Коробка передач транспортного средства Советский патент 1985 года по МПК B60K17/06 

Описание патента на изобретение SU1150106A1

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач трансмнсии колесных машин.

Известна коробка передач транспортного средства, содержащая корпус с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с шестернями внешнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма (1.

Однако известная коробка передач характеризуется высокой металлоемкостью и недостаточным кинематическим диапазоном.

Целью изобретения является повышение эффективности коробки передач путем увеличения пневматического диапазона, а также снижение металлоемкости.

Указанная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства, содержащей корпус с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с шестернями внешнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма, промежуточный вал с закрепленными на нем шестернями выполнен трубчатым и установлен на выполненных коаксиальными валах водила и солнечной шестерни планетарного механизма, промежуточный вал связан первой муфтой с валом водила и с валом солнечной шестерни, а также с корпусом коробки передач, а второй муфтой связан с валом водила и с эпициклической шестерней планетарного механизма, а также с корпусом коробки передач, при этом каждое звено планетарного механизма парой шестерен внешнего зацепления связано с выходным валом коробки передач, на котором установлены две муфты для соединения посредством первой муфты входного и выходного валов и выходного вала - с эпициклической шестерней, а посредством второй муфты - выходного вала с водилом и солнечной шестерней.

На чертеже изображена схема 11-ступенчатой коробки передач.

В табл. 1 показана согласованность работы муфты; в табл. 2 - передачи положения звеньев планетарного механизма и муфты переключения.

Входной вал 1 с зубчатым венцом соединен муфтой переключения 2 с шестерней 3 или 4. Шестерня 3 постоянно зацеплена с шестерней 5, а щестерня 4 - с шестерней 6. Шестерни 5 и б закреплены на трубчатом валу 7, на концах которого имеются зубчатые венцы. у1уфта 8 соединяет вал 9 с корпусом КП JO, левый зубчатый венец вала 7 с зубчатым венцом вала 9 или с зубчатым венцом коаксиального вала 11. Муфта 12 соединяет правый/зубчатый венец вала 7 с коаксиальным валом 11 или с зубчатым венцом корпуса планетарного механизма 13, в котором закреплена эпициклическая шестерня 14. Муфта 12 также соединяет корпус КП 10 с корпусом планетарного механизма 13 и эпициклической шестерни 14 или с коаксиальным валом 11. Последний соединен с водилом 15, на котором установлены сателлиты 16, находящиеся в зацеплении с эпициклической 14 и солнечной 17

шестернями планетарного механизма. На валу 9 закреплены солнечная шестерня 17 и шестерня 18, которая зацеплена с шестерней 19. Муфта 20 соединяет шестерню 19 с вторичным валом 21 коробки передач.

Водило 15 жестко соединено с шестерней 22, которая зацеплена с шестерней 23. Шестерня 24 закреплена на корпусе планетарного механизма 13 и зацеплена с шестерней 25. Шестерни 19, 23 и 25 свободно установлены на вторичном валу 21 и соединяются с ним

0 муфтами 20 и 26. Муфта 26 соединяет вторичный вал 21 с шестерней 25 или с входным валом 1.

Работа коробки передач осуществляется следующим образом.

„ I передача (табл. 2). От входного вала через зубчатый венец, муфту переключения 2 (положение III, табл. 1) и шестерни 3 и 5 крутящий момент подается на вал 7. От вала 7 через муфту 8 (положение II, табл. 1) момент подается на солнечную шестерню 17.

0 С помощью муфты 12 (положение III, табл. 1) эпициклическая шестерня 14 остановлена относительно корпуса КП 10. С водила 15 муфтой 20 (положение I, табл. 1) крутящий момент через шестерни 22 и 23 передается на вал 21. Муфта 26 находится в

5 положении II.

IIпередача обеспечивается переключением муфты 2 из положения III в положение I. Остальные муфты как при I передаче.

IIIпередача (табл. 2). Муфта 2 в положении III, с вала 7 муфтой 12 (положение II) момент передается на эпициклическую шестерню 14. Муфтой 8 (положение I) остановлена солнечная шестерня 17. С водила 15 через шестерни 22 и 23 и муфту 20 (положение I) крутящий момент передается на вал 21. Муфта 26 находится в положении II.

IVпередача (табл. 2). Муфта 2 в положении I. Остальные муфты как при III передаче.

Vпередача (табл. 2). Муфта 2 в положе0 НИИ III. С вала 7 муфтой 12 (положение II)

по корпусу планетарного механизма 13, шестерни 24 и 25, муфту 26 (положение III) крутящий момент передается на вал 21. Муфта 20 находится в положении II.

VIпередача (табл. 2). Муфта 2 в положении I. Остальные муфты как при V передаче.

