Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для профессионального отбора операторов
Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера с повьшением эффективности тренировки памяти за счет включения адаптивных процессов логического преобразования.
На чертеже представлена схема предлагаемого тренажера.
Тренажер оператора автоматизированной системы- управления содержит пульт 1 оператора, состоящий из формирователя 2 одиночных импульсов единиц, формирователя 3 одиночных импульсов нулей, блок 4 сравнения, блок 5 ввода эталонов, блок регистрации, содержащий логический пробник 7, счетчики 8 ошибок и 9 нажатий, первый элемент ИЛИ 10, триггер Шмитта 11, делитель 12 частоты импульсов, статический триггер 13, второй и третий ключи 14 и 15, второй элемент ИЛИ 16, первый ключ 17,
Блок 5 содержит генератор 18 одиночных импульсов (кнопка управления не показана) , выход которого через двухпозиционный переключатель 19 может быть подключен либо к 3, либо к R -входам кольцевого сдвигаю- . щего регистра 20, выполненного на D -триггерах 21, причем S-вход каждого триггера 21 подключен к генератору 18 через переключатель 22, а выходы триггеров 21 - 21, (где h - максимальное число членов алгоритма) соединены с D-входом триггера 20;( через многопозиционньй (h -1 позиций} переключатель 23. С-входы всех триггеров 21 объединены и служат входом синхронизации.
Тренажер работает следующим образом.
Экспериментатор задает испытуемому циклически повторяющийся алгоритм предъявления стимулов (единиц нулей. Испытуемый должен определить алгоритм экспериментатора и преобразовать его в последовательность стимулов одного типа, например последовательность единиц, причем, если испытуемьй включает формирователь одиночных импульсов единиц, то последовательность, заданная экспериментатором, сдвигаеся в регистре на один такт, если нулей, то одновременно со сдвигом
происходит инверсия члена последовательности, предъявленного испытуемому.
После включения тренажера экспериментатор с помощью многопозиционного переключателя 23 устанавливает длину алгоритма предъявления стимулов . Например, если каждый цикл алгоритма содержит три члена, то
переключатель 23 устанавливается в такое положение, при котором выход триггера 2 Ц соединяется с входом триггера 2 Ц- . Затем переключатель 19 переводится в положение
Установка О, при котором входы
всех триггеров 2 подключаются к выходу генератора 18, и нажимается кнопка Установка (не показана). При этом сигнал с выхода генератора
18 установит все триггеры 21 в нулевое состояние. После этого переключатель 19 переводится в положение 1 Апгоритм и с помощью ключей переключателя 22 набирается алгоритм.
Например, если алгоритм имеет вид 110 то включаются ключи переключателей 22 и 22,iVj а ключ переключателя 22 останется в выключенном состоянии. Вновь нажимается кнопка Установка
и в регистр 20 записывается выбранный алгоритм предъявления стимулов. Ключи переключателя- 22 размещены таким образом, чтобы испытуемый не мог видеть их состояния. Затем экс- ,
периментаТор разрешает работу с тренажером испытуемому.
Испытуемый произвольно нажимает кнопки Ноль или Единица (не показаны). Допустим, что он нажал
кнопку Единица, в этом случае формирователь 2 вызьгоает одиночный импульс, который установит триггер 13 в нулевое состояние, поступит на вход блока 4, а через элемент
ИЛИ 10 - на вход триггера 11 и на вход делителя 12 (коэффициент деления которого равен длине алгоритма и устанавливается экспериментатором зйранее.
Так как в момент нажатия кнопки в триггер 21 записьгоается единица, то с блока 4 никакого сигнала не поступает и счетчик 8 остается в нулевом состоянии.
Выход триггера 21-1 соединен также с входом ключа 17, на управляющий вход которого поступает сигнал с выхода триггера 11. На время поступления этого сигнала ключ 17 подк-шочает к выходу триггера 21 пробник 7, на индикаторе (не показан) которого высветится состояние выхода. Возвращение триггера 11 в исходное состояние отсоединяет пробник 7, а сигнал с его инверсного выхода, поступая на С-вход регистра 20, сдвигает его содержимое вправо на один разряд. Так как триггер 13 находится в нулевом состоянии, то управляющими сигналами с его выхода ключ 14 будет замкнут, а ключ 15 разомкнут, поэтому содержимое триггера 21/, через замкнутый ключ 14 и элемент ИЛИ 16 без изменения перепишется в триггер 212 . Теперь в триггере 2,Г, записан ноль - следующий член алгоритма, а в триггерах 21 vj 21 - единица
Испытуемый визуально фиксирует первый член (в данном случае единица алгоритма экспериментатора) и убелщается, что его алгоритм (также единица) совпадает.
