Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к коробкам передач трансмнсии колесных машин.
Известна коробка передач транспортного средства, содержащая корпус с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с шестернями внешнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма (1.
Однако известная коробка передач характеризуется высокой металлоемкостью и недостаточным кинематическим диапазоном.
Целью изобретения является повышение эффективности коробки передач путем увеличения пневматического диапазона, а также снижение металлоемкости.
Указанная цель достигается тем, что в коробке передач транспортного средства, содержащей корпус с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с шестернями внешнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма, промежуточный вал с закрепленными на нем шестернями выполнен трубчатым и установлен на выполненных коаксиальными валах водила и солнечной шестерни планетарного механизма, промежуточный вал связан первой муфтой с валом водила и с валом солнечной шестерни, а также с корпусом коробки передач, а второй муфтой связан с валом водила и с эпициклической шестерней планетарного механизма, а также с корпусом коробки передач, при этом каждое звено планетарного механизма парой шестерен внешнего зацепления связано с выходным валом коробки передач, на котором установлены две муфты для соединения посредством первой муфты входного и выходного валов и выходного вала - с эпициклической шестерней, а посредством второй муфты - выходного вала с водилом и солнечной шестерней.
На чертеже изображена схема 11-ступенчатой коробки передач.
В табл. 1 показана согласованность работы муфты; в табл. 2 - передачи положения звеньев планетарного механизма и муфты переключения.
Входной вал 1 с зубчатым венцом соединен муфтой переключения 2 с шестерней 3 или 4. Шестерня 3 постоянно зацеплена с шестерней 5, а щестерня 4 - с шестерней 6. Шестерни 5 и б закреплены на трубчатом валу 7, на концах которого имеются зубчатые венцы. у1уфта 8 соединяет вал 9 с корпусом КП JO, левый зубчатый венец вала 7 с зубчатым венцом вала 9 или с зубчатым венцом коаксиального вала 11. Муфта 12 соединяет правый/зубчатый венец вала 7 с коаксиальным валом 11 или с зубчатым венцом корпуса планетарного механизма 13, в котором закреплена эпициклическая шестерня 14. Муфта 12 также соединяет корпус КП 10 с корпусом планетарного механизма 13 и эпициклической шестерни 14 или с коаксиальным валом 11. Последний соединен с водилом 15, на котором установлены сателлиты 16, находящиеся в зацеплении с эпициклической 14 и солнечной 17
шестернями планетарного механизма. На валу 9 закреплены солнечная шестерня 17 и шестерня 18, которая зацеплена с шестерней 19. Муфта 20 соединяет шестерню 19 с вторичным валом 21 коробки передач.
Водило 15 жестко соединено с шестерней 22, которая зацеплена с шестерней 23. Шестерня 24 закреплена на корпусе планетарного механизма 13 и зацеплена с шестерней 25. Шестерни 19, 23 и 25 свободно установлены на вторичном валу 21 и соединяются с ним
0 муфтами 20 и 26. Муфта 26 соединяет вторичный вал 21 с шестерней 25 или с входным валом 1.
Работа коробки передач осуществляется следующим образом.
„ I передача (табл. 2). От входного вала через зубчатый венец, муфту переключения 2 (положение III, табл. 1) и шестерни 3 и 5 крутящий момент подается на вал 7. От вала 7 через муфту 8 (положение II, табл. 1) момент подается на солнечную шестерню 17.
0 С помощью муфты 12 (положение III, табл. 1) эпициклическая шестерня 14 остановлена относительно корпуса КП 10. С водила 15 муфтой 20 (положение I, табл. 1) крутящий момент через шестерни 22 и 23 передается на вал 21. Муфта 26 находится в
5 положении II.
IIпередача обеспечивается переключением муфты 2 из положения III в положение I. Остальные муфты как при I передаче.
IIIпередача (табл. 2). Муфта 2 в положении III, с вала 7 муфтой 12 (положение II) момент передается на эпициклическую шестерню 14. Муфтой 8 (положение I) остановлена солнечная шестерня 17. С водила 15 через шестерни 22 и 23 и муфту 20 (положение I) крутящий момент передается на вал 21. Муфта 26 находится в положении II.
IVпередача (табл. 2). Муфта 2 в положении I. Остальные муфты как при III передаче.
Vпередача (табл. 2). Муфта 2 в положе0 НИИ III. С вала 7 муфтой 12 (положение II)
по корпусу планетарного механизма 13, шестерни 24 и 25, муфту 26 (положение III) крутящий момент передается на вал 21. Муфта 20 находится в положении II.
