1
Изобретение относится к электроэнергетике, в частности к технике автоматизации режимов работы электроагрегатов переменного тока, и может быть применено для обеспечения заданной комплексной нагрузки при параллельной работе с сетью, а именно таких наиболее важных при работе с сетью параметров, как активная мощность, отдаваемая электроагрегатом, и коэффициент мощности (косинус угла между напряжением и током).
Цель изобретения - повышений точности регулирования заданной комплексной нагрузки.
На фиг.1 приведена функциональная схема устройства; на фиг.2 - век торная диаграмма, поясняющая сущность устройства; на фиг.З - временные диаграммы работы устройства; на фиг.4 (о. и 8) - вариант выполнения элемента задержки и его временные диаграммы; на фиг.З - временные диаг раммы, поясняющие работу контура управления вращательным моментом.
Устройство содерясит два контура управления. В контур регулирования тока возбу:едения входят два формирователя 1 и 2 прямоугольных импульсов, D -триггеры 3 - 5 и два элемента 6 и 7 временной задержки, В контур управления вращательным момен том приводного двигателя входят измеритель 8 активной мощности и два пороговых элемента 9 и 10. При этом измеритель активной нагрузки может быть вьшолнен в различных вариантах, например, как датчик 11 активного тока, либо в виде датчика 1 1 активного тока, в выходной сигнал которого вводится коррекция с датчика 2 напряжения в случае отклонения напряжения от номинального значения, которое задается вели чиной опорного напряжения на одном из входов суммирующего операционного усилителя 13. Таким образом, удается достаточно просто в небольшом диапазоне изменения напряжения обеспечить, чтобы выходной сигнал измерителя нагрузки соответствовал фактической величине активной мощности. Измеритель активной нагрузки в варианте измерителя активной мощности может быть выполнен и иначе по принципу непосредственного измерения значения активной мощности,для чего однако, требуется значительное
036332
усложнение датчика, так как необходимо применение умножителя аналого- Bbix сигналов.. Устройством используется два сигнала - одноименные ток
5 1д и напряжение К .
Принцип поддержания заданной комплексной нагрузки, реализуемый устройством, поясняется на фи.2.
По каналу регулирования тока возШ буждения -осуществляется непосредственное измерение угла разности фаз Ср и подгонка его к заданному значению, чем и обеспечивается поддержание заданного значения коэффици- 15 ента мощности co scj и в переходных, и в установившихся режимах, как при изменении активной,, так и реактивной нагрузок.
По каналу регулирования вра20 щательного момента осуществляется измерение одним из известных спо- собов активной мощности и сравнение ее фактического значения с заданным значением.
25 В случае отклонения от заданного значения формируется управляющий сигнал на исполнительный электродвигатель, осуществляющий регулирование вращательного момен30 та в соответствующую сторону.
Устройство работает следующим образом.
По синусоидальным напряжениям, пропорциональным одноименному фазному току и напряжению (например, )дИ Ift) по переходам синусоид через ноль формирователи I и 2 формируют прямоугольные импульсы. В случае отстающего тока по переднему фронту импульса с формирователя 1 D -триггер 3 устанавливается в состояние логической I, так как на его О-вход подается сигнал логической
п, п
По переднему фронту импульсов с формирователя 2 D - триггер 3 устанавливается в HyjTeBoe состояние и удерживается в нем до окончания положительной пол1, волны 1д . Таким образом, в случае отстающего тока, на выходе триггера 3 отформировьшается импульс, длительность которого соответствует углу разности фаз между Здиид.
Отформованный импульс поступает на элемент 6 заданной временной задержки, длительностью задержки которого L и определяется заданная
3
величина угла с ,,(,. и соответственно заданное значение со5С| дд. Задержка осуществляется при подаче нулевого сигнала,по которому конденсатор начинает разряжаться через резистор (фиг.4|. При изменении входного сигнала на уровень логического О конденсатор мгновенно заряжается через диод.
Для согласования выхода элемента задержки с другими логическими элементами может использоваться какой-либо логический элемент, который одновременно вьтолняет функцию порогового элемента с порогом , соответствующим порогу срабатьшания самого логического элемента. В качестве такого порогового элемента может например, использоваться и непосредственно вход последующих элементов, в частности вход f -триггера 5.
При таком варианте осуществляется задержка только одного заднего фронта (фиг.З и 4) , т.е. в случае at ( импульс вообще не проходит через элемент задержки. В случае i.t C, после элемента задержки остается импульс ut ut-C|,
В случае, если , т.e. на выходе элемента 6 постоянно сохраняется уровень логической 1. Соответственно по переднему фронту импульса с выхода формирователя 2 в триггер 4 записьшается уровень логической 1, который поступает таким образом и на выход (.Вых.1) канала регулирования тока возбуждения. С Вых. управляющий сигнал поступает на исполнительньй электродвигатель , с помощью которого осуществляется изменение тока возбуждения в соответствующую сторону (в сторону увеличения) до тех пор, ок значение ср не достигает заданного значения . С помощью элемента 7 задержки реализуется заданная зона нечувствительности лср , необходимая для исключения постоянной реверсирования электродвигателя при незна- чительньпс отклонениях ср отСр,дд, что может снизить надежность систем регулирования.
