112
Изобретение относится к судостроению, а именно к конструкциям корпусов судов активного ледового плавания, преимущественно ледоколов.
Целью изобретения является увеличение ледовой ходкости в тяжелых сплогиных льдах путем повышения эффективности ледоразрушения.
На фиг. 1 показан теоретический чертеж носовой части корпуса ледокола, вид сверху (полуширота) ; на фиг.2 - то же, главный вид . (бок); на фиг.З - то же, поперечное сеч е- иие (корпус ; на фиг.4 - профили рабочих и переходных участков, где ватерлинии проведены через 0,25 м от осадки 12,5 м до максимальной осадки 16м, а сечения надводного борта - через 0,5 м; на фиг.5 - сечение А-А на фиг.4; на фиг.6 - сечение Б-Б на фиг.4; на фиг.7 - сечение на фиг.4; на фиг.8 - сечение Г-Г на фиг.4; на фиг.9 - сечение Д-Д на фиг.4.
Корпус ледокола содержит носовую, среднюю и кормовую части обшивки (не показаны), имеющие плавные лекальные обводы обычного ледокольного типа. Носовая часть, корпуса имеет ступен- чатообразную вставку криволинейной формы, ограниченной по осадке снизу н сверху плавными лекальными обводам 1 обшивки. Форма этой вставки может быть описана рядом ватерлиний теоретического чертежа, например на проекции гюлуширота.
Конструктивная ватерлиния 2 ледокола проходит между плавными лекальными обводами 1 корпуса судна и представляет собой в пределах длины вставки ломаную линию со скругленньми углами. Первый от форштевня прямолинейный участок 3 этой линии имеет наклон к кормовой части под острым углом к диаметральной плоскости и переходит в ряд чередующихся прямолинейных наклонных участков 4, имеющих различный угол наклона и уменьшающуюся при каждом чередовании длину, с участками 5, параллельными батоксам
6и имеюпшми увеличивающуюся при каждом чередовании длину, а последний
7из параллельных батоксам участков примыкает у своих концов к прямолинейным участкам 8 и 9, перпендикулярным батоксам 6 и параллельным между собой. Участок 9 переходит в криволинойр(ую ватерлинию плавных ле
5
кальных обводов средней части корпуса, а участок 8 плавно сопряжен с предшествующим параллельным ба- токсу участком.
Ватерлинии 10 плавного перехода обводов .вставки к обводам 1 корпуса расположены выше и ниже конструктивной ватерлинии и представляют собой ряд ломаных линий со скругленными углами и чередующимися прямолинейными наклонными к кормовой части и различной длины участками, имеющими различные углы наклона к диамет- рапьной плоскости, с параллельными батоксам 6 участками различной длины, при этом последний из наклонных участков каждой ломаной линии имеет обратный наклон по отношению к наклону остальных наклонных участков этой ломаной линии, причем выше и ниже конструктивной ватерлинии 2 каждый наклонный участок последующей ватерлинии имеет длину, увеличенную по сравнению с длиной соответствующего ему наклонного участка предьщущей вартерлинни, и меньший острый угол наклона, а каждый параллельный участок - уменьшенную длину.
Дпя большей наглядности ступен- чатообразную вставку в носовой части корпуса судна можно условно представить как ледовую рабочую зону, обводы которой, если смот- г реть на форштевень, представляют чередование выступов - концентраторов вертикального напряжения, выполнен- ных Б виде отворотов обшивки.
0
5
0
Эти концентраторы расположены симметрично диаметральной плоскости выше обычного ледового пояса, на полосе шириной 2,5-3 м.
