Устройство для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя Советский патент 1985 года по МПК G01R31/34 

Описание патента на изобретение SU1146612A1

Изобретение относится к электро(Технике, в частности к устройствам для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя, и может быть использо вано для асинхронных дви гатёлей в процессе их зксплуатации. Известно устройство для контроля воздушного зазора на вращакнцихся злектрических машинах, которое содержит ряд зо1одов, расположенных равномерно на статоре маяины, и мостовые схемы, включакицие в себя попарно соедияейпие зонды; напряжение .снимаемое с диагонали каждого моста определяет величину измеряемого воз душного зазора ij. Недостатком устройства является необходимость внесения конструктивных изменений в контролируемую асин хронную машину, что приводит к удо Р жанию процесса ее производства. Известно устройство для косвенного контроля неравшжерности воздушного зазора асинхронного двигателя, которое содержит блок питания счетчик времени, блок измерения пус кового тока, блок сравнения с двумя входами и индика-гор контроля, причем счетчик времени подключен параллельно блр1КУ питания, индикатор контроля включен последовательно с блоксм сравнения, входы Которого Подключены к счетчику времени и бло ку измерения пускового тока 21, Недостатками яз)8естного устройст ва являются необходимость отсоединять двигатель от приводимого им ме ханизма, наличие специального источ ;ника питания состабилизирован1{ым значением напряжения и частоты, ыою иость. которого должна пЕ вЕлаать мощ ность контролируемого двигателя, за висююсть момента сопротивления от состояния трущихся поверхностей под ашиников, что приводит с течением :времени к изменению величины момен:та и времени разгона двигателя и, следовательно, к погрешности при рп редёленш воздушного зазора. Наиболее близким к изобретению по .технической сущности является устройство для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя, содержащее регулируемый источник питания посто янного тока, соединенный с коммутатором, снабженным входом запуска. Первая пара замыкаю1цих контактов коммутатора подключена параллельно измерительному безындукционному шунту, соединенному последовательно с обмоткой статора проверяемого двигателя, индикатор, соединенный с вы(ходом интегратора, информационный вход которого через вторую пару замыкающих контактов коммутатора соединен с измерительными контактами измерительного безындукционного шун та D3. Для определения неравномерности воздушного зазора необходимо выполнить значительное количество операций: измерить величину напряжения на выходе интегратора, значения активного сопротивления шунта и контура затухания, рассчитать величину синхронного индуктивного сопротивления по данным измерений в контрольном опыте, определить относительное изменение полученного синхронного индуктивного сопротивления по отношению к базовому значению последнего, определить величину «неравномерности воздушного зазора в фушсхщи от полученного относительного изменения синхронного индуктивного сопротивления. Указанные недостатки обуславливают в целом неточность измерения неравномерности воздушного зазора, асинхронных двигателей при сравнительно больш1 1х трудозатратах и времени, необходимого для производства контроля. Целью изобретения является повы- . шение точности при одновременном сокращении трудозатрат и времени контроля неравномерности воздушного зазора. Поставленная цель достигается тем, что в устройство для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя, содержащее регулируемый источник питания постоянного тока, соединенный с коммутатором, снабженным входом запуска, при этом первая пара замыкающих контактов коммутатора подключена параллельно измерительному безындукционному шунту, соединенному последовательно с обмоткой статора проверяемого двигателя, индикатор, соединенный с выходом интегратора, информдцио;1Ный вход которого через вторую пару замыкающих контактов коммутатора соединен с измерительны

toi контактами измерительного безындукционного щунта, введены источник

,опорного напряжения, сумматор, следя щий регулятор с входами управления и блокировки, регулируемое безындукционное сопротивление, двухпороговый компаратор и реле с одной парой замыкающих и размыкающих контактов, при этом регулируемое безьшдукционное сопротивление включено последовательно между обмоткой статора и шунтом, его вход управления соединен с.выходом следящего регулятора, вход управления которого соединен с

;выходом сумматора и входом компаратора, а вход блокировки-с разгшкяRXQHMH контактами реле, причем замыкакщие контакты реле соединены с входом запуска коммутатора, а управляющий вход реле - с выходом компаратора, при этом к входам сумматора подсоединены источник опорного напряжения и первая пара замыкающих контактов коммутатора.