, Если испытуемый нажмет кнопку Ноль (не показана) ,:то формирователь 3 вьщает одиночный импульс. Работа всех элементов устройства происходит аналогично описанному вьше, триггер 13 изменяет свое состояние на противоположное, ключ 14 размыкается, а ключ 15 замыкается и содержимое триггера 21 в инверсном виде через ключ 15 и элемент ИЛИ 16 перепишется в триггер 21 .
Далее испытуемьй снова нажимает по своему усмотрению одну из кнопок Ноль или Единица. Работа всех
блоков и элементов тренажера при это I
осуществляется аналогично описанному.
Сравнивая и корректируя последующие члены алгоритма, испытуемый добивается преобразования алгоритма экспериментатора в последователь- ность стимулов одного типа, например последовательность единиц. Число предъявленных испытуемому циклов алгоритма фиксируется счет- чиком 9. Экспериментатор, анализируя информацию со счетчиков 8 и 9, определяет характеристики испытуемого. Затем, в соответствии с программой испытаний, экспериментатор переходит к исследованию нового алгоритма предъявления стимулов, постепенно усложняя его.
Использование предлагаемого тех- нического решения в устройствах для тренировки операторов автоматизи- рованных систем управления ведет к повышению эффективности тренажа...
I После тренировок на предлагаемом тренажёре у 70% испытуемых, вначале работавших неуверенно, вырабатьгоают- ся устойчивые навыки обслуживания автоматизированных систем управления в условиях, приближенных к ре- альньп«1, а 30% испытуемых отсеивается, так как допускают большое число ошибок вследствие недо.статочной способности к адаптивной обработке информации, вызванной необходимостью преобразования исходной последовательности в заданный вид. Одновременно улучшается качество отбора за счет уточнения индивидуальных способностей испытуемых, что в свою очередь, сокращает время подготовки операторов на действующих АСУ.
Форму л а изобретения
Тренажер оператора автоматизированной системы управления, содержащий пульт оператора, первый и второй выходы которого соединены соответственно с первыми и вторыми входами первого элемента ИЛИ и блока сравнения, третий и четвертьй входы которого подключены соответственно к первому и второму выходам блока
ввода эталонов, первый вход которого соединен с первым выходом триггера Шмитта, вход которого подключен к выходу первого элемента ИЛИ, а второй выход - к первому входу первого ключа, второй вход которого
соединен с вторым выходом блока ввода эталонов, а выход - с первым входом блока регистрации, второй вход которого подключен непосредственно к выходу блока сравнения, а третий выход через делитель частоты - к выходу первого элемента ИЛИ, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических
возможностей тренажера, в него введены второй элемент ИЛИ, второй и третий ключи и статический триггер, первый и второй входы которого соединены соответственно с первыми и
вторыми выходами пульта оператора, а первый и второй выходы - соответственно с первыми входами второго и третьего ключей, вторые входы
которых подключены к первому и второму выходам блока ввода эталонов соответственно, а выходы указанных ключей подключены соответственно к
Редактор Н.Гунько
Составитель А.Карлов
Техред С .Мигунова Корректор В. Синицкая
784/59 Тираж 456Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений,и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Филиал ППП Патент, г.Ужгород, ул.Проектная,4
первому и второму входам второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с вторым блока ввода эта- 5 лонов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для оценки психофизиологических характеристик операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU993309A1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1980 |
|
SU898490A1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1982 |
|
SU1034062A1 |
Тренажер оператора автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU991481A1 |
Тренажер оператора автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU985817A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1981 |
|
SU968841A1 |
Тренажер оператора автоматизированных систем управления | 1984 |
|
SU1188776A1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1981 |
|
SU985816A1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1982 |
|
SU1042065A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1029214A1 |
Изобретение позволяет повысить эффективность тренировки памяти оператора АСУ путем включения адаптивных процессов логического преобразования, Экспериментатор задает испытуемому циклически повторяющийся алгоритм предъявления стимулов. Испытуемый должен определить этот алгоритм и преобразовать его в последо- вательность стимулов одного типа, например последовательность единиц, причем если испытуемый включает формирователь одиночных импульсов единиц последовательность, заданная экспериментатором, сдвигается в регистре на один такт, если - нулей,, одновременно со сдвигом происходит инверсия члена последовательности, предъявленного испытуемому. 1 ил. S (Л
Тренажер кратковременной памяти оператора | 1978 |
|
SU665316A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1980 |
|
SU898490A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1986-02-23—Публикация
1984-08-16—Подача