Изобретение относится к обеспе чению стабильного питания нагрузк на борту летательных аппаратов, в частности касается вопроса эксплу атации электрических аккумуляторо Целью изобретения является обе печение непрерьганого питания нагрузки стабильным напряжением. На фиг.1 представлена предлагаемая система питания нагрузки постоянным током; на фиг,2 - схема зарядного устройства; на фиг.З временные диаграммы работы этого устройства. Система питания нагрузки содер жит основной источник 1 постоянно го тока (фиг.1), например генератор, зарядное устройство 2, аккумуляторную батарею 3, шины 4 постоянного тока. Зарядное устройств состоит из инвертора, выполненног по двухтактной схеме на транзисто рах 5 и 6 (фиг.2) и трансформаторе 7. Базы транзисторов 5 и 6 свя заны с блоком управления, содержащим генератор 8 тактовьгх импуль сов, пшротно-импульсный модулятор формирователь 10 управляющего напряжения, имеющий входы для подключения датчиков напряжения Up основного источника, напряжения Ug тока Igj и температуры 0д аккумуляторной батареи и логический элемент НЕ 11. Зарядное устройство 2 включается в бортовую сеть, постоянного тока летательного аппарата между положительным выводом аккумуляторной батареи 3, служащей резервным бортовым источником постоянного тока, и шиной 4 постоянного тока, к которой подключены приемники постоянного тока. Эта шина связана с положительным вьшодом генератора 1 постоянного тока, являющегося основным бортовым источником постоянного тока. Концы первичной обмотки трансформатора 7 зарядного устройства соединены с коллекторами транзисторов 5 и 6, а ее средняя точка - с положительным выводом основного бортового ис точника 1 постоянного тока. Эмиттеры этих транзисторов связаны с отрицательными выводами основного бортового источника 1 постоянного тока и аккумуляторной батареи 3. Вторичная обмотка трансформатора 572 одним концом связана с положительным выводом основного бортового источника 1 постоянного тока, а другим - с положительным выводом аккумуляторной батареи 3. Генератор 8 тактовых импульсов блока управления связан с первым входом широтно-импульсного модулятора 9, с вторым входом которого связан выход формирователя 10 управляющего напряжения, имеющего входы для подключения датчиков напряжения U(. основного источника 1 постоянного тока, напряжения Цд, тока З: (g и температуры 0 ДБ аккумуляторной батареи. Выход широтноимпульсного модулятора 9 связан с базой транзистора 5 и входом логического элемента НЕ 11, выход которого связан с базой транзистора 8. Все элементы системы управления могут быть выполнены на серийных микросхемах. Так, широтно-импульсный модулятор может быть выполнен на основе интегральной микросхемы таймера типа КР100 6ВИ1, генератор тактовых импульсов и логический элемент НЕ - на основе микросхем серии К155, формирователь управляющего напряжения - на основе микросхем операционных усилителей типа К140УД8. С целью уменьшения массы и габаритов трансформатора 7 рабочая частота инвертора зарядного устройства, задаваемая генератором 8 тактовьгх импульсов, выбирается равной 20...30 кГц. Предлагаемая система работает следующим образом. Генератор 8 тактовых импульсов вырабатывает короткие импульсы напряжения UrTv, с периодом Т (фиг.З), которые, поступая в широтно-импульсный модулятор 9, определяют период создаваемых им промодулированньпс по длительности tq импульсов напряжения Ug, . Модуляция осуществяется посредством управляющего напряжения Uy, вырабатываемого формиователем 10 управляющего напряжения в соответствии с заданным заоном управления на основании поступающей с датчиков информации о наряжении ид5 , токе 1д и темперауре 0(g аккумуляторной батареи. мпульсы напряжения Up, длительносью ty поступают на базу транзистоа 5 и вход логического элемента НЕ 11, Этот элемент инвертирует их превращая в. импульсы напряжения U длительностью T-tn, которые поступают на базу транзистора 6, Напряжения Ug , Ug осуществляют поочередно отпирание транзисторов 5 и 6 в результате чего к полуобмоткам первичной обмотки трансформатора 7 поочередно прикладывается напряжение и 27 В основного бортового источника 1 постоянного тока. При этом на вторичной обмотке трансфор матора 7 находятся разнополярные импульсы напряжения , причем длительность t и положительных импульсов в общем случае не равна длительности T-tu отрицательных им пульсов. Амплитуда U,.. этих импульсов связана с напряжением U основного бортового источника постоянного тока и коэффициентом К трансформации трансформатора соотношением U(,/K. Среднее значение определяется коэффициентом q t|j/T заполнения импульсов в ви де и ЗУ -g- U(,, Оно положительно Ujy О при q 1 /2, отрицательно Uj/ О при и равно нулю при q 1/2. Среднее значение напряжения аккумуляторной батареи ра но сумме средних значений напряжения Up.основного бортового источника постоянного тока и напряжения и,ц зарядного устройства, т,е, Пдб (1+ ). и , При это напряжение максимально, при оно минимально, а при q 1/2 равно напряжению U основного бортового источника постоянного тока . При коэффициенте трансформации напряжение UAJ аккумуляторной батат реи может быть как меньше, так и больше напряжения U .