На фиг; 1 изображена блок-схема устройства контроля Неравномерности воздушного зазора асинхронных двигателей{ на фиг, 2 - электрические связи, осуществляе№1е с помощью контактов коммутатора и реле. ,

Устройство для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асишсронньи двигателей состоит из регулируемого источника 1 постоянного тока, связанного с первой парой эамыкакжих контактов коммутатора 2 и питающего через последовательно включенные измерительный безындукционный шуйт ,3, помещенный в термостат и вегулируемое безындукционное со прои влениё 4,. обмотку статора контролируемого асинхронного двигателя 5 регулируемого источника 6 опорного напряжения, сумматора 7, входы которого подключены к первой паре 8 замыкающих контактов коммутатора 2 и иеточнику 6 опорного напряжения, следящего регулятора 9 и двухпорогового компаратора 10, входы которых подключены к выходу сумматора 7, рел 11, вход которого связан, с выходом двукпороговрго компаратора 10, а

: выходы подключены к входам 12 управления коммутатора 2 и блокировки следящего регулятора 9, выход прслед: него связан со входом регулируемого безындукционного сопротивления 4,

: интегратора 13, подключенного к выгходу измерительного безындукционного шунта 3 через вторую замыкающую контактную пару 14 кo fl yтaтopa 2, индикатора 15, подключенного к выходу интегратора 13.

Реле 11 содержит управляющую рбмотку 16, размыкающую 17 и за жающую 18 пары контактов. В качестве регулируемого источника 1 постоянного тока может быть нспользонан, например, блок питания серийного призводства типа ЛИСП-35 (выходное напряжение 50 В, ток 15 А), а в качестве коммутатора 2 с электромагнишлм приводом и контактной системой рубильника магнитная система контактора серийного производства типа МК1 .

Измерительный безындукционный шунт 3 на 750 мВ, 1,0 А и регулируемое безындукционное сопротивление сопротивлением 0,5 Ом выполнены из материала, го екицего низкий коэффи циент температурного изменения уделного сопротивления, Регулируемьй источник 6 Опорного напряжения уста|новлен на напряжение 0,7-13 В.

Индикатор 15, например, на основе вольтметра магнитоэлектрической системы класса 0,5, предусматривает возможность переключения при производстве измерений на шкалу в единицах напряжения или на шкалу, отградуированную в единицах количественной меры величины эксцентриситета ротора двигателя в процентах.

Устройство для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронных двигателей пользуются следующим образом.

Включается термостат, стабилизирукиций температуру измерительного безындукционного шунта 3 на заданном рабочем уровне, няпример, . Затем включается регулируемый источник 1 постоянного тока, путем регу лирования последнего в цепи обмотки статора асинхронного двигателя 5 устанавливается величина тока, равная тому значению, при котором выполнялось базовое измерение при отсутствии неравномерности воздушного зазора, например, после монтажа или капитального ремонта.

Включается источник 6 опорного напряжения, путем регулипования которого устанавливается величина напряжения, равная базовому значению падения напряжения в контуре затухания постоянного тока, включающем в себя обмотку статора контролируемо го асинхронного двигателя 5, измерительный шунт 3, регулируемое сопротивление 4 и соединительные провода между указанными элементами. Напряжение рассогласования на выходе сумматора 7 определяется разностью напряжений на выходе источника 6 опорного напряжения и первой паре контактов 8 коммутатора 2. В зависимости от знака напряжения рассогласования следящий регулятор 9 осуществляет плавное изменение величины регулируемого сопротивления таким образом, чтобы напряжение рас согласования на выходе сумматора 7 снизилось до.значений уставок двухпорогового компаратора 10. Последни приводит в действие реле 11, которо замыкающим контактом 18 подает напряжение на включение коммутатора 2 а размыкающим 17 блокирует действие следящего регулятора 9, Замьжание первой пары контактов 8 коммутатора 2 создает короткозамгнутьй контур затухания постоянного тока, замыкание второй пары контактов 14 одновременно с первой 8 вклю чает в работу интегратор 13, Коэффициент усиления интегратора 13 выбирают равным обратной величине напряжения, измеренного индикатором 1 в базовом опыте. Результат косвенного контроля неравномерности воздушного зазора определяется с помощью индикатора 15 по шкале, отграду ированной в единицах количественной меры величины эксцентриситета ротора двигателя в процентах. Это оказывается возможным благодаря установленной авторами зависимости вели чины эксцентриситета (Е) от относио изменения синхронного иного сопротивления С .110. д и - индуктивные сопротивления при наличии и отсутствии эксцентриситета. чины синхронного индуктивноотивления, входящие в правую 1), определяются как , (2) --Z нем о ш ц - сопротивление контура за-, тухания постоянного тока на фазу обмотки статора Ом; щ - сопротивление шунта 3,0м; u««- номинальное сопротивление nvfn обмотки статора величина начального тока в обмотке статора. А; переходная функция падения напряжения на шунте 3, измеряемая интегратором 13, В. ложенное устройство для контравномерности воздушного заинхронных двигателей обладашением точности контроля, снивремени измерения (приблизив 6 раз), сокращение трудоемна порядок).

