СХ) 00
О5
2. Тренажер по п. 1, отличающийся тем, что в нем блок сравнения содержит четыре элемента И и два элемента ИЛИ, выходы которых являются первым и вторым выходами блока соответственно, первый и второй входы первого элемента ИЛИ соединены соответственно с выходами первого и четвертого элементов И, первый и второй входы второго элемента ИЛИ подключены соответственно к выходам второго и третьего элементов И, первые входы второго и четвертого элементов И являются первым входом блока, первые входы первого и третьего элементов И - вторым входом блока, вторые входы первого и второго элементов И - третьим входом блока,а вторые входы третьего и четвертого элементов И - четвертым входом блока.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1982 |
|
SU1034062A1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1981 |
|
SU985816A1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1984 |
|
SU1213496A1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1983 |
|
SU1092554A1 |
Устройство для оценки психофизиологических характеристик операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU993309A1 |
Адаптивный тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1984 |
|
SU1163345A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1029214A1 |
Тренажер оператора автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU991481A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU972553A1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1982 |
|
SU1042065A1 |
1. ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ, содержащий пульт оператора, блок сравнения, делитель частоты и последовательно включенные первый элемент ИЛИ, триггер Шмитта, блок ввода эталонов, ключ и блок регистрации, второй вход которого через делитель частоты соединен с выходом первого элемента ИЛИ, первый и второй входы блока сравнения подключены к первому и второму выходам блока ввода эталонов, второй вход ключа соединен с вторым выходом триггера Шмитта, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей тренажера, в него введены последовательно включенные второй элемент ИЛИ, первый триггер и первый элемент И, второй вход которого соединен с первым выходом пульта оператора, а выход - с первым входом первого элемента ИЛИ и третьим входом блока сравнения, второй элемент И, первый вход которого подключен к выходу первого триггера, второй вход - к второму выходу пульта оператора, а выход - к второму входу первого элемента ИЛИ и четвертому входу блока сравнения, и последовательно соединенные второй триггер и блок элементов И, третий и четвертый входы которого подключены соответственно к первому и второму выходам блока сравнения, а первый, второй, третий и четвертый выходы - к третьему, четвертому, пятому и шестому входам блока регистрации соответственно, (Л первые и вторые входы вторых триггера и элемента ИЛИ соединены соответственно с третьим и четвертым выходами пульта оператора, второй вход первого триггера подключен к выходу первого элемента ИЛИ.
1
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, в частности к тренажерам, и может быть использовано для профессионального отбора операторов.
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера с повышением эффективности тренажера за счет дополнительного учета субъективных оценок оператора о степени уверенности в принятом им решении.
На чертеже представлена структурная схема предлагаемого тренажера.
Тренажер оператора автоматизированной системы управления содержит пульт 1 оператора, состоящий из формирователя 2 одиночных импульсов единиц, формирователя 3 одиночных импульсов нулей, формирователя 4 одиночных импульсов «Уверен и формирователя 5 одиночных импульсов «Не уверен, блок 6 сравнения, блок 7 ввода эталонов, блок 8 элементов И, блок 9 регистрации, элемент ИЛИ 10, триггеры 11 и 12, элементы И 13, элемент ИЛИ 14, делитель 15 частоты, триггер 16 Шмитта, ключ 17.
Блок 6 сравнения содержит элементы И 18 и элементы ИЛИ 19.
Блок 9 регистрации содержит логический пробник 20, счетчик 21 ошибочных уверенных ответов, счетчик 22 ошибочных неуверенных ответов, счетчик 23 правильных уверенных ответов, счетчик 24 правильных неуверенных ответов, счетчик 25 циклов.
Тренажер работает следуюш,им образом.
Экспериментатор (руководитель) выдает последовательность предъявления стимулов («единиц, «нулей) неизвестной испытуемому (оператору) длины.
Оператор осуществляет прогностическую деятельность на основе имеющейся у него априорной информации о заданной последовательности и производит выбор стимула. Приняв решение, оператор вводит информацию степени уверенности осуществленного выбора (нажимает кнопку «Уверен или «Не уверен), после этого вводит стимул в соответствии с принятым решением (нажимает кнопку «Единица или «Нуль).
Одновременно с введением стимула оператору предъявляется стимул, заданный руководителем.
Сравнивая оба стимула, оператор пополняет свою информацию о заданной последовательности, корректируя ее концептуальную модель, затем оператор аналогично осуществляет последующий выбор. В случае полного совпадения уверенно введенных стимулов с заданными стимулами задача
считается решенной.
