Периоду полноцениой эксплуатации механизмов предшествует послесборочный период обкатки, с целью приработки сопряженных узлов. Для автомобильных двигателей и узлов трансмиссий период обкатки проходит в два этапа: стендовый и эксплуатационный. Для двигателей, а также узлов трансмиссий, изготовляемых в качестве запасных частей, существует только стендовый, но очень длинный период обкатки, составляющий значительную часть их рессурса.
Предельного сокрапдеция времени стендовой обкатки различных механизмов и машин можно достичь многими конструктивными и технологическими мероприятиями. Наиболее простой, короткий, малотрудоемкий н дегпевый способ сокращения периода приработки механизмов обкаткой заключается в применении масел с минимально допустимой вязкостью, которые содержат присадки, обладающие химической и поверхностной активностью, защищающие детали от задиров, а механизмы - от аварий.
Известно только одно обкаточное масло с присадкой для автомобильных двигателей (ВТУ-548-55). Оно благодаря наличию ЗУо-ной противозадирной присадки 33-2 обеспечивает хорошую обкатку двигателей, имеющих тарелки толкателей с фосфатным покрытием. Для обеспечения приработки толкателей из цементованной стали 15Х и кулачков распределительного вала двигателей ЗИЛ-120, ЗИЛ-121 и ЗИЛ-124, не имеющих фосфатного покрытия тарелок толкателей, необходимо увеличение в составе данного масла присадки 33-2 до 10%, что крайне удорожает стоимость масла.
Описываемое приработочное масло, применяемое для обкатки двигателей, узлов трансмиссий автомобилей и различного станкооборудования, обеспечивает в течение нескольких минут получение прочных пленок сульфидов металлов в условиях низких температур.
№ 116142
Состав приработочного масла характеризуется наличием минеральной основы - любое минеральное масло, менее вязкое, чем эксплутационное для данного механизма; серного или фосфорно-серного компонента и различных сульфокислот.
Целевые составы масел подбираются в зависимости от назначения и контролируются по содержанию фосфора, серы и общей кислотности масла. Характерной особенностью предлагаемых составов масел является наличие серы, активно проявляющей себя во время приработки при контактных нагревах, вследствие наличия активатора, с образованием сульфидно-оксидных пленок на металлах.
Пример 1. В состав масла для послесборочной обкатки автомобильных двигателей ЗИЛ-120, ЗИЛ-121 и ЗИЛ-124 входит 97-98% масла «20В (веретенное «ЗВ), ГОСТ 2854-51; 0-3% осерненного экстракта е{)енольной очистки масел с содержанием серы 6-10%; 0,1-0,5Vo нефтяных сульфокислот, ГОСТ 463-53.
Компоненты обкаточного масла вводятся д оборотную емкость и масляную систему последовательно, либо комплексно, смешиваясь при перекачках- Приработка двигателей происходит на холодном и горячем режимах по принятому технологическому процессу. Качество приработки двигателей контролируется по внутренним потерям мощности и визуальному осмотру наиболее уязвимых деталей (в данном примере по отсутствию задиров толкателей и кулачков распределительных валов). Масло регенерируется двойным отстоем и выпариванием воды.
Пример 2. В состав масла для послесборочной обкатки крупногабаритных прессов для штамповки деталей автомобильных рам входит 55-95% масла «45В (машинное «СВ), ГОСТ 2854-51; 0-10% осерненного экстрата фенольной очистки масел с содержанием серы 6-10%; 1-3% нефтяных сульфокислот, ГОСТ 463-53.
Минер альная основа и активирующие компоненты заливаются последовательно в непрерывно действующую систему смазки пресса с последующей подачей к узлам трения. Обкатка пресса производится по принятому технологическому режиму и контролируется по отсутствию заеданий трущихся деталей во всех узлах трения.
Предмет изобретения
Приработочное масло для обкатки трущихся поверхностей деталей механизмов после сборки, отличающееся тем, что, с целью сокращения сроков приработки поверхностей трения сопряженных деталей, в состав приработочного масла входит минеральное масло с меньшей вязкостью, чем эксплутационное, осерненный экстракт фенольной очистки масел с содержанием серы 6-10% и органические сульфокислоты.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Состав присадки в минеральное масло | 1955 |
|
SU107613A1 |
СМАЗОЧНЫЙ СОСТАВ | 1991 |
|
RU2027745C1 |
Авторы
Даты
1958-01-01—Публикация
1958-02-06—Подача