Изобретение относится к устьевому нефтегазопромысловому оборудованию и может быть использовано в системах для подвешивания на уровне дна обсадных колонн морских скважин, бурящих- ся с самоподъемных плавучих буровых установок (СПБУ).
Цель изобретения -, обеспечение возможности многоразового использования подвески,
На фиг. 1 представлена предлагаемая донная колонная подвеска в рабочем состоянии, общий вид; на фиг, 2- донная подвеска первой/(наружной ) и второй колонн в положении промьшки межколонного пространства; на фиг. 3 подвеска в рабочем положении.
Донная колонная подвеска содержит подвижную головку направления, приваренную к первой (наружной)об- садной колонне 2, соответствующий соединительный переводник 3, прива- ренный к первому стояку 4, последующие подвесные головки 5 и соединительные переводники 6, соединенные соответственно с обсадными колоннами 7 и стояками 8, Головка имеет внутренний бурт 9, служащий опорой для подвешивания второй подвесной головки 5 за ее наружный бурт 10. На подвесной головке 5 выполнены прохо- дящзие через ее наружный бурт 10 продольные пазы 11, служащие для прохода глинистого или цементного раствора (жидкости), В подвесной головке 5 ниже опорных элементов 9 и 10 выполнены промывочные каналы 12, Промы вечные каналы 13 вьшолнены также в запорной втулке 14, предназначенной для перекрытия их после промывки от цементного раствора межколонного пространства, В свою очередь на запорной втулке 14 выполнены и пропу щенные через продольные пазы 11 подвесной головки 5 пружинные пластины 15, имеющие на концах (торцах) наружные и внутренние выступы, составляющие кулачки 16, Под эти выступ ы на подвесной головке 5 и соединительном переводнике 6 вьтолнены канавки 17 и 18.
Трубное , пространство колонной подвески относительно затрубного (меколонного) герметизировано уплотни- тельными элементами 19-21, Где малый межколонный зазор не позволяет разместить внутренний и наружные опорные бурты, подвешивание колонн осу
5
0 5 0 5 0
5
ществляется на спедиальньгх замковых устройствах, выполненных например, в виде специальной расточки 22 и конической цанги (разрезного тшужинно - го кольца 23 с лепестками 24). Подвеска в целом располагается непосредственно над уровнем морского дна 25,
Донная колонная подвеска работает следующртм образом.
Сначала в дно 25 забивается или спускается в пробуренную скважину первая (наружная) колонна обсадных труб 2 с головкой 1 направления, в которую завернут соединительный переводник 3 с первым стояком 4, Затем в пробуренную через первую колонну скважину спускается вторая обсадная колонна 7 с подвесной головкой 5 в сборе с соединительным переводником 6, стояком 8.и запорной втулкой 14, При этом соединительный переводник 6 навернут на подвесную головку 5 до упора и запорная втулка 14 смещена вниз, перекрыв собой промывочные каналы 12, Вторая обсадная крлонна 7 спускается в первую до упора наружным буртом 10 подвесной головки 5 во внутренний бурт 9 Т оловки направления. Тем самым осуществляется подвешивание второй обсадной колонны в первой.
После этого производится цементирование второй обсадной колонны в первой. При этом через палубное устьевое оборудование СПБУ цементный раствор подается в трубное пространство второй колонны до заполнения межкОлонного пространства и выхода через это пространство обратно на СПБУ (в коллектор), т.е. цементным раствором заполняется все межколон- ное пространство, в том числе от дна 25 до палубного устьевого оборудования СПБУ,
Для обеспечения возможности отсоединения от подвесной головки 5 и подъема стояка 8 с соединительным переводником 6, а также стояка 4 с переводником 3 они должны быть осво-- бождены от цементного раствора(путем промывки), В соответствии с целью предлагаемого изобретения для обеспечения возможности многоразового использования донной колонной подвески, например, при бурении чисто раз- ведочных скважин (т.е, не Подлежащих в д:шьнейшем освоению и экcплyaтaцииj от цементного раствора должно быть
3
освобождено и место расположения опорных элементов подвески.
Эта операция осуществляется сле- дующим образом.
