ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО Российский патент 2016 года по МПК B63B35/12 

Описание патента на изобретение RU2586100C1

Изобретение относится к судостроению, в частности к конструкции и эксплуатации ледоколов.

Известны ледокольные суда с традиционной клиновидной формой носовых обводов (большинство современных ледоколов, например ледоколы типа «Арктика» и т.п.). Такая форма обводов, характеризующаяся острым форштевнем, наклоненным к горизонтали под углом 20-30° в районе действующих ватерлиний, углами входа ватерлиний от 25° до 45° и шпангоутами клиновидной формы с углом наклона от 40° до 65°, позволяет судну под действием тяги гребного винта наползать на лед и ломать его перед собой с помощью собственной массы. Традиционная клиновидная форма обводов носовой оконечности ледоколов также обеспечивает их удовлетворительные мореходные качества при движении на чистой воде, в том числе и в штормовых условиях.

Недостатком ледоколов с традиционной формой носовых обводов являются их ограниченные возможности по расширению канала, что может потребоваться при проводках крупнотоннажных судов, ширина которых значительно превышает ширину ледокола. При движении на небольшом расстоянии от кромки уже проложенного канала ледокол с традиционными ледокольными обводами «сваливается» в этот канал, что приводит к тому, что расширенный канал получается переменной ширины с неровной, рваной кромкой.

Известно ледокольное судно по Патенту РФ №2406641, принятое за прототип, носовая оконечность которого выполнена тримаранной, состоящей из основного корпуса, традиционного для ледоколов, и двух бортовых корпусов. При этом нижняя часть носовой оконечности основного корпуса расположена ниже конструктивной ватерлинии, а бортовые корпусы расположены побортно на платформе, установленной в верхней части основного корпуса, и выполнены в виде выступающих вперед и вниз бортовых ледорезных римеров, боковая кромка которых выполнена в задней части плавно переходящей в поверхность надводного борта, а в передней части вертикально плоской, при этом нижняя кромка ледорезных римеров расположена выше уровня конструктивной ватерлинии.

Такая конструкция носовой оконечности позволяет ледоколу в случае необходимости вырезать чистый канал с ровными кромками и расширять его на любую ширину без сбрасывания ледокола обратно в канал. Кроме того, становится возможным осуществлять околку причалов путем срезания острой кромкой бортового корпуса намерзшего к причальным стенкам льда.

Недостатком указанного ледокольного судна является увеличивающееся ледовое сопротивление судна при движении с погруженными ниже ватерлинии ледорезными римерами, связанное с большой протяженностью вертикальных стенок бортовых корпусов, взаимодействующих с кромкой сплошного ледяного поля по всей длине от передней части боковой кромки ледорезного римера до миделевой части судна, что приводит к ухудшению его ледовой ходкости и способности поворачивать в сплошном льду.

Задачей предлагаемого решения является усовершенствование конструкции прототипа с целью снижения ледового сопротивления и соответственно повышения скорости движения судна и улучшения его маневренности во льдах при сохранении преимуществ, связанных с наличием дополнительных бортовых корпусов, разрушающих лед резанием благодаря острым нижним кромкам, что позволяет вырезать чистый канал с ровными кромками и расширять его на любую ширину без сбрасывания ледокола обратно в канал.

Так же как и у прототипа, ледокольное судно имеет корпус, носовая оконечность которого выполнена в виде тримарана, состоящего из основного корпуса, традиционного для ледоколов, и двух бортовых корпусов, нижняя часть носовой оконечности основного корпуса расположена ниже конструктивной ватерлинии, а бортовые корпусы расположены побортно на платформе, установленной в верхней части основного корпуса, и выполнены в виде выступающих вперед и вниз бортовых ледорезных римеров, нижняя кромка которых расположена выше уровня конструктивной ватерлинии, боковая кромка выполнена в задней части плавно переходящей в поверхность надводного борта, передняя кромка выполнена заостренной.

Отличие предлагаемого решения заключается в том, что передняя кромка ледорезных римеров выполнена выступающей за пределы ширины основного корпуса на расстояние не более 0,02 B (где B - ширина основного корпуса на миделе).

Поставленная задача решается тем, что выступающие за пределы ширины корпуса ледокольного судна передние кромки бортовых ледорезных римеров позволяют создавать более широкий канал, избегая тем самым взаимодействия с кромкой сплошного ледяного поля по всей длине вертикальных стенок бортовых корпусов от передней кромки бортовых ледорезных римеров до миделевой части судна.

Сущность изобретения поясняется чертежами: на фиг. 1 показана аксонометрическая проекция обводов носовой оконечности, на фиг. 2 представлен теоретический чертеж в трех проекциях, на фиг. 3 - сечение носовой оконечности по шпангоутам Б-Б, иллюстрирующим процесс ломки льда носовой частью корпуса ледокола, на фиг. 4 - сечение носовой оконечности по шпангоутам А-А, иллюстрирующим процесс резки льда с помощью выступающей передней кромки бортовых ледорезных римеров.

Носовая оконечность 1 ледокольного судна состоит из основного корпуса 2, имеющего традиционную клиновидную ледокольную форму обводов, простирающегося до ватерлинии ВЛЛК - ледокольной ватерлинии (совпадающей с конструктивной ватерлинией - КВЛ), и верхней платформы 3, которая может быть либо выполнена съемной, либо неподвижно соединенной с корпусом судна, образуя единую монолитную носовую оконечность. Бортовые корпусы верхней платформы 3 выполнены в виде выступающих вниз и вперед бортовых ледорезных римеров 4, передняя кромка 5 которых заострена, выступает за пределы ширины основного корпуса ледокола и имеет наклон к горизонтали на уровне ватерлинии ВЛЛР - ледорезной ватерлинии, что обеспечивает при увеличении осадки судна до этой ватерлинии резание льда при движении судна носом вперед. Передняя заостренная кромка 5 ледорезных римеров 4 максимально выступает в сторону от основного борта в районе ледорезной ватерлинии ВЛЛР на расстояние не более 0,02 B, где B - ширина основного корпуса на миделе (фиг. 4, сечение A-A). Выступающая за пределы ширины судна на миделе часть бортового ледорезных римера на рисунках зачернена. Остальная боковая кромка 6 ледорезных римеров 4 может быть вертикально плоской, а в задней части переходит в поверхность надводного борта судна. Обеспечивается плавный переход выступающей за пределы ширины судна части бортового римера к вертикальной плоскости остальной части бортового римера.

Ледокольное судно работает во льдах следующим образом.

В том случае, когда носовая оконечность имеет единую монолитную конструкцию, ледокольное судно должно иметь достаточную вместимость балластных танков для возможности изменения осадки носом на величину, равную разнице ВЛЛP-ВЛЛК. При осадке по ВЛЛК судно будет иметь традиционные ледокольные обводы носовой оконечности и работать во льдах как обычное ледокольное судно, то есть будет осуществляться ломка льда форштевнем основного корпуса (фиг. 3, сечение Б-Б). При необходимости расширения канала или обрезания намерзшего льда у причала ледокол путем балластировки увеличит свою осадку носом до ВЛЛР, и погруженные под ватерлинию ледорезные римеры 4 обеспечат резание льда ровными клавишами вместо традиционной ломки секторами (фиг. 4, сечение Α-A). При этом выступающие в стороны передние кромки 5 ледорезных римеров 4 обеспечивают отдаление кромки прокладываемого или расширяемого канала в сплошном льду от плоской вертикальной боковой кромки 6 ледорезных римеров 4 и борта судна.

При исполнении верхней части носовой оконечности съемной необходимость в балластировке судна для изменения осадки отпадает. В этом случае при возникновении соответствующей потребности на основном корпусе судна 1 неподвижно закрепляется верхняя платформа 3 с ледорезными римерами 4 в виде отдельной приставки. При этом осадки ВЛЛР и ВЛЛК будут совпадать, а в остальном схема работы остается такой же. Совмещение съемной верхней платформы с основным корпусом показано на фиг. 3 и фиг. 4 пунктирной линией.

Преимуществами заявляемого ледокольного судна является наличие по бортам ледорезных римеров, конструктивно связанных с верхней платформой в носовой оконечности, что позволяет расширить функции, которые может выполнять предлагаемое ледокольное судно. К ним относятся: возможность вырезать чистый канал с ровными кромками и расширять его на любую ширину без сбрасывания ледокольного судна обратно в канал, а также возможность осуществлять околку причалов путем срезания острой кромкой выступающего бортовыми ледорезными римерами намерзшего к причальным стенкам льда. Сопутствующие такому способу ломки льда недостатки ликвидируются тем, что предлагаемая конструкция и форма обводов носовой оконечности позволяют при необходимости приподнять ледорезные римеры надо льдом путем изменения осадки судна или убрать их вместе со съемной частью носовой оконечности, после чего движение и работа во льду осуществляются традиционным способом. Кроме того, выступающие за пределы ширины основного корпуса судна передние кромки ледорезных римеров позволяют обеспечить приемлемые показатели ледовой ходкости и маневренности ледокола при работе его в ледорезном режиме.

Похожие патенты RU2586100C1

название год авторы номер документа
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2008
  • Цой Лолий Георгиевич
  • Штрек Алексей Александрович
RU2406641C2
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2011
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Пашин Валентин Михайлович
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Тимофеев Олег Яковлевич
RU2483966C2
УСТРОЙСТВО ЛЕДОКОЛА ДЛЯ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1998
  • Кормилицин Ю.Н.
  • Занд В.Е.
  • Волосов Л.С.
RU2152330C1
СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ 2005
  • Орлов Олег Павлович
  • Пашин Валентин Михайлович
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Тумашик Александр Петрович
RU2304543C1
Ледокольно-ледоочистительная наделка судна 1982
  • Богданов Борис Владимирович
SU1062116A1
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА ПОВЫШЕННОЙ ЛЕДОПРОХОДИМОСТИ 2013
  • Савельев Андрей Викторович
  • Петров Анатолий Сергеевич
  • Станков Борис Николаевич
  • Соколов Виктор Петрович
RU2536568C1
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО ДЛЯ РАБОТЫ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО В МЕЛКОВОДНЫХ ЗАМЕРЗАЮЩИХ АКВАТОРИЯХ 2013
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Сазонов Кирилл Евгеньевич
  • Беляшов Валерий Адамович
  • Симонов Юрий Андреевич
  • Штрамбранд Владимир Ильич
RU2549739C1
Ледокол-ледоочиститель 1985
  • Богданов Борис Владимирович
SU1291491A1
КОРПУС ЛЕДОКОЛЬНОГО СУДНА 1992
  • Харри Эронен
  • Арьо Харьюла
  • Рейо Маттила
RU2127690C1
МОРЕХОДНОЕ ЛЕДОКОЛЬНО-ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО И ДВИЖИТЕЛЬНО-РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕГО 2006
  • Мытник Николай Александрович
RU2321520C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 586 100 C1

Реферат патента 2016 года ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО

Изобретение относится к области судостроения, в частности к конструкции и эксплуатации ледоколов. Ледокольное судно имеет корпус, носовая оконечность которого выполнена в виде тримарана, состоящего из основного корпуса, традиционного для ледоколов, и двух бортовых корпусов, нижняя часть носовой оконечности основного корпуса расположена ниже конструктивной ватерлинии, а бортовые корпусы расположены побортно на платформе, установленной в верхней части основного корпуса, и выполнены в виде выступающих вперед и вниз бортовых ледорезных римеров, нижняя кромка которых расположена выше уровня конструктивной ватерлинии, боковая кромка выполнена в задней части плавно переходящей в поверхность надводного борта. Передняя кромка ледорезных римеров выполнена заостренной и выступающей за пределы ширины основного корпуса на расстояние не более 0,02 B (где B - ширина основного корпуса на миделе). Технический результат заключается в снижении ледового сопротивления и, соответственно, повышении скорости движения судна и улучшении его маневренности во льдах. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 586 100 C1

Ледокольное судно, имеющее корпус, носовая оконечность которого выполнена в виде тримарана, состоящего из основного корпуса, традиционного для ледоколов, и двух бортовых корпусов, нижняя часть носовой оконечности основного корпуса расположена ниже конструктивной ватерлинии, а бортовые корпуса расположены побортно на платформе, установленной в верхней части основного корпуса, и выполнены в виде выступающих вперед и вниз бортовых ледорезных римеров, нижняя кромка которых расположена выше уровня конструктивной ватерлинии, боковая кромка выполнена в задней части плавно переходящей в поверхность надводного борта, передняя кромка выполнена заостренной, отличающееся тем, что передняя кромка ледорезных римеров выполнена выступающей за пределы ширины основного корпуса на расстояние не более 0,02 В (где В - ширина основного корпуса на миделе).

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2016 года RU2586100C1

ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2008
  • Цой Лолий Георгиевич
  • Штрек Алексей Александрович
RU2406641C2
ГОРЯЧЕКАНАЛЬНОЕ СОПЛО ДЛЯ ВПРЫСКА РАСПЛАВА В БОКОВОМ НАПРАВЛЕНИИ 2010
  • Браун Петер
RU2530103C2
СПОСОБ РАСКАЛЫВАНИЯ ЛЬДА, СУДНО С ДВИГАТЕЛЕМ И ЕГО ПРИМЕНЕНИЕ 2006
  • Иммонен Паули
RU2429157C2
JP 2002096794 A, 02.04.2002
JP H04254285 A, 09.09.1992
ЛЕДОКОЛ-ТРИМАРАН 2000
  • Халидов Г.Ю.
RU2171196C1

RU 2 586 100 C1

Авторы

Цой Лолий Георгиевич

Штрек Алексей Александрович

Глебко Юрий Викторович

Даты

2016-06-10Публикация

2015-04-06Подача