основного бор.тового источника постоянного тока, В частности, при его можно изменять от О до 2и. При изменении коэффициента q заполнения импульсов изменяется не только величина токаЗ, протекаю щего через батарею, но и его напря жение , В частности, для случая ток аккумуляторной батареи можно изменять от C2Uc p.i де UC/RAB ПР l-l (режим заряда), до - и р U, /R 6 при q- О .(режим разря574да), при q Up,4/2Uj, этот ток становится равным нулю,где Up, напряжение разомкнутой цепи батареи; R g - внутреннее сопротивление батареи. Таким образом, изменение коэффициента q заполнения импульсов позволяет плавно регулировать величину и направление тока g аккумуляторной батареи, переводя ее из режима заряда в режим -разряда и наоборот. Требуемые пределы регулирования величины тока обеспечиваются соответствующим выбором коэффициента К трансформации трансформатора. Необходимый закон управления зарядом аккумуляторной батареи, например ступенчатьш заряд, реализуется формирователем 10 управляющего напряжения. Он вырабатывает управляющее напряжение Uy, являющееся заданной функцией поступающих с датчиков значений напряжения и постоянного тока, напряжения , тока I /ЦБ и температуры аккумуляторной батареи 3. Это напряжение с помощью широтно-импульсного модулятора 9 управляет длительностью tu положительных и T-tu отрицательных импульсов напряжения зарядного устройства 2 и тем самым его средним значением Ujq, что позволяет регулировать величину и направление тока аккумуляторной батареи. Это дает возможность применять ускоренные методы заряда асимметричным и реверсивным током, а также снижать ток 1д до нуля при достижении аккумуляторной батареей состояния полной заряженности, При выходе из строя основного бортового источника 1 постоянного тока шина 4 постоянного тока запиты-. вается от аккумуляторной батареи 3. Перерыва питания приемников при этом не происходит, так как аккумуляторная батарея 3 связана с шиной 4 постоянного тока через вторичную обмотку трансформатора 7, свободно пропускающую ток в обоих направлениях, В аварийном режиме напряжение и,, зарядного устройства складывается с напряжением аккумуляторной батареи, дополняя его до величины, равной номинальному значению напряженияна шине. Для выполнения этого условия среднее значение напряжения
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для питания нагрузки постоянным током | 1980 |
|
SU965296A1 |
СИСТЕМА БЕСПЕРЕБОЙНОГО ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ | 1992 |
|
RU2037249C1 |
Регулируемый преобразователь мощности | 1986 |
|
SU1334309A1 |
Формирователь импульсов для управления вентилями вентильных преобразователей | 1982 |
|
SU1259383A1 |
Импульсный модулятор | 1978 |
|
SU765999A1 |
Стабилизированный преобразователь постоянного напряжения в постоянное | 1976 |
|
SU656162A1 |
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ РЕГУЛЯТОР МОЩНОСТИ | 2001 |
|
RU2210101C2 |
Полумостовой преобразователь постоянного напряжения | 1986 |
|
SU1394379A1 |
Преобразователь выпрямленного напряжения сети | 1981 |
|
SU951600A1 |
Стабилизированный преобразователь постоянного напряжения | 1976 |
|
SU758424A1 |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ НАГРУЗКИ. ПОСТОЯННЫМ ТОКОМ, содержащая основной источник постоянного тока, акку1 ляторную батарею и зарядное устройство, выполненное на базе инвертора по двухтактной транзисторной схеме с трансформатором на выходе, первичная обмотка которого средним выводом связана с положительным выводом основного источника постоянного тока, а своими крайними выводами .подключена соответственно к коллекторам двух транзисторов инвертора, эмиттеры котоUr рых соединены с отрицательными выводами основного источника и батареи, и блок управления, подключенный к базам упомянутых транзисторов и состоящий из широтно-импульсного модулятора, входами соединенного соответственно с генератором тактовых импульсов и формирователем управляющего напряжения с входами для подключения датчиков напряжения основного источника постоянного тока, напряжения, тока и температуры аккумуляторной батареи, о тличающаяся тем, что, с целью обеспечения непрерывного питания нагрузки стабильным напряже(Л нием, в нее дополнительно введен логический элемент НЕ, при этом вторичная обмотка трансформатора инвертора включена между положительными выводами основного источника и батареи, а выход широтноимпульсного модулятора системы управления подключен к базе одного транзистора инвертора непосредственно, а к базе другого транзистора - через логический элемент НЕ. 7А8 (pua.i
Синдеев И.М | |||
Электроснабжение летательных аппаратов | |||
М.: Транспорт, 1982, | |||
с | |||
Рельсовый башмак | 1921 |
|
SU166A1 |
Muller Р., Tauber G., Wild G., BatterieladunR in Flugzeugbordnetzen.- Siemens Zeitschrixt, 52 |
Авторы
Даты
1985-12-30—Публикация
1984-07-25—Подача