Для получения зоны нечувствительности осуществляется выявление двух 3oncf ,)ср,дд+лср , что реализуется в устройстве при определении вхождения ut в зоны it Г, и , +L2 элементами 7 и 5.
03633
Как видно из диаграмм на фиг.З, в случае , к моменту прихода записьшающего переднего фронта на С-входы на D -входах триг- 5 геров 4 и 5 уровень логического О, Соответственно в оба триггера записывается уровень логического О, и на Вых.2 устанавливается уровень логической 1, 10 по которому исполнительное устрой- , ство осуществляет изменение тока возбуждения в соответствующую сторону (.уменьщение тока до тех пор,пока не уменьиится q до значения Cf дд +
15 + С -Ч н)-
В диапазонес,,дд1-Ь(, т.е.
в диапазоне С, « , + о , к моменту прихода переднего фронта на С -входы триггеров 4 и 5 на их D-входах 2Q соответственно уровень логического О и логической 1, при которых. на Вых.1 и Вых.2 уровень логического О и регулирования тока возбуж-. дения не происходит.
25
При опережающем токе регулирова-ние осуществляется также, как и при qi- ц,дд , так как D-триггер постоянно находится в состоянии логического 0(Я-вход триггера является приоритетным, а так как записывающий передний фронт импульса по С-ВХОДУ попадает на момент, когда на R -вход приходит устанавливающий уровень логической 1, триггер ос30
35
тается в неизменном нулевом состоя. нии). Соответственно формируется так же, как и q д, управляющий сигнал только на Вых.. 1 .
Таким образом, осуществляется поддержание заданного постоянного углая д.
Измерительный преобразователь 8 одним из известньк способов формирует на своем выходе уровень напряжения Up . На фиг.1 приведен один из вариантов получения напряжения и р, пропорциональногЬ активной мощности в диапазоне небольших измене- .
НИИ напряжения (-10%) и постоянного активного тока Зд . Датчик 11 активного тока формирует на своем выходе напряжения, соответствующее д , а датчик напряжения - напряжению II .
На операционном усилителе 13 определяется сумма
Up4u-u,).Kift uUfVift,
где (JOP - опорное напряжение, соответствующее номинальному значению напряжения;
К - коэффициент пропорциональности.
Предлагаемый вариант получения Up является достаточно простым, но неуниверсальным, так как ориентирован под постоянное заданное значение активной мощности Р. Поэтому при необходимости частой перестройки Еиелесообразно использованиеизме- рителя основногона перемножении д U-,
Выходное напряжение поступает на два пороговых элемента 9 и 10
036336
в которых осуществляется сравнение с двумя пороговыми напряжениями UT,, иУп (фиг.5) . В случае (l(T.e. Р Р.,|дд1 формируется на Вых.З управ- 5 ляющий сигнал на исполнительный электродвигатель, осуществляющий увеличение подачи топлива и соответственно вращательного момента. В
случае Up Н)„(т.е. ) 10 где йРц - заданная зона нечувствительности) формируется на Вых.4 управляющий сигнал, по которому осуществляется уменьщение подачи топлива и соответственно вращатель- 15 ного момента.
Фш. 1
4-Л
Оых.
Sbu.
Фиг.1
1ПГ7
г
г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Измеритель активной мощности | 1979 |
|
SU864160A1 |
Устройство регулирования мощности | 1987 |
|
SU1464270A1 |
Устройство для автоматического регулирования частоты и активной мощности | 1982 |
|
SU1095339A1 |
Автоматический синхронизатор | 1987 |
|
SU1444916A2 |
Способ параметрического управления асинхронным короткозамкнутым электродвигателем с вентиляторной нагрузкой и устройство для его осуществления | 1989 |
|
SU1697250A1 |
Устройство для управления многомостовым тиристорным преобразователем | 1983 |
|
SU1157631A1 |
Устройство для управления преобразователем частоты | 1988 |
|
SU1629953A1 |
Интегрирующий аналого-цифровой преобразователь | 1982 |
|
SU1202056A1 |
Способ распределения нагрузки между параллельно работающими генераторами и устройство для его осуществления | 1984 |
|
SU1157613A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЫХАНИЯ ПАЦИЕНТА | 1999 |
|
RU2161475C2 |
л
-МI
f
Н)
.
«V4
Составитель К.Фотина Редактор О.Головач Техред А.Кикемезей Корректор М.Демчик
- - - -. -ta.-« -I I- -«« - « --«.« - .1 |-.« - ...
Заказ 8426/57 Тираж 619Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д,4/5 .
Филиал ГШП Патент, г.Ужгород, ул. Проектная, 4
Алексеев А.П | |||
и др.Дизельные и карбюраторные электроагрегаты и, станции | |||
Справочник.- М.: Машиностроение, 1973, с.157-158, рис.33 | |||
Способ автоматического управления комплексной нагрузкой синхронного генератора при параллельной работе с сетью и устройство для его осуществления | 1983 |
|
SU1107216A1 |
Авторы
Даты
1986-01-07—Публикация
1984-07-10—Подача