Изобретение относится к машинотроению, конкретнее к крепежным оединениям.
Цель изобретения - повьцление наежности стопорения резьбового оединения.
На фиг. 1 изображено резьбовое соединен11е; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - узел I на фиг.1; на фиг. 4 - узел II на фиг,2; на иг. 5 - вариант разборки соединения.
Устройство состоит из гайки 1 и рез1ьбового стержня 2. Гайка 1 выполнена .: коронкой 3, разрезанной на четыре равные части. Коронка 3 имеет стопорные элементы - пирамидальные зубчики 4. С целью беспрепятственной фиксации стопорными элементами стержня они образованы в резьбе коронки, имеющей угол профиля, на 20-30 меньший и выс-оту несколько большую,чем у основной (например ,метриче-ской) резьбы гайки. Этот профиль резьбе ко- РОЕ1КИ можно придать после выполнения основной резьбы вторычным проходом резьбообразующего инструмента или использовать для этого комбини- рованньш инструмент. Стопорные зубчики могут быть образованы в резьбе просечкой на штампе специальным зу- бонарезным пуансоном или другими известными способами. Участок выполнения их ограничен внутренней кольцевой проточкой, служащей для выхода инструмента. Они имеют профиль неравнобоких трапеций, у которых одна боковая сторона наклонена в сторону завинчивания, а другая расположена по радиусу к оси соедий е- ния. Зубчики расположены равномер- но по диаметру резьбы или же по 2-3 в каждой части разрезанного витка коронки, после чего коронка обжимается и гайка подвергается термообработке для придания лепесткам коронки упругих свойств. Стопорные элементы гайки-зубчики 4 находятся в зацеплении со стопорными элементами резьбового стержня - углублениями 5 выполненными накаткой по впадине резьбы стержня с учетом угла наклона обжатой коронки к оси гайки. Углубления повторяют форму контактирующей части зубчиков, расположены равномерно по окружности с шагом, равным шагу зубчиков или меньшим его на целое число, т.е. выполнены с таким расчетом, чтобы количество углублений накатки равнялось теоретическому
0
5
0
5
0
5
0
количеству зубчиков (в случае их равномерного расположения по диаметру резьбы неразрезанной коронки) или превьш ало их на целое число. Накатка выполняется на размере, превьша- ющем длину стопорной части гайки на 3-5 мм, и следовательно, не ослабляет основную резьбу стержня.
С целью предотвращения быстрого износа и увеличения стойкости стопорных элементов стержня, участок их расположения подвергается термообработке.
Стопорение соединения происходит следующим образом.
Гайка 1 завинчивается основной резьбой на резьбу стержня 2, после чего вступают в зацепление стопорные элементы - зубчики 4 и углубления 5 накатки стержня. При завинчивании гайки, стопорные зубчики
4передвигаются по впадине резьбы стержня и постоянно входят и выходят из зацепления с углублениями
5благодаря упругим свойствам коронки гайки, что позволяет проводить беспрепятственную полную
затяжку соединения, после чего они окончательно фиксируются в одном положении.
С целью облегчения процесса разборки и многократног о использования деталей резьбового соединения применяется разжимная втулка 6.Для этого самоконтрящаяся гайка имеет со стороны коронки внутреннюю конусную проточку, переходящую в цилиндрический участок. Воздействуя на разжимную втулку 6 в осевом направлении, обеспечивают контакт ее рабочей поверхности с коронкой гайки. При этом разжимная втулка 6 своей рабочей поверхностью, имеющей тот же профиль и размеры, что и внутренняя входная часть гайки со стороны коронки, разжимает упругие лепестки коронки, тем самым выводит из зацепления зубчики сто- порной части гайки, и оставаясь зафиксированной по сопрягаемой цилиндрической поверхности, позволяет проводить беспрепятственную разборку соединения. Разжимную втулку 6 можно использовать также и при сборке соединения, предварительно зафиксировав ее с гайкой по сопрягаемым цилиндрическим поверхностям.
При разборке соединения без применения разжимной втулки 6 необходи31208342
МО приложить к гайке усилие отвин- пия стопорных элементов резьбового чивания, превьпиающее силу сцепле- соединения.
.-г
Физ.З
п
Фиъ,
(Pus. 5
ВНИИПИ Заказ 228/47 Тираж 777 Подписное Филиал ГОШ Патент, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
Самоконтрящаяся разрезная гайка | 1978 |
|
SU773321A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Орлов П.И | |||
Основы конструирования кн.З | |||
- М.гМашиностроение, 1977, с 309, рис | |||
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ОПОРА ДЛЯ КАНАТНОГО ТРАНСПОРТЕРА | 1923 |
|
SU630A1 |
Авторы
Даты
1986-01-30—Публикация
1984-05-18—Подача