ч

Похожие патенты SU1146612A1

название год авторы номер документа
Устройство для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя 1985
  • Рогозин Георгий Григорьевич
  • Рындин Александр Васильевич
  • Баранов Георгий Леонидович
  • Новиков Игорь Владимирович
SU1308957A1
Устройство для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя 1984
  • Рогозин Георгий Григорьевич
  • Рындин Александр Васильевич
  • Баранов Георгий Леонидович
  • Новиков Игорь Владимирович
SU1275337A1
Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя 1986
  • Рогозин Георгий Григорьевич
  • Новиков Игоь Владимирович
  • Пятлина Нина Григорьевна
  • Лапшина Наталья Семеновна
  • Журавель Виктор Александрович
SU1327024A1
Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя 1980
  • Рогозин Георгий Григорьевич
  • Лапшина Наталья Семеновна
SU900226A1
Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя 1981
  • Рогозин Георгий Григорьевич
  • Пятлина Нина Григорьевна
  • Лапшина Наталья Семеновна
SU1043574A1
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНДУКТИВНОСТИ РАССЕЯНИЯ ФАЗЫ ОБМОТКИ СТАТОРА АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2009
  • Ковалёв Юрий Захарович
  • Ковалев Александр Юрьевич
  • Кузнецов Евгений Михайлович
RU2422839C1
Способ управления двигателем двойного питания, выполненным на базе асинхронного двигателя с фазным ротором, и устройство для его осуществления 1987
  • Сонин Юрий Петрович
  • Шакарян Юрий Гевондович
  • Прусаков Юрий Иванович
  • Юшков Сергей Анатольевич
  • Гуляев Игорь Васильевич
SU1610589A2
Способ косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя 1982
  • Рогозин Георгий Григорьевич
  • Лапшина Наталья Семеновна
  • Фридман Анатолий Александрович
SU1065792A1
Устройство для моделирования электромагнитных процессов в асинхронных машинах 1989
  • Фрнджибашян Эдуард Симонович
  • Парванян Левон Саркисович
  • Мугалян Геворг Карапетович
SU1681315A1
Устройство для моделирования электромагнитных полей и процессов в асинхронных машинах 1989
  • Фрнджибашян Эдуард Симонович
SU1683041A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 146 612 A1

Реферат патента 1985 года Устройство для косвенного контроля неравномерности воздушного зазора асинхронного двигателя

УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОСВЕННОГО КОНТРОЛЯ НЕРАВНОМЕРНОСТИ ВОЗДУШНОГО ЗАЗОРА АСИНХРОННОГО ДВИГАТЕЛЯ,, содержащее регулируемый источник питания постоянного тока, соединенный с коммутатором, снабженньт входом запуска, при этом первая пара замыкающих контактов коммутатора подключена параллельно измерительному безындукционному юунту, соединенному последовательно с обмоткой статора проверяемого двигателя, индикатор, соединенный, с выходом интегратора, информационный вход которого через вторую пару замыкающих контактов коммутатора соединен с измерительными контактами измерительного безындукционного шунта, отличающееся тем, что, с целью повышения точности контроля при одновременном сокращении трудозатрат и времени контроля, в него введены источник опорного напряжения, сумматор, следящий регулятор с входами управления и блокировки, регулируемое безындукционное сопротивление, двухпороговый компаратор и реле с одной парой замыкающих и размыканнцих контактов, при этом регулируемое безындукционнное сопротивление включено последовательно между обмоткой статора и шунтом, его вход управления соединен с выходом следящего регулятора, вход управления которого связан с выходом сумматора и входом компаратора, а вход блокировки - с размыкающими контактами реле, причем замыкающие 4: контакты реле соединены с входом заО5 пуска коммутатора, а управляющий вход реле - с выходом Компаратора,к а входам сумматора подсоединены источник опорного напряжения и первая пара замыкающих контактов коммутаттора.

Формула изобретения SU 1 146 612 A1

//

10

Фиг.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1146612A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
СПОСОБ РАБОТЫ УЗЛА РЕДУЦИРОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА И УЗЕЛ РЕДУЦИРОВАНИЯ ПРИРОДНОГО ГАЗА 1994
  • Арефьев С.Ф.
  • Изаксон Г.С.
  • Михайлов В.Г.
  • Романов И.Г.
  • Звягин Г.М.
  • Ягудин А.М.
RU2091682C1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Косвенный контроль неравномерности воздушного зазора асинхронных двигателей
- Электротехника, 1980, № 3.

SU 1 146 612 A1

Авторы

Рогозин Георгий Григорьевич

Баранов Георгий Леонидович

Лапшина Наталья Семеновна

Ларин Аркадий Михайлович

Рындин Александр Васильевич

Даты

1985-03-23Публикация

1983-11-09Подача