Высокоскоростной вентильный электродвигатель Советский патент 1985 года по МПК H02K29/06 

Описание патента на изобретение SU1197018A1

1

Изобретение относится к электрическим машинам, а именно к высокоскороС;Т;ным вентильным электродвига. тел ям, и -Может быть и-спользовано в приводах высокооборотных механизмов, не требующих больших пусковых моментов, таких, как компрессоры,х насосы, центрифуги и другие устройства.

Известны вентильные электродвигатели, содержащие электрическую машину с многофазной статорной обмоткой, датчик положения ротора и полупроводниковый коммутатор, включающий в себя тиристорные силовые ключи через которые к источнику питания подключена статорная обмотка, и устройство переключения работы двигателя (с искусственной и естественной коммутациями), Пуск двигателя осуществляется при работе его в режиме искусственной коммутации. По достижении некоторой частоты вращепия, составляющей 0,1-0,2 от знаЧенияГ номинальной частоты вращения осуществляется переход на естественнуто коммутацию. В вентильном двигателе трехфазная статорная обмотка подключена с помощью тиристорных ключей коммутатора к источнику питания через регулируемый тиристорный в.ьтрямитель П .

Недостаток- этого устройства заключается в его низкой частоте вращения, составляющей 0,1-0,2 от значения частоты сети, т.е. 5-8 Гц при питании от промышленной сети частотой 50 Гц. Дня высокоскоростных двигателей частоты коммутации (при числе пар полюсов ) лежит в пределах 200-1000 Гц, поэтому при частоте коммутации 5-10 Гц двигатель не достигает частоты вращения, при которой возможен переход на естественную коммутацию.

Известен также вентильный электродвигатель, в котором прерьшание питания осуществляется с помощью транзисторных ключей с частотой, превыша ощей частоту сети. Электродвигатель содержит в цепи постоянного тока транзисто ры, обеспечивающие прерьшание тока по сигналам с элементов управляющих цепей транзисторов коммутатора 2J .

Недос1;атками данного электродвигателя являются необходимость работы транзисторов с номинальным током дви182

гателя и на полное напряжение питания, что ограничивает мощность двигателя и его напряжение питания, и значительные потери в транзисторах.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности является вентильный электродвигатель, который содержит якорь с многофазной обмоткой, имеющей отводы от части токов

каждой фазы для изменения частоты вращения, датчик положения ротора,. мостовой коммутатор с силовыми тиристорными ключами, через которые к источнику питания подключена статорная обмотка, устройство переключения режима работы двигателя. Двигатель содержит также батарею коммутирующих емкостей, подключенных к силовым ключам с помощью дополнительных тиристоров. Управление силовыми тиристорами осуществляется по сигналам датчика положения ротора через усилители-формирователи, а дополнительными тиристорами - через логические элементы. При пуске двигателя обеспечивается режим искусственной коммутации силовых тиристоров с помощью коммутирующих емкостей. По сигналу устройства переключения режима работы дополнительные тиристоры запираются, и дальнейшая работа двигателя осуществляется в режиме естественной коммутации З .

Недостатками известного двигателя являются сложность, большая масса и габариты и низкая надежность. Это объясняется наличием громоздкой батареи коммутирующих емкостей и

трудностями согласования моментов работы дополнительных и основных силовых тиристоров, обуславливающих низкую надежность коммутатора.

Цель изобретения - упроще ше конструкции, снижение массы и габаритов коммутатора и повьщ1ение надежности.

