2. Синхронизатор коробки передач, содержащий ступицу, каретку с блокирующими фасками, установленную на ступице с возможностью осевого перемещения, блокирующие кольца с выступами, размещенными в пазах ступицы с зазором между одной из боковых поверхностей выступа и одной -из боковых стенок паза, и с блокирующими фасками, расположенными с возможностью взаимодействия с блокирующими фасками каретки, и пружины, размещенные в тангенциальных отверстиях, отличающийся тем, что, с целью уменьщения металлоемкости и упрощения конструкции, пазы выf
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в синхронизаторах коробок передач транспортных средств.
Целью изобретения является уменьшение мсгаллоемкости и упрощение конструкции за счет уменьшения количества деталей, а именно за счет отсутствия в конструкции сухарей, что позволяет уменьшить радиальные габариты каретки и снизить ее вес.
На фиг. 1 изображен первый вариант синхронизатора, использованного в планетарной передаче, разрез; на фиг. 2 - разрез .Л -А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 2; на фиг 4 - второй вариант синхронизатора, использованного в планетарной передаче, разрез; на фиг. 5 - разрез В-В на фиг. 4; на фиг. 6 - разрез Г - Г на фиг. 4; на фиг. 7 -- разрез Д-/.1, на фиг. 6.
Синхронизатор согласно первому варианту имеет следующее конструктивное ис- )лне11ие.
Планетарная передача, в которой установлен синхронизатор, состоит из картера 1, в котором установлен ведущий вал 2, имеющий центральное колесо 3 с наружными зубьями. На валу 2 неподвижно закреп- лена муфта 4 прямой передачи с конусо.м 5 трения и зубчатым венцом 6. В зацеплении с центральным колесом 3 находится сателлиты 7, установленные на водиле 8. Коронное колесо 9 с внутренни.ми зубьями находится в зацеплении с сателлитами 7 и одновременно является ступицей синхронизатора, поскольку па щлицах 10,выполненных на его наружной поверхности, установлена каретка 11 синхронизатора, а с внутренней стороны расположены блокирующее кольцо 12 прямой передачи и блокирующее кольцо 13 понижа- ющей передачи.
полнены в блокирующих кольцах, выступы расположены на ступице с контактом между их вторыми боковыми поверхностями и вторыми боковыми стенками пазов, тангенциальные отверстия выполнены глухими и расположены в выступах ступицы со стороны их вторых боковых поверхностей, а пружины установлены с контактом с первыми боковыми стенками пазов в предварительно сжатом состоянии, при этом вторые боковые поверхности выступов расположены встречно направлению момента трения синхронизации.
Блокирующие кольца 12 и 13 имеют конуса 14 трения и радиальные выступы 15, которые размещены в пазах 16 коронного колеса 9 (ступицы синхроршзатора) и прижаты к их боковым стенкам, встречным направлению момента трения синхронизации с помощью пружин 17, расположенных в отверстиях, выполненных в выступах 15.
На шлицах 18 каретки 11 имеются пазы 19, на торцах которых выполнены блокирующие фаски 20, взаимодействующие с ответными фасками 21 на выступах 15 блокирующих колец 12 и 13. Последние стягиваются между собой пружинами 22.
Муфта 23 понижающей передачи уста- ш)влена неподвижно относительно картера и имеет зубчатый венец 24 и конус 25 трения. Каретка 11 может перемещаться в осевом направлении с помощью вилки 26.
В отличие от первого варианта исполнения синхронизатора во второ.м варианте блокирующие кольца 27 и 28 имеют конуса 29 трения, торцовые выступы 30 и пазы 31, образованные выступами 32, расположенными на внутренней поверхности блокирующих колец 27 и 28. В пазах 31 размещены выступы 33, выполненные на торцах коронного колеса 9. Под действием пружин 34, расположенных в отверстиях выступов 33, блокирующие кольца 27 и 28 занимают положение, при котором боковые стенки пазов 31 контактируют с боковыми гранями выступов 33, встречными направлению момента трения синхронизации.
На внутренних шлицах 35 каретки 11 имеются пазы 36, на торцах которых выполнены блокирующие фаски 37, взаимодействующие с ответными фасками 38 на торцовых выступах 30 блокирующих колец 27 и 28. Последние стягиваются между собой пружинами 39. Муфта 23 понижающей передачи установлена неподвижно относительно картера 1 и имеет зубчатый венец 24 и конус 25 трения. Каретка 11 может перемещаться в осевом направлении с помощью вилки 26 и для соединения с зубчатыми вен- цами 6 и 24 имеет зубчатые венцы 40 и 41 соответственно.
Устройство согласно первому варианту работает следующим образом.
В исходном положении муфта 4 прямой передачи и коронное колесо 9 вращаются с разными угловыми скоростями.
Для включения прямой передачи каретка 11 перемещается с помощью вилки 26 в сторону муфты 4 и, так как ее фаски 20 упираются в фаски 21 на выступах 15, сдви- гает блокирующее кольцо 12 до соприкосновения конусов 5 и 14. Возникающий при этом на их поверхностях момент трения действует на блокирующее кольцо 12 в том же направлении, что и пружины 17. В результате дальнейщее осевое перемещение ка- ретки 11 невозможно, так как этому препятствуют выступы 15 блокирующего кольца 12. В этот период происходит выравнивание угловых скоростей муфты 4 и коронного колеса 9 под действием момента тре- ния на поверхностях конусов 5 и 14, возникающего в результате приложенного к каретке 11 осевого усилия, передающегося блокирующему кольцу 12 на стыке фасок 20 каретки 11 и фасок 21 выступов 15.
После выравнивания угловых скоростей названных деталей блокирующее кольцо 12, преодолевая сопротивление пружин 17, поворачