1 Изобретение относится к способу дегазации емкости от этилированИого топлива и может быть использовано на водном, железнодорожном транспорте ив других областях наррдного хозяйства при дегазации емкости из-под этилированного топли ва. Трудность очистки емкости от эти лированного топлива заключается в необходимости удаления токсичных соединений свинца с металлических поверхностей влияющих на качество .перевозимого в емкости груза. Соеди нения свинца находятся в этилирован iHOM топливе, например, в составе 5тётраэтИлевинца и продуктов его раз ложения, образующихся на свету под воздействием кислорода, углекислого газа воздуха, и осаждаются на повер ности, проникая в продукты коррозии в процессе зфанения и опорожнения емкости Известен способ дегазации емкост от этилированного топлива, включающий удаление остатков этилированног бензина промывкой горячей водой и мокнцими веществшФ или растворители ми, вторичную промьюку горячей водой, просушку, протирку днища ветошью С1 . Наиболее близким к изобретению является способ дегазации емкости от этилированного топлива, включающий механизированную мойку емкости воднь м раствором перманганата калия 0,1%-ной концентрации, при этом перед мойкой производят вентиляцию, которая способствует разложению тет раэтилевинца, содержащегося в остат ках этилированного топлива на органические продукты, соединения углерода и свинца Г2}. I Однако при взаимодействии с кислородом и углекислым газом воздуха на поверхности емкости образуются водонерастворимые соединения свинца в виде P&0,P&(OH),PfrCOj. Наносимый на поверхность перманганат каЛия образует со свинцом водонерастворимые соединения, которые остаются на поверхности танков. Очистка поверхности от отложений водоиерастворимого соединения свинца трудоемкая операция, которая уху шает условия труда мойщиков при выборке твердых остатков и увеличивае время дегазации. 6 Кроме того, для осуществления данного способа требуется подогрев поверхностей грузовых танков с од- . новременной вентиляцией, что требует больших затрат энергии и специального оборудования. Все это снижает эффективность процесса дегазации. Цель изобретения - повышение эффективности процесса. Поставленная цель достигается тем, что согласно способу дегазации емкости от этилированного топлива, включающему механизированную мойку емкости водным раствором химического реагента с использованием вентиляции , перед механизированной мойкой в емкости создают,образование насыщенных паров этилированного топлива, а механизированную мойку осуществляют водньв4 раствором полиакриламида или динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты. Образование насыщенных паров осуществляют направлением потока воздуха пЬд слой сливаемого этилированного топлива, подачей подогретого до 40-70 С мокщёго раствора на остатки этилированного топлива при мойке емкости, впр1жкиванием этилированного бензина в газовое пространство емкости во время ее опорожнения от этилированного бензина, Вейтилядаю емкости производят после ее моЙкИ. Кроме того, механизированную мойку осуществляют 0,01-0,05%-ным водным раствором полиакриламида или 0,002-0,01%-ным водным раствором динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты. Создание в емкости насыщенных паров предотвращает испарение этилированного топпива с внутренних поверхностей емкости и уменьшается переход свинца в нерастворимые соединения. Кроме того, исключается контакт кислорода и углекислого газа воздуха с тетраэтилсвинцом, содержащимся в остатках топлива на поверхности емкости, и разложение тетраэтилсвинца на водонерастворимые оединения. Таким образом,предотвраение испарения бензина создает небходимые условия последующей мойки мкости водным раствором полиакрилмида (ПАА), который вьтускается в иде технического геля ПАА (ТУ 6-01049-81, ТУ 6-01-1109-77) или динатиевой соли этилендиаминтетрауксусой кислоты (Na-ЭДТА). Находящиеся
в ПАА карбоксильные группы СООН придают ПАА свойства органической кислоты, дающей с различныьш катионами достаточно прочные и растворимые в воде комплексные соли. При о азовании солей катион металла . (свинца) замещает атомы водорода функциональной группы органического е&единения, в данном случае карбоксильной группы.
Предлагаемый способ очистки осуществляется следующим образом.
Во время опорожнения танка нефтеналивного судна от этилированного бензина в газовое пространство емкости впрыскивают этилированный бензин или направляют поток возду- 5 ха под слой сливаемого бензина. Этилированньй бензин, испаряясь в газовом пространстве, насыщает его и предотвращает испарение бензина с внутренней поверхности танка. После полного опорожнения танка прекращают процесс насыщения парами бензина газовой атмосферы.
Процесс насыщения освободившегося объема танка после слива груза можно обеспечить также подачей подогретого моющего раствора на неоткачениые остатки перевозимого этилированного бензина. Допустимый неоткачйваемый остаток находится в пределах 1% от вместимости танка. При испарении 0,01%-ных остатков бензина в танке достигается концентрация газовоздушной среды вьше ВПВ Под остатком перевозимого этилированного бензина понимается продукт, находящийся в свободном состоянии на дне танка, абсорбционные пленки по поверхности танка и некоторое количество продукта, содержащегося в трещинах поверхности, порах и продуктах коррозии.
В танк заводят моечное оборудование и проводят механизированную мойку моющим водным раствором ( можно подогретым), содержащим полиакриламид при концентрации 0,01-0,05% или динатриевую соль этилендиаминтетрауксусной кислоты при концентрации 0,002-0,01%. Отработанный моющий раствор сбрасывают за борт при концентрации полиакриламида, динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты и свинца не более предельно допустимой в районе сброса. Результаты приведены в таблице.
Как видно из таблицы, для эффективной отмывки поверхности диапазоны концентраций в моющем растворе составляют для ПАА 0,01-0,05, а для
Na-ЭДТА 0,002-0,01. Механизированную мойку грузовых танков производят переносными моечными машинками, которые подвешивают в танках через моечные горловины. Моечные машинки переме цают по высоте танка. Суммарное время мойки танка объемом 807 м с учетом установки моечного оборудования составляет 5 ч/см. Струи раствора, истекающие из сопел моечных машин при Р 0,5-0,8 МПа омывают поверхность танков, эмульгируют углеводороды этилированного топлива и переводят свинец в раствор в виде водорастворимых ком0 плексных солей. Образующуюся эмульсию этилированного топлива (жидкие остатки топлива с днища),а также соединения свинца в растворе откачивают зачистным насосом в отстойный танк. Удаление остатков этилированного топлива из воздушной среды танка при мойке происходит за счет вентиляции танка испаряющимся моющим раствором. Содержание углеводородов
0 топлива в атмосфере грузовых танков не должно превышать 12,5 г/м. По данным измерений содержание паров топлива составляет 1 г/м. Полное удаление остатков этилированного
5 топлива после мойки, находяшихся в грузовом танке в виде паров паровоздушной смеси углеводородов топлива, производят вентиляцией (например принудительной).
40
Эффективность дегазации емкости от этилированного топлива по предлагаемому способу по сравнению с ,прототипом вьше, так как на дега45 зацию затрачивают в 70 раз меньше времени, сокращается объем и исключается ручной труд с токсичнь1ми соединениями свинца. Кроме того, дегазацию по прототипу невозможно 50 осуществить в грузовых танках морских танкеров при переходе морем, из-за большой высоты танков, волнения моря (качки судна). В результате повьшения эффективности „дегазации и ее проведения в балластном рейсе увеличивается эксплуатадаонный период танкеров, уменьшается количество баллстных рейсов, сокращается стоимость дегазации.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ дегазации танкеров от остатков этилированного бензина | 1977 |
|
SU672100A1 |
Моющее средство для очистки поверхности от нефтепродуктов | 1975 |
|
SU618406A1 |
Моющее антистатическое средство для очистки металлической поверхности от остатков нефтепродуктов | 1980 |
|
SU1124018A1 |
СПОСОБ МОЙКИ РЕЗЕРВУАРОВ ДЛЯ НЕФТИ, НЕФТЕПРОДУКТОВ ИЛИ ОПАСНЫХ ЖИДКИХ СРЕД И КОМПЛЕКС ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2015 |
|
RU2585784C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО МОЙКИ СУДОВЫХ ТАНКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ТАНКЕРОВ И ГАЗГОЛЬДЕРОВ К ТРАНСПОРТИРОВКЕ НЕФТЕПРОДУКТОВ | 2011 |
|
RU2468958C1 |
Моющее средство для очистки металлической поверхности "аполир" | 1976 |
|
SU649742A1 |
Моющее средство для отмывки танкеров от остатков нефтепродуктов | 1989 |
|
SU1719424A1 |
СПОСОБ ДЕГАЗАЦИИ ВЕРТИКАЛЬНЫХ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ РЕЗЕРВУАРОВ ПЕРЕД РЕМОНТНЫМИ РАБОТАМИ | 2012 |
|
RU2518970C1 |
СПОСОБ ОЧИСТКИ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ЦИСТЕРН ОТ ОСТАТКОВ ОРГАНИЧЕСКИХ ПРОДУКТОВ И МОЮЩЕЕ СРЕДСТВО, ИСПОЛЬЗУЕМОЕ В СПОСОБЕ | 2007 |
|
RU2357811C1 |
КОНСОЛЬНО-ПОВОРОТНАЯ МАГИСТРАЛЬ И СПОСОБ ЕЁ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2021 |
|
RU2781317C1 |
1. СПОСОБ ДЕГАЗАЦИИ ЕМКОСТИ ОТ ЭТИЛИРОВАННОГО ТОПЛИВА, включающий механизированную мойку емкости водным раствором химического реагента с использованием вентиляции, от ди чающийся тем, что, с целью повьшения эффективности процесса, перед механизированной мойкой в емкости создают образование насыщенных паров этилированного топлива, а механизированную мойку EHSJIJiOfEiiA осуществляют водным раствором полиакриламида или динатриевой соли этилендиаминтетрауксусной кислоты. 2.Способ ПОП.1, отличающийся тем, что образование насьпцённых паров осуществляют впрыскиванием этилированного бензина в газовое пространство емкости при ее опорожнении от этилированного топлива. 3.Способ по П.1, отличающийся тем,что образование насьпценных паров осуществляют путем направления потока воздуха под слой сливаемого этилированного топлива. § 4.Способ поп.1,отличающ и и с я тем, что образование на(Л сыщенных паров осуществляют подачей подогретого до 40-70 С моющего раствора на остатки этилированного топлива при мойке емкости. 5.Способ по П.1, отличающийся тем, что вентиляцию емкости проводят после ее мойки. 6.Способ по пп. 1-4, отличающийся тем, что механизированную мойку осуществляют водным раствором полиакриламида с концентрацией 0,01-0,05% или динатриевой ел соли этилендиаминтетрауксусной кисо лоты с концентрацией 0,002-0,01%. 05
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Нефть и нефтепродукты, упаковка и хранение.ГОСТ 1510-76 | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Способ дегазации танкеров от остатков этилированного бензина | 1977 |
|
SU672100A1 |
Способ приготовления сернистого красителя защитного цвета | 1915 |
|
SU63A1 |
Авторы
Даты
1984-08-30—Публикация
1982-11-10—Подача