Изобретение относится к техиичесКИМ средствам обучения и может быть использовано, например, в составе тренажеров при обучении операторов навыкам управления технологическим процессом по заданию. Известно устройство, содержащее блок первичной обработки информации, блок формирования времени цикла, блок определения отклонений, блок определения показателей, блок памяти показателей, индикатор показателей, блок определения обобщенных показателей, блок памяти обобщенных показате лей, индикатор обобщенных показателей, блок определения максимального обобщенного показателя, блок определения минимального обобще ного показателя, блок сравнения, бло нахождения наибольшей разности показателей блок коррекции коэффиздиBHTOBj и индикатор коэффициентов lj Недостатком его является большая сложность,, Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату явля-ется устройство содержащее последовательно соединенные блок определения величины ошибки выполненный в виде сумматора, два входа которого через ключи, связанные управляющими входами с синхронийатором, подсоединены к входам тренажера, а к третьему входу подключен выход блока задания, выпрямитель, интегратор, управляющий вход которого соеди 7ен с задатчиком времени, - блок сравнения, к другому входу которого подключен блок задания нормативов, также индикатор ошибок. По двум входам блока определения ошибки формируется линия задания, а по третьему входу поступает фактическое значение регулируемого параметра. Устройство рассчитывает точность регулировщшя оператором вьпсодной величины относительно линии задания по интегральному критерию , Недостаток устройства - узкая область его примененияj поскольку вследствие неоднозначности рассчитываемой им оценки, проявляющейся в том,, что одному и тому же значению этой оценки могут соответствовать различные кривые изменения регулируемого параметра, оно может эффективно использоваться лишь в тех случаях когда требуемое качество регулирования полностью обеспечивается только интеграпьным критерием, В тех же случаях, когда на качество регулирования накладьгоаются дополнительные ограничения, обучение на основе только этого критерия не может обеспечить требуемого качества регулирования, а следовательно, и правильных навыков управления с учетом этих ограничений . Цель изобретения - повышение точности оценки за счет расширения области его применения на наиболее важный и распространенный на практике случай, когда регулирование выходного параметра должно осуществляться в пределах заданной зоны. Указанная цель достигается тем, что в устройство, содержащее два ключа, соединенные с входами устройства, блоком синхронизации и блоком определения ошибок, подключенным к выпрямителю, блок задания времени, соединенный непосредственно с блоком синхронизации и через интегратор - с индикатором, введены последовательно включенные блек задания зоны регулирования реальных процессов, сумматор и ограничитель амплитуды, соединенный с интегратором, кроме того, сумматор подключен к выпрямителю. На фиг, 1 представлена схема устройства; на фиг. 2 - графики выходных напряжений. Устройство содержит ключи 1 и 2, посредством которых оно может быть связано с тренажером. Ключи 1 и 2 подсоединены к блоку 3 определения ошибок, вьтолненному в виде сумматора, выход которого через выпрямитёль 4 подключен к сумматору 5, к другому входу которого подсоединен выход блока 6 задания зоны регулирования реальных процессов выполненного по схеме потенциометра. Выход сумматора 5 через последовательно соединенные ограничитель 7 амплитуды (диод) и интегратор 8 связан с блоком 10 задания времени, управляющие входы которого и ключей 1 и 2 подключены к блоку 11 синхронизации. Устройство для оценки деятельности операторов работает следуюцим образом.; По команде блока 11 открьшаются ключи 1 и 2, пропуская в блок 3 находящиеся в протйвофазе сигналы, пропорциональные заданному и факти3.
ческому значениям регулируемого пара метра, и срабатьшает блок 10, запускающий интегратор 8. В блоке 3 рассчитьшается текущее отклонений фактического значения регулируемого параметра от задания.
Выходной сигнал блока 3 подают на выпрямитель 4, на выходе которого получают модуль опибки регулирования Пропорциональный ему сигнал поступает на вход сумматора 5,,йа другой вход которого с блока 6 подают в противофазе сигнал, пропордиональш 1й половине заданной зоны регулирования, ширина которой задается исходя из требуемой точности регулирования или с учетом области оптимальных значений регулируемого параметра. Алгебраическая сумма этих сигналов, получающаяся на выходе сумматора 5, поступает на ограничитель 7 амплитуда, который срезает те участки модуля ошибки регулирования, на которых последний меньше половины зоны / регулирования. Таким образом, на выходе ограничителя 7 амплитуды получается функция, равная нулю при нахождении параметра регулирования в пределах заданной зоны и равная отклонению параметра регулирования от ближайшей границы заданной зоны при выходе параметра за границы зоны. С выхода ограничителя 7 амплиту61982 -4
ды сигнал поступает на интегратор 8, на выходе которого получается интеграл отклонения параметра регулирования от заданной зоны на моделируемом J участке. По истечении промежутка времени, определяемого блоком 10, интегратор 8 отключается и на индикаторе 9 фиксируется оценка точности дей ствий оператора.
На фиг. 2 графиками 1а - 8а представлены напряжения на выходе блоков 1-8,
При работе с устройством путем многократных тренировок добиваются снижения оценки точности действий оператора до нуля и стабилизации ее Ла этом уровне. Следовательно, у оп ратора вырабатываются устойчивые навыки регулирования в пределах заданной зоны. Путем уменьшения ширины этой зоны можно сформировать у обучаемого навыки, обеспечивающие максимальную точность регулирования.
Предлагаемое устройство по сравнению с известным повьшгает качество обучения, позволяет формировать навыки регулирования параметра в пределах заданной зоны. Полученные навыки позволяют оператору поддерживать при работе на реальном объекте оптимальные значения регулируемого параметра и снизить вероятность возникновения аварийных ситуаций.
2а
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1980 |
|
SU943811A1 |
Устройство для оценки деятельности операторов | 1981 |
|
SU1024966A1 |
Обучающее устройство | 1984 |
|
SU1249566A1 |
Устройство для контроля работы операторов | 1984 |
|
SU1290394A1 |
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРОВ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ ПРОЦЕССАМИ | 1990 |
|
RU2047909C1 |
Устройство для оценки деятельности операторов | 1985 |
|
SU1368907A1 |
Устройство для оценки работы оператора | 1985 |
|
SU1264225A1 |
Тренажер оператора энергетического объекта | 1978 |
|
SU1160462A1 |
Устройство для оценки работы операторов | 1987 |
|
SU1481836A1 |
Тренажер оператора систем управления технологическими процессами | 1983 |
|
SU1208571A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОПЕРАТОРОВ, солеожашее два ключа, соединенные с входами устройства, блоком синхронизации и блоком определения ошибок, подклю ченным к выпрямителю, блок задания времени, соединенный непосредственно с блоком синхронизации и через интегратор - с индикатором, о тличающееся тем, что, с целью повышения точности оценки, оно содержит последовательно включенные блок задания зоны регулирования реальных процессов, сумматор и ограничитель амплитуды, соединенный с интегратором, кроме того, сумматор подключен к выпрямителю. (Л х (1) 9)
За
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство для контроля показателей работы операторов в автоматизированных системах управления | 1975 |
|
SU524784A1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторское свидетельство СССР 431534, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1985-06-15—Публикация
1978-04-10—Подача