Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в станкостроении. Известен гидростатический подшипник, в котором выполнена гидродинамическая канавка, питающая несущий карман за счет давления, генерируемого в ней при вращении вала 1. Однако в связи с тем, что генерируемое давление пропорционально частоте вращения, то жесткость и несущая способность этого подшипника мала при небольших частотах вращения. Известен подшипник скольжения, на рабочей поверхности одного из элементов которого выполнены приемные камеры, питающие отверстия, соединенные с источником давления смазочной среды, а также несущие карманы, соединенные с противолежащими приемными карманами 2. Такая схема соединения несущих карманов с приемными способствует повышению нагрузочных характеристик - жесткости и грузоподъемности, однако они ограничены величиной давления, создаваемого источником смазочной среды. Цель изобретения - повышение жесткости и несущей способности подшипника при вращении вала. Поставленная цель достигается тем, что в подшипнике скольжения, содержащем обхватывающую цапфу вала втулку, на внутренней поверхности которой выполнены равномерно по окружности приемные камеры, питающие отверстия, соединенные с источником давления смазочной среды, а также несущие карманы, соединенные каналами, выполненными на наружной поверхности втулки, с противолежащими приемными камерами, на внутренней поверхности втулки выполнены равномерно по окружности соединенные с источником давления посредством питающих отверстий гидродинамические канавки, нагнетательные концы которых расположены вблизи приемных камер, связаны с ними посредством дросселирующих перемычек и каждый конец которых соединен с нагнетательным концом противолежащей гидродинамической канавки. Между рядами гидродинамических канавок и приемных камер выполнена кольцевая канавка, соединенная с нагнетательными концами гидродинамических канавок, дросселирующие перемычки расположены между кольцевой канавкой и приемными камерами. На фиг. .1 показан предложенный подшипник, развертка; на фиг. 2 - то же, разрез; на фиг. 3 - конструктивное исполнение подшипника с кольцевой канавкой. Подшипник содержит втулку 1, охватывающую цапфу вала 2, на внутренней поверхности которой выполнены равномерно по окружности приемные камеры 3, питающие отверстия 4, соединенные с источником давления смазочной среды посредством канавки 5 и канала 6, а также несущие карманы 7, соединенные каналами 8, выполненными на наружной поверхности втулки 1, с противолежащими приемными камерами. На внутренней поверхности втулки выполнены равномерно по окружности соединенные с источником давления отверстиями 4 гидродинамические канавки 9, нагнетательные концы которых расположены вблизи приемных камер 3 и связаны с ними посредством дросселирующих перемычек 10. Нагнетательные концы противолежащих гидродинамических канавок попарно соединены каналами 11. Глубина гидродинамической канавки соразмерна с величиной зазора и составляет 2-5 величин среднего радиального зазора. Глубина несущего кармана превышает величину зазора в 50-100 раз. Приемные камеры 3 выполнены в форме лунок, они могут также иметь П-образную форму 12, охватывая нагнетательные гидродинамических канавок, чем улучшается использование генерированного в гидродинамической канавке давления. В другом конструктивном исполнении (фиг. 3) между рядами гидродинамических канавок 9 и приемных камер 3 выполнена кольцевая канавка 13, соединенная отрезками продольных канавок 14 с нагнетательными концами гидродинамических канавок 9. Подшипйик работает следующим образом. Смазочная среда от источника давления через канал 6, канавку 5 и отверстия 4 поступает в гидродинамические канавки 9, оттуда через дросселирующие перемычки 10 поступает в приемные камеры 3 (или 12), затем через каналы 8 - в несущие карманы 7 и из них - в рабочий зазор. Вследствие двойного дросселирования на перемычках и в зазоре, в приемных камеpax и несущих карманах устанавливается некоторое давление, промежуточное между давлениями нагнетания и окружающей среды. При смещении вала под нагрузкой зазор в зоне, противоположной нагруженному карману, увеличивается, сопротивление соответствующей дросселирующей перемычки уменьшается, обеспечивая дополнительный приток смазочной среды в нагруженный карман. При вращении вала в гидродинамических канавках 9 генерируется дополнительное давление, повышая жесткость и грузоподъемность подшипника. При этом эффект гидродинамического нагнетания в канавке, питающей нагруженный карман, несколько снижается вследствие возрастания зазора, и в противолежащей канавке, находящейся в зоне нагруженного кармана, указанный эффект возрастает; введенные каналы 11
улучшают питание смазочной средой нагруженного кармана благодаря использованию в питающей его канавке дополнительного потока смазки, поступающего по каналу 11 из противолежащей канавки, вследствие чего повыщается жесткость и несущая способность подщипника.
В конструктивном исполнении с кольцевой канавкой 13 в каждую из приемных камер поступает давление из кольцевой канавки, генерируемое во всех гидродинамических канавках. Этим улучшается питание смазочной средой нагруженного кармана, а также обеспечивается возможность увеличить длину гидродинамических канавок, повышая эффект нагнетания давления.
Использование изобретения позволяет повысить надежность работь подщипника благодаря увеличению жесткости и невущей способности, в особенности при повыщенных нагрузках.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2017 |
|
RU2654453C1 |
Лепестковый газостатический подшипник и способ изготовления лепесткового газостатического подшипника | 2018 |
|
RU2696144C1 |
Гидростатическая опора | 1990 |
|
SU1751501A1 |
Гидростатическая опора | 1991 |
|
SU1784772A1 |
Шпиндельный узел | 1981 |
|
SU952550A1 |
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2005 |
|
RU2280789C1 |
ГИДРОСТАТИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2001 |
|
RU2211385C2 |
ГИДРОСТАТИЧЕСКАЯ ОПОРА | 2012 |
|
RU2508483C2 |
Радиальный гидростатический подшипник | 1983 |
|
SU1141243A1 |
Шпиндельный узел шлифовального круга | 1986 |
|
SU1313674A1 |
1. ПОДШИПНИК СКОЛЬЖЕНИЯ, содержащий обхватывающую цапфу вала втулку, на внутренней поверхности которой выполнены равномерно по окружности приемные камеры, питающие отверстия, соединенные с источником давления смазочной среды, а также несущие карманы, соединенные каналами, выполненными на наружной поверхности втулки,с противолежащими приемными камерами, отличающийся тем, что, с целью повыщения жесткости и несущей способности подщипника при вращении вала, на внутренней поверхности втулки выполнены равномерно по окружности соединенные с источником давления при помощи питающих отверстий гидродинамические канавки, нагнетательные концы которых расположены вблизи приемных камер, связаны с ними посредством дросселирующих перемычек и каждый конец которых соединен с нагнетательным концом противолежащей гидродинамической канавки. 2. Подщипник по п. 1, отличающийся тем, что между рядами гидродинамических канавок и приемных камер выполнена кольцевая канавка, соединенная с нагнетатель(Л ными концами гидродинамических канавок, дросселирующие перемычки расположены между кольцевой канавкой и приемными камерами. N5 4 Ю
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Патент Франции № 2157102, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Автомат, например к пресс-подборщикам | 1960 |
|
SU136976A1 |
кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1985-02-23—Публикация
1982-11-03—Подача