Цель достигается тем, что двигатель содержит распр еделители управляющих импульсов с двумя управляющими входами и дополнительный коммутатор, вкл1бченный. параллельно тиристорному и соединенный своим выходом с дополнительными отводами обмотки якоря, казвдый ключ которого состоит из последовательно соединенных вспомогательного тиристора и транзистора, и распределители сигналов, выходы каждото из которых соединены с управляющими цепями силовы ключей обоих коммутаторов, один из входов соединен с выходом датчика положения ротора, а другой вход с устройством переключения режима работы. На фиг. 1 приведена схема коммутаторов с подключенной к .ним обмоткой и системой управления двумя силовыми ключами; на фиг. 2 - блоксхема распределителя управляющих им пульсов; на фиг. 3 - диаграммы напряжений, снимаемых с элементов дви гателя . Вентильный электродвигатель содержит мостовой тиристорный коммутатор 1 с силовыми ключами 2-7, через которые к источнику питания под ключены фазы 8-10 трехфазной статор ной обмотки, имеющей отводы 11-13. Параллельно тиристорному коммутатору 1 подключен дополнительнь1й коммутатор 14 с силовыми клюиа№5 15-20, каждый из которых, например ключ 15, состоит из последовательно соединенных тиристоров 21 и тран зистора 22, шунтированных в обратном направлении диодом 23. Через силовые ключи I5-20 коммутатора 14 источником питания соединены отводы 11-13 статорной обмотки. Силовые ключи коммутаторов 1 и 14, через ко торые с источником питания соединена одна и та же фаза статорной обмотки, своими управляющими цепями связаны с одним и тем же распределителем сигналов. Например, силовые ключи 2 и 15, соединенные с фазой 8 и отводом 11, управляющими цепями своих элементов соединены через уси лители-формирователи 24-26 с распре лителем 27 управляющих импульсов. Распределители сигналов с соответс-твующими усилителями-формирователями остальных ключей на фиг.1 не показаны. Каждый распределитель 27 сигналов соединен своими входами с. датчиком 28 положения ротора и устройством 29 переключения режима ра боты. Блок-схема распределителя 27 сигHajloB выполнена на логических элементах НЕ 30-32 и на логических элементах ИЛИ-НЕ 33-35. Входы 36 и 37 распределителя управляющих импульсов соединены соответственно с уст184ройством 29 переключения режима рабо- ты и датчиком 28 положения ротора. Выходы 38-40 усилители-формирователи 24-26 соединены соответственно С тиристором 2,, тиристором 21 и транзистором 22. Сигнал Uj,, (фиг.З) поступает с устройства 29 переключения режима работы на вход распределителя 27 сигналов, на другой вход которого подается сигнал и 8 с датчика 28 положе НИИ ротора. Сигналы U i г снимаемые соответственно с транзистора 22, тиристора 21 и тиристора 2 характеризуют отпертое и запертое состояние этих элементов. Пунктирная линия 41 обозначает момент переключения режима работы двигателя с искусственной коммутации на естест венную. Двигатель работает следующим образом. Пуск двигателя производится при работе его в режиме искусственной коммутации на пониженном напряжении питания. При отсутствии сигнала с устройства 29 переключения режима работы, отпирающие сигналы с распределителей сигналов, например с распределителя 27 сигналов, поступают только на транзистор 22 и тиристор 21.. При этом тиристор 21 находится в отпертом состоянии в течение всего периода работы двигателя в режиме искусственной коммутации, а транзистор 22 отпирается только при поступлении на вход распределителя сигналов с датчика положения ротора. Таким образом, режим искусствеиной коммутации в предлагаемом двигателе характеризуется запертым состоянием силовых тиристоров коммутатора 1, отпертым состоянием тиристоров коммутатора 14 и коммутацией части статорной обмотки, осуществляемой через отводы 11-13 с помощью транзисторов коммутатора 14. Значение напряжения питания, плавно возрастающего с повышением частоты вращения, не должно при этом превышать максимально допустимого для транзисторов напряжения. При достижении двигателем частоы вращения, составляюп1ей 0,1-0,2 т значения номинальной частоты, существляется переход на режим раоты с естественной коммутацией. Для того с устройства переключения реянма работы подаете сигнал на распределители сигналов в результате чего запираются тиристоры коммутатора 14, отпираются на весь период рабофы в режиме естественной коммутации транзисторы коммутатора 14, а переключение обмотки осуществляется силовыми тиристорами коммутатора 1, отпираемыми в моменты, когда имеет место сигнал с датчика положения ротора (фиг.З).

Применение предлагаемого двигателя, в сра В1нении с известным позволяет исключить батарею коммутиг рующих емкостей с подключающими их тиристорами и упростить схему и процесс пуска двигателя за счет применения полностью управляемых сило970186

вых элементов. За счет того, что с помощью транзисторов коммутируется только часть обмотки, повышается частота вращения двигателя, и переход на режим естественной коммутации обеспечивается при меньщем напряжении питания. Это позволяет при напряжении питания двигателя 600 В и более использовать существующие 10 мощные силовые транзисторы, предельно допустимое напряжение для которых практически не превосходит

100-120 В с предельным коллекторным током 100 А.