Каждый концентратор ограничен по- верхностями: наклонной криволинейной рабочей поверхностью, ориентированной встречно движению и переходной плоскостью, параллельной продольной оси ледокола и наклонной к вертикали на угол 12-15. Вид обводов -рабочей зоны, специализированной на преодоление сплошного льда, можно представить для наглядности как уступы - вырезы корпуса обычных ледовых обводов. Два смежных выреза и образуют между собой выступ - концентратор напряжения, рабО Чая поверхность которого и обеспечивает приложение сип ледоразру- шения и притапливания. В реальной конструкции концентратор образуется плавньм отворотом обшивки от обычных обводов в нижней части до максимально активизированного ледо- ломного участка в его верхней части. Эта часть рабочей поверхности, как плоскость, перпендикулярная диаметральной и наклонная к горизонту на угол 5-30, и является элементом приложения к ледовому покрову максимально возможных вертикальных сил. В надводной части корпуса этот участок плавно переходит к очертанию надводного борта в пределах высоты 3-4 м. Скошенно-наклонный профиль этого надводного перехода рассчитан на минимальное сопротивление во взаимодействии с торосистыми нагромождениями льда. По мере заглубления рабочей поверхности .участок активной ломки трансформируется в криволинейную поверхность притапливания с наклоном по ходу льда (в се-. чении параллельно-диаметральной плоскости) на угол 35-45 с плавным переходом 3 нижней части к форме баток- са борта обычных обводов. Крайние бортовые (кормовые) концентраторы выполнены двухсторонними и образуют ко Гструкцию по пшрине, выступающей за пределы наиболее широкой части корпуса на 1-2 м с каждого борта. Переходная плоскость крайнего концентратора имеет наклон 15-18 . Форма носовой части корпуса обуславливает соотношения рабочих и переходных поверхностей, формирующих специализированные обводы: чем ближе концентратор к максимальной ширине корпуса, тем уже участок активной ломки, а переходный - длиннее. Ватерлиния максимальной осадки имеет ступенчатый вид чередования участков с углом об 0 и . По мере заглубления рабочей поверхности характерен плавный разворот участков ва- . терлиний с изменением- кривизны перехода. Рабочие поверхности носовых концентраторов из-за влияния форштевня и укороченных переходных участков между концентраторами имеют максимальный угол отворота ватерлинии от диаметральной плоскости 65- 75 . На участке эффективного притапливания рабочая поверхность (в шпан- гоутном сечении имеет несколько вог2078924
нутую форму, плавно сопрягающуюся с наклонным бортом, т.е. в пределах одного концентратора по ходу льда угол ft изменяется от 90 на участке лом- 5 ки до соответствующего наклона борта, который по длине носовой части корпуса изменяется, примерно от 40-45 на теоретическом шпангоуте до 15-18 под кормовым концентрато- 10 ром у перехода к цилиндрической
вставке. Число концентраторов напряжений может быть, например, от 2 до 7 по каждому борту. Для прокладки канала шириной 40 м оптимальное
15 число концентраторов 5-7. Рабочие
поверхности имеют покрытие материалом с минимальным коэффициентом трения. Зона концентраторов в носовой части (у форштевня} имеет шири20 ну и заглубление на 1-1,5 м больше, чем в кормовой части.
Борт, состоящий из набора активных элементов - концентраторов - обладает одинаково высокой способ25 ностью в преодолении сплошного льда по всей длине носовой части независимо от относительной ширины корпуса.
Наползающие на лед наклонные
30 поверхности концентраторов позволяют развивать достаточные для ле- доразрушения при притапливании вертикальные усилия.
На стадии ломки и притапливания
, обеспечивается ход льда вниз в плоскости батокса с исключением бокового расклинивающегося воздействия. Такая схема взаимодействия и прокладка канала несколько шире,
Q чем ширина корпуса, предотвращают заклиниваемость ледокола в тяжелом .льду.