Вращением стояка 8 соединительньй переводник 6 на несколько оборотов отворачивается с подвесной головки 5. При этом запорная втулка 14, свя занная с переводником 6 посредством наружных выступо.в кулачков 16 своих пружинных пластин 15, а также канавки 18 под эти выступы, переместится вместе с переводником 6 вверх, пока не попадет внутренними выступами ку лачков 16 в канавку 7 подвесной головки 5. В это время промывочные каналы 13 запорной втулки 14 совместно с промьшочными каналами 12 подвесной головки 5, т.е. промывочные каналы подвески будут открыты.
Теперь при подаче воды в трубное пространство цементный раствор будет выдавливаться отсюда через промывочные каналы в межколонное пространство, а оттуда вымываться. При этом, так как промывочные каналы 12 и 13 расположены ниже опорных элементов 9 и 10, то от цементного раствора будут освобождены не только соединительные переводники 3 и 6 со стояками 4 и.8, но и пространство под опорными элементами. Тем самым будет обеспечена возможность поочередной отрезки обсадных колонн 2 и 7 ниже голово 1 и 5 и извлечения колонной подвески
После проведения указанных работ по промывке межколонных пространств промьюочные каналы 12 могут быть закрыты обратным заворачиванием перевоника 6. Последний, упираясь верхним торцом канавки 18 в кулачки 16, вытолкнет их из канавки 17 подвесной
081864
ГОЛОВКИ 5 в канавку 18 переводника 6, а при последующем заворачивании, будучи таким образом связанным с запорной втулкой 14 (пружинными лепест5 ками is), переместит ее вниз, тем
самьм перекрыв промь вочные каналы 12 (фиг. 3).
При временной консервации скважин, пробуренных с СПБУ с применением
10 донной колонной подвески, предусмат- ривается устанавливать на подвесные головки последних (внутренних) в данном случае трех обсадных.колонн на место снятых соединительных пере-
15 водников герметизирующие пробки с разрядными клапанами, предназначенными для сброса из под пробок избыточного давления перед их съемом.
В конструкции донной колонной подт
20 вески роль разрядных клапанов могут выполнять запорные втулки. Присоединительная часть герметизирующих пробок в этом случае должна быть идентична присоединительной части пере25 водников.
При этом во время съема пробки, пробка за кулачки будет вытягивать запорную втулку вверх до тех пор, пока кулачки своим внутренним высту-
30 пом не попадут в каназку на подвесной головке. Таким образом, прежде, чем соединение пробки с подвесной головки разгерметизируется, промывочные каналы откроются и давление
эс из под пробки будет сброшено.
Так как кулачки выходят из зацепления с канавкой на соединительной части пробки, то запорная втулка бу дет оставаться в таком положении до
4Q тех пор, пока на подвесную головку снова не будут завернуты пробка или соединительный переводник стояков.
V
W/
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для подвески потайной обсадной колонны | 1989 |
|
SU1740635A1 |
Устройство для цементирования обсадных колонн | 2023 |
|
RU2819027C1 |
УСТЬЕВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ СКВАЖИНЫ "ПЕРМЬ" (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2269641C1 |
Способ крепления скважин потайными колоннами и устройство для его осуществления | 1989 |
|
SU1819986A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА ПОДВЕСКИ И ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ КОЛОННЫ ХВОСТОВИКА В СКВАЖИНЕ | 2009 |
|
RU2441140C2 |
УСТРОЙСТВО ПОДВЕСКИ И ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ ХВОСТОВИКА В СКВАЖИНЕ С ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫМ РАЗЪЕДИНЕНИЕМ ОТ ТРАНСПОРТНОЙ КОЛОННЫ | 2021 |
|
RU2766980C1 |
Устройство для подвески потайных обсадных колонн | 1989 |
|
SU1716104A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПУСКА ПОДВЕСКИ И ЦЕМЕНТИРОВАНИЯ ХВОСТОВИКА В СКВАЖИНЕ | 2020 |
|
RU2738052C1 |
Устройство для подвешивания потайных колонн на цементном камне | 1979 |
|
SU929815A1 |
Способ крепления потайной обсадной колонны ствола с вращением и цементированием зоны выше продуктивного пласта | 2020 |
|
RU2745147C1 |
Составитель И, Кепке Редактор Ю. Середа Техред О.Вашишина Корректор А. Тяско
Заказ 210/39 Тираж 548 Подписное ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская иаб,, д, 4/5
Филиал ППП Патент, г, Ужгород, ул. Проектная, 4
Авторы
Даты
1986-01-30—Публикация
1984-07-06—Подача