15 За счет существенного упрощения системы управления повышается надежность двигателя, увеличивается СРОК его непрерывной работы.

Похожие патенты SU1197018A1

название год авторы номер документа
Высокоскоростной вентильный электродвигатель 1983
  • Адволоткин Николай Петрович
  • Овчинников Игорь Евгеньевич
  • Шабанов Алексей Викторович
  • Янковский Алексей Юрьевич
SU1270845A2
Высокоскоростной вентильный электродвигатель 1982
  • Адволоткин Николай Петрович
  • Закладной Александр Николаевич
  • Компанейц Владимир Анатольевич
  • Прядко Сергей Леонидович
  • Смоляр Владимир Георгиевич
  • Янковский Алексей Юрьевич
SU1270844A2
Высокоскоростной вентильный электродвигатель 1983
  • Адволоткин Николай Петрович
  • Овчинников Игорь Евгеньевич
  • Шабанов Алексей Викторович
  • Янковский Алексей Юрьевич
SU1264268A1
ВЕНТИЛЬНО-ИНДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПЕРЕКЛЮЧАЕМЫМИ ФАЗНЫМИ ОБМОТКАМИ 2018
  • Коровин Владимир Андреевич
RU2698464C1
Вентильный электродвигатель 1982
  • Григорьев Владимир Николаевич
  • Рогачевский Владимир Самуилович
  • Котомина Ариадна Федоровна
SU1095322A1
Устройство для управления асинхроннымТРЕХфАзНыМ элЕКТРОдВигАТЕлЕМ 1979
  • Браславский Исаак Яковлевич
  • Зюзев Анатолий Михайлович
  • Кокшаров Леонид Петрович
SU813638A1
Вентильный электродвигатель 1984
  • Чихняев Виктор Александрович
  • Афанасьев Александр Александрович
SU1257770A1
Вентильный электродвигатель 1983
  • Добродеев Юрий Егорович
SU1142876A1
Вентильный электропривод 1987
  • Желудев Валерий Александрович
  • Коваленко Анатолий Николаевич
  • Сырцов Владимир Афанасьевич
  • Чебурахин Игорь Михайлович
  • Шаршунов Юрий Евгеньевич
SU1522371A1
Электропривод переменного тока 1990
  • Фокин Виталий Александрович
  • Фокин Олег Витальевич
SU1767687A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 197 018 A1

Реферат патента 1985 года Высокоскоростной вентильный электродвигатель

ВЫСОКОСКОРОСТНОЙ ВЕНТИЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ, содержащий индук- тор, якорь с многофазной обмоткойj от каждой части витков фазы которой выполнены дополнительные отводы, датчик положения ротора, тиристорный коммутатор, через который к ис- точнику питания подключена обмотка якоря, и систему управления, вклюйа- « ющую в себя усилители-форьшрователи и устройство переключения режима работы, отличающийся тем. что, с целью упрощения, уменьшения массы и габаритов и повьшения надежности, двигатель содержит распределители управляющих импульсов с даумя управляющими входами и дополнительный коммутатор, включенный параллельно тиристорному и соединенный своим выходом с дополнительными отводами обмотки якоря, каждый ключ которого состоит из последовательно соединенных вспомогательного тиристора и транзистора, выходы каждого (Л из распределителей соединены с управляющими цепями силовых ключей обоих коммутаторов, один из входов § соединен с выходом датчика положения ротора, а другой вход - с устройством переключения режима работы. со

Формула изобретения SU 1 197 018 A1

фаг. 1

Фиг.З

Фиг.г

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1985 года SU1197018A1

Ohswald Н., Fricke Н
Drehstrommaschinen mit Stromrichterspeisung ETZ, 1965, Bd A 86, N 18, S 600601
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ ХРОНИЧЕСКОГО ДАКРИОЦИСТИТА 2007
  • Белый Юрий Александрович
  • Терещенко Александр Владимирович
  • Юдина Нина Николаевна
RU2331391C1
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Толстов Ю.Г
Автономные инверторы тока
М.: Энергия, 1978, с.88.

SU 1 197 018 A1

Авторы

Адволоткин Николай Петрович

Янковский Алексей Юрьевич

Даты

1985-12-07Публикация

1981-08-07Подача