на секции увеличивают количесво типоразмеров конструктивных элементов. Кроме того, устройство свай требует дополнительного объема работ и сваебойных механизмов и не всегда обеспечивает устойчивость бычков. Это сказывается при неравномерном подмыве основания блоков и увеличении нагрузки на сваи, что влечет за собой срыв свай относительно грунта и опрокидывание блоков в размыв.
Известна также сквозная берегозащитная шпора, содержащая бычки на сваях, выполненных в виде короба и закрепленных на дне русла с образованием свободного пространства между нижней поверхностью бычка и дном русла и обеспечением скорости между сваями и бычками t2j,
Однако и данная конструкция недостаточно надежна в работе при размыве русла.
Целью изобретения является повышение надежности и устойчивости сооружния.
Указанная цель достигается тем, что каждый короб заполнен грунтом и выполнен в виде усеченной пирамиды, большим основанием жестко связанной со сваями, объединенными в верхней своей части рамой, при этом бычки установлены с наклоном подошвы большего основания от верхнего бьефа к нижнему.
Кроме того, сваи соединены между собой посредством шарнирных связей,
На фиг, 1 изображена сквозная берегозащитная полузапруда, продольный разрез; на фиг, 2 - то же, план; на фиг, 3 - разрез А-А на фиг, 2,
Сквозная берегозащитная шпора состоит из бычков 1, выполненных из пустотных железобетонных блоков оболочек 2, имеющих форму усеченной пирамИды, заполненной грунтом 3, расположенных и жестко укрепленных на раму 4, поддерживаемую угловыми и промежуточными сваями-стойками 5, опирающимися на дно русла 6, Бычки расположены с отклонением от линии берега 7 в сторону русла по направлению течения 8 параллельно один к другому на расчетном расстоянии, образуя в нижней своей части сквозные отверстия 9 а в верхней части меяду оболочками 2 - каналы 10 трапецеидального сечения. Стойки 5 соединены между собой посредством шарнирных связей 11,
При прохождении руслоформируюа их и паводковых вод часть речного потока и влекомые по дну реки насосы проходят через сквозные отверстия от защищаемого берега 7 в сторону русла, Пространство, замкнутое с одной стороны струями, вытекающими из каналов 10, ас другой стороны берегом 7, интенсивно заносится наносами благодаря небольшим циркуляционным скоростям в этой области и притоку донных струй, проходящих через отверстие 9, При размыве дна русла 6 и вымывании грунта из-под основания стоек 5 под действием загрузки оболрчки 2 грунтом 3 происходит автоматическое погружение бычков 1 в размыв до устойчивого основания.
Высота стоек 5, уменьшающаяся от верхнего к нижнему бьефу, обеспечивает равномерное погружение бычков 31 в размыв и увеличивает их устойчивость. Наличие угловых и промежуточных стоек под основаниями оболочек увеличивают пропускную способность бычков в первый период их работы и обеспечивают транзитный пропуск влекомых по дну реки HajHocoB, в результате чего происходит интенсивное заиление дна русла и увеличивается длина зоны защиты берега за соор-ужением. Совокупность угловых и промежуточ ных стоек, опирающихся на дно русла, и значительный вес оболочки, заполJw
)
f (Puz.j /I-/I tA4 ненной грунтом, обеспечивает равномерное опускание бычков в размыв, прочность и устойчивость сооружения. Индустриальное изготовление, незначительный вес и габарит отдельных элементов оболочки и основания в виде стоек, монтируемых на месте их установки, облегчает транспортировку и монтаж сооружения и сокращает потребность в рабочей силе. Применение изобретения позволяет повысить надежность работы берегозащитных сооружений и их устойчивость по сравнению с прототипом. -г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Сквозная берегозащитная шпора | 1982 |
|
SU1070257A1 |
Берегозащитное сооружение | 1985 |
|
SU1281624A1 |
БЕРЕГОЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2001 |
|
RU2222666C2 |
БЕРЕГОЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2001 |
|
RU2215087C2 |
Берегозащитная шпора | 1980 |
|
SU870570A1 |
Сквозная берегозащитная шпора | 1984 |
|
SU1219709A1 |
ГИБКОЕ БЕРЕГОЗАЩИТНОЕ СОООРУЖЕНИЕ | 2006 |
|
RU2329352C1 |
Берегозащитная шпора | 1983 |
|
SU1100359A1 |
СБОРНОЕ ГИБКОЕ БЕРЕГОЗАЩИТНОЕ СООРУЖЕНИЕ | 2005 |
|
RU2283396C2 |
Берегозащитная шпора | 1986 |
|
SU1497337A1 |
1. СКВОЗГХЯ БЕРЕГОЗАЩИТНАЯ ШПОРА, содержащая оычки на сваях, выполненных в вцде короба и закрепленных на дне русла с образованием свободного пространства между нижней поверхностью бычка и дном русла и обеспечением сквозности между сваями и бычками, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и устойчивости сооружения, каждый короб заполнен грунтом и выполнен в виде усеченной пирамиды, большим основанием жестко.связанной со сваями, объединенными в верхней своей части рамой, при этом бычки установлены с наклоном подошвы большего основания от верхнего бьефа к нижнему. 2. Шпора по п. 1, отличающая с я тем, что сваи соединены между собой посредством шарнирных (Л связей. СП ел 4| 4i
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Берегозащитная шпора | 1980 |
|
SU887702A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторское свидетельство СССР по заявке 3526968/29-15, кл | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1984-07-30—Публикация
1983-04-18—Подача