В процессе тренажа подсчитывается число правильных уверенных, правильных неуверенных, ошибочных уверенных, ошибочных неуверенных ответов и количество организованных циклов заданной последовательности до полного рещения задачи.
При включении источника питания тренажера триггер 11 устанавливается в исходное состояние, при котором с его выхода на входы элементов И 13 поступает нуль.
Счетчики 21-25 устанавливаются в нулевое состояние. Экспериментатор с помощью блока 7 задает последовательность предъявления стимулов и ее длину (число разрядов в одном цикле предъявления), кроме того, устанавливает коэффициент делений делителя 15, равный длине последовательности. Тренажер готов к работе.
Оператор, в зависимости от того, уверен он в выборе стимула или не уверен, нажимает соответствующую кнопку (не показана)
формирователя 4 или 5. Например, если в первой пробе оператор не уверен в своем выборе, то он нажимает кнопку формирователя 5. Сигнал с выхода формирователя 5 поступает на вход триггера 12 и через элемент 10 - на вход триггера 11. При этом
с выхода триггера 12 единица подается на входы элементов И 8 блока, разрешая прохождение информации в счетчики 22 и 24 блока 9, а единица с выхода триггера 11 подается на входы элементов И 13, разрешая тем самым дальнейшую работу оператора
с тренажером.
Оператор в соответствии с принятым решением нажимает кнопку «Нуль или «Единица, которые управляют работой соответствующих формирователей 2 и 3.
Например, оператор нажимает кнопку «Единица. В этом случае формирователь 2 выдает импульс, который поступает через открытый элемент И 13 на входы элементов И 18 блока 6 сравнения, через элемент ИЛИ 14 на вход делителя 15 и на вход триггера 16.
Если первым членом последовательности, заданной экспериментатором, был нуль, то в момент нажатия оператором кнопки «Единица с выхода блока 7 на вход ключа 17 и входы элементов И 18 поступает нуль, а с инверсного выхода на входы элементов И 18 - едицица. При этом импульс с выхода формирователя 2 проходит через элементы И 13 и 18, элемент ИЛИ 19, элемент И 8 и поступит на вход счетчика 22.
В то же время на выходе триггера 16 формируется импульс, который поступает на управляющий вход ключа 17 и обеспечивает подключение выхода блока 7 к пробнику 20 блока 9, разрешая предъявление стимула, заданного экспериментатором. Задний фронт импульса, сформированного триггером 12, работающего по принципу ждущего мультивибратора, сдвигает стимульную последовательность, записанную в блоке 7, на один такт вправо. Оператор убеждается, что принятое решение ошибочно.
Далее оператор вновь вводит субъективную оценку степени уверенности принятого решения, нажимая кнопку формирователя 4 или 5, и вводит очередной стимул в соответствии с произведенным выбором. Работа всех блоков и элементов тренажера при этом осуществляется аналогично вышеописанному алгоритму.
Последовательно уточняя модель записанной последовательности, оператор добивается полной уверенности в принимаемых решениях и полного совпадения осуществляемых выборов с соответствуюшими стимулами, 5 заданными экспериментатором. В блоке 9 фиксируется количество правильных уверенных, правильных неуверенных, ошибочных уверенных и ошибочных неуверенных выборов оператора, а также число предъявленных
0 циклов последовательности.
Использование изобретения позволяет повысить эффективность тренажа. С помошью известных тренажеров можно зафиксировать только конечный результат акта принятия решения и нельзя выявить степень
5 субъективной уверенности оператора в правильности осуществленного выбора. В результате этого могли сложиться условия решения задачи, допускающие случайное совпадение вводимых и заданных стимулов.
- Кроме того, руководитель не получал информации о динамике формирования концептуальной модели опознаваемой последовательности у оператора. Изобретение же позволяет зафиксировать информацию об изменении степени уверенности оператора в осуществляемых выборах. На основе этой информации руководитель имеет возможность конкретизировать и анализировать всю динамику прогностической деятельности оператора. Вместе с этим, учитывая, что каждый оператор имеет свои субъективные представления об уверенности в принятых решениях, наличие показателей степени уверенности позволяет дифференцировать имеющийся контингент операторов по склонности к решениям, осуществляемым в условиях риска, и с последующей выдачей рекомендаций по особенностям их практического использования в обучении.
Тренажер оператора автоматизи-РОВАННОй СиСТЕМы упРАВлЕНия | 1979 |
|
SU830505A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1980 |
|
SU898490A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1985-10-30—Публикация
1984-05-11—Подача