VIIпередача (табл. 2). Муфта 2 в положении III. С вала 7 муфтой 12 (положение I) момент передается на водило 15. Муфтой 8 (положение I) остановлена шестерня 17. С эпициклической шестерни 14 и далее через шестерни 24 и 25, муфту 26 (положение III) крутящий момент передается на вал 21. Муфта 20 находится в положении II.

VIIIпередача (табл. 2). Муфта 2 в положении I. Остальные муфты как при VII передаче.

IXпередача (прямая) (табл. 2). Муфта 2 в положении II. Крутяш,ий момент с вала 1 через муфту 26 (положение I) передается на вал 21. Муфта 20 в положении II.

Xпередача (табл. 2). Муфта 2 в положеНИИ III. С вала 7 муфтой 8 (положение III) момент передается на водило 15. Муфтой

12 (положение III) остановлена эпициклическая шестерня 14. С солнечной шестерни 17 через шестерни 18 и 19 и муфту 20 (положение III) момент передается на вал 21. Муфта 26 находится в положении II.

XIпередача (табл. 2). Муфта 2 в положении I. Остальные муфты как при X пере-, даче.

XIIпередача, первый задний ход (табл. 2). Муфта 2 в положении III. С вала 7 муфтой 8 (положение II) момент передается на солнечную шестерню 17. Муфтой 12 (положение IV) остановлено водило 15. С эпициклической шестерни 14 через шестерни 24

и 25, муфтой 26 (положение III) момент передается на вал 21. Муфта 20 в положении П.

XIIIпередача, второй задний ход (табл. 2) Муфта 2 в положении I. Остальные муфты как при XII передаче.

Экономический эффект выражается в уменьшении металлоемкости коробки передач - вместо 13-ти шестерен внешнего зацепления потребуется 10, а также в уменьшении расхода топлива транспортным средством за счет увеличения КПД коробки передач и лучшей приспосабливаемости тр анспортного средства к дорожным условиям.

которая обеспечивается увеличенным количеством передач и расширенным диапазоном

коробки передач.

Таблица 1

Таблица 2

Похожие патенты SU1150106A1

название год авторы номер документа
ЧЕТЫРНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2009
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Кузнецов Константин Александрович
  • Зиганшин Руслан Альбертович
RU2406899C1
Реверсивная вально-планетарная соосная раздаточная коробка 16RR16 2022
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2793188C1
Вально-планетарная реверсивная соосная коробка передач 2020
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2752585C1
НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2008
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Зиганшин Руслан Альбертович
RU2385431C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ ВАЛЬНО-ДВУХПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2005
  • Некрасов Владимир Иванович
RU2295457C1
14-СТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2009
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Кузнецов Константин Александрович
  • Зиганшин Руслан Альбертович
RU2406898C1
ШЕСТНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2006
  • Некрасов Владимир Иванович
RU2323105C1
Реверсивная соосная вально-планетарная тридцатидвухступенчатая раздаточная коробка 2023
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шпитко Георгий Николаевич
RU2800517C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ПОЛУПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ 2005
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Голофаст Сергей Леонидович
RU2299134C1
СООСНАЯ ВАЛЬНО-ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА 2005
  • Некрасов Владимир Иванович
RU2295458C1

Реферат патента 1985 года Коробка передач транспортного средства

КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая корпус с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с щестернями внещнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности коробки передач путем увеличения пневматического диапазона, а также снижения металлоемкости, промежуточный вал с закрепленными на нем шестернями выполнен трубчатым и установлен на выполненных коаксиальными валах водила и солнечной шестерни планетарного механизма, промежуточный вал связан первой муфтой с валом водила и с валом солнечной шестерни, а также с корпусом коробки передач, а второй муфтой связан с валом водила и с эпициклической шестерней планетарного механизма, а также с корпусом коробки передач, при этом каждое звено планетарного механизма парой шестерен внешнего зацепления связано с выходным валом коробки передач, на котором установлены две муфты для соединения посредством первой муфты входного и выходного валов и выходного вала - с эпициклической шестерней, а посредством второй муфты - вцходного вала с водилом и солнечной шестерней. сд О)

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1150106A1

Высоцкий М
С
и др
Грузовые автомобили
М., «Машиностроение, 1979, с
Аппарат для передачи изображений на расстояние 1920
  • Адамиан И.А.
SU171A1
Устройство для устранения мешающего действия зажигательной электрической системы двигателей внутреннего сгорания на радиоприем 1922
  • Кулебакин В.С.
SU52A1

SU 1 150 106 A1

Авторы

Некрасов Владимир Иванович

Терехов Александр Сергеевич

Шпитко Георгий Николаевич

Даты

1985-04-15Публикация

1984-01-06Подача