Работа специализированной на сплошной лед рабочей зоны основана
S на тактике соответствия обводов корпуса ледовым условиям. На минимальной осадке работает обычная ватерлиния плавного обтекания и растал- кивания водно-ледовой среды. Чем тя50 желее сплошной лед, тем больше заг- .. лубление зоны концентраторов и тем больше вертикально-ледоломное воздействие корпуса вместо горизонтально-разводящего. Степень заглубле55 ния регулируется соответствующей балластировкой и изменением посадки ледокола. Увеличение водоизме- Л щения ледокола положительно сказываётся на дедовой ходкости. Упорядоченность процессов в схеме многополосно-секторной ломки льда, осуществляемой концентраторами, обеспечивается не только степенью их заглубления, но и конструктивным выполнением элементов, формируюпщх специализированные обводы, - в зависимости от мощности, размерений ледокола и региона его работы.
Беспрепятственное притапливание обломков в их движении почти параллельно-диаметральной плоскости сохраняется примерно до глубины 2-2,5м что равно максимальной толщине однолетнего льда. Затем осуществляется перевод обломков к обводам, где сплошность, льда исчезает и корпус работает как в несплошных льдах. Та обеспечивается приложение корпусом достаточных вертикальных и горизонтальных сил в требуемой последовательности.
. Переменный наклон рабочей поверхности обеспечивает в ледолом- ном усилии и сжимающие лед силы, чт способствует получению меньщих по размерам обломков. Вогнутость поверхности притапливания предотвращает, плотное прилегание и способствует перемещению обломков с минимальным сопротивлением. Высокая ле- допроходимость, предотвращение значительных сил в боковом сжатии льда
прокладка канала шире корпуса позволяет в динамике практически нейтрализовать сжатие льдов, а также зак- , лини заемость корпуса.
Кормовая наклонная плоскость последнего концентратора скальшает лед поджатых кромок канала на заднем ходу ледокола. Наклон переходных плос- 10 костей по углу /5 (на коэффициент трения больше 0,2) обеспечивает достаточ нуто поворотливость ледокола во льдах При выходе на разреженный лед оперативно выводятся из взаимодействия 15 участки активной ломки для предотвращения буксировки льдин.-Компро- мисной формы обводы усиливают ледо- отводящую способность бортов в гори- зонтальнс й. плоскости и обеспечивают 20 более щирокий канал в битых льдах. Большее заглубление зоны концентраторов Б носовой части обусловлено диф- ферентовкой ледокола при ходе в тяжелом льду и задачей притапливания 25 обломков и очистки канала. Рабочие поверхности концентраторов значительной площадью опоры развивают эффективное воздействие .на лед. Б этой клавишно-полосной ломке льда обес 30 печивается облом несколько шире, чем участок рабочей поверхности. При последующих обломах предотвращается интенсивное обмятие кромки льда наклонной поверхностью борта на пере- ,г ходных участках.
J г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2003 |
|
RU2268193C2 |
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА ПОВЫШЕННОЙ ЛЕДОПРОХОДИМОСТИ | 2013 |
|
RU2536568C1 |
АРКТИЧЕСКОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ЛЕДОСТОЙКИЙ ПИЛОН ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ ПОДВОДНОГО КОРПУСА СУДНА С ЕГО НАДВОДНОЙ ЧАСТЬЮ | 2008 |
|
RU2378150C2 |
МОРЕХОДНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕГО | 2006 |
|
RU2321520C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2586100C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО ДЛЯ РАБОТЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В МЕЛКОВОДНЫХ ЗАМЕРЗАЮЩИХ АКВАТОРИЯХ | 2013 |
|
RU2549739C1 |
ПОДВОДНЫЙ ГАЗОВОЗ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА ИЗ АРКТИЧЕСКИХ РАЙОНОВ | 2022 |
|
RU2779768C1 |
КОРМОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2012 |
|
RU2494911C1 |
СПОСОБ ПЛАВАНИЯ СУДОВ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2000 |
|
RU2175292C2 |
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ | 2008 |
|
RU2389640C1 |
Фиг. 2
cpuz.e
фиг, 7
г-г
Фи.Э
Авторы
Даты
1986-01-30—Публикация
1983-11-09—Подача