VIпередача (табл. 2). Муфта 2 в положении I. Остальные муфты как при V передаче.
VIIпередача (табл. 2). Муфта 2 в положении III. С вала 7 муфтой 12 (положение I) момент передается на водило 15. Муфтой 8 (положение I) остановлена шестерня 17. С эпициклической шестерни 14 и далее через шестерни 24 и 25, муфту 26 (положение III) крутящий момент передается на вал 21. Муфта 20 находится в положении II.
VIIIпередача (табл. 2). Муфта 2 в положении I. Остальные муфты как при VII передаче.
IXпередача (прямая) (табл. 2). Муфта 2 в положении II. Крутяш,ий момент с вала 1 через муфту 26 (положение I) передается на вал 21. Муфта 20 в положении II.
Xпередача (табл. 2). Муфта 2 в положеНИИ III. С вала 7 муфтой 8 (положение III) момент передается на водило 15. Муфтой
12 (положение III) остановлена эпициклическая шестерня 14. С солнечной шестерни 17 через шестерни 18 и 19 и муфту 20 (положение III) момент передается на вал 21. Муфта 26 находится в положении II.
XIпередача (табл. 2). Муфта 2 в положении I. Остальные муфты как при X пере-, даче.
XIIпередача, первый задний ход (табл. 2). Муфта 2 в положении III. С вала 7 муфтой 8 (положение II) момент передается на солнечную шестерню 17. Муфтой 12 (положение IV) остановлено водило 15. С эпициклической шестерни 14 через шестерни 24
и 25, муфтой 26 (положение III) момент передается на вал 21. Муфта 20 в положении П.
XIIIпередача, второй задний ход (табл. 2) Муфта 2 в положении I. Остальные муфты как при XII передаче.
Экономический эффект выражается в уменьшении металлоемкости коробки передач - вместо 13-ти шестерен внешнего зацепления потребуется 10, а также в уменьшении расхода топлива транспортным средством за счет увеличения КПД коробки передач и лучшей приспосабливаемости тр анспортного средства к дорожным условиям.
которая обеспечивается увеличенным количеством передач и расширенным диапазоном
коробки передач.
Таблица 1
Таблица 2
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЧЕТЫРНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2009 |
|
RU2406899C1 |
Реверсивная вально-планетарная соосная раздаточная коробка 16RR16 | 2022 |
|
RU2793188C1 |
Вально-планетарная реверсивная соосная коробка передач | 2020 |
|
RU2752585C1 |
НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2008 |
|
RU2385431C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ СООСНАЯ ВАЛЬНО-ДВУХПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2295457C1 |
14-СТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2009 |
|
RU2406898C1 |
ШЕСТНАДЦАТИСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ВАЛЬНОПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2323105C1 |
Реверсивная соосная вально-планетарная тридцатидвухступенчатая раздаточная коробка | 2023 |
|
RU2800517C1 |
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ НЕСООСНАЯ ПОЛУПЛАНЕТАРНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2005 |
|
RU2299134C1 |
СООСНАЯ ВАЛЬНО-ПЛАНЕТАРНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2005 |
|
RU2295458C1 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, содержащая корпус с размещенными в нем входным, выходным и промежуточным валами с щестернями внещнего зацепления, причем шестерни на промежуточном валу закреплены жестко однорядным планетарным механизмом, и с муфтами переключения передач и блокировки планетарного механизма, отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности коробки передач путем увеличения пневматического диапазона, а также снижения металлоемкости, промежуточный вал с закрепленными на нем шестернями выполнен трубчатым и установлен на выполненных коаксиальными валах водила и солнечной шестерни планетарного механизма, промежуточный вал связан первой муфтой с валом водила и с валом солнечной шестерни, а также с корпусом коробки передач, а второй муфтой связан с валом водила и с эпициклической шестерней планетарного механизма, а также с корпусом коробки передач, при этом каждое звено планетарного механизма парой шестерен внешнего зацепления связано с выходным валом коробки передач, на котором установлены две муфты для соединения посредством первой муфты входного и выходного валов и выходного вала - с эпициклической шестерней, а посредством второй муфты - вцходного вала с водилом и солнечной шестерней. сд О)
Высоцкий М | |||
С | |||
и др | |||
Грузовые автомобили | |||
М., «Машиностроение, 1979, с | |||
Аппарат для передачи изображений на расстояние | 1920 |
|
SU171A1 |
Устройство для устранения мешающего действия зажигательной электрической системы двигателей внутреннего сгорания на радиоприем | 1922 |
|
SU52A1 |
Авторы
Даты
1985-04-15—Публикация
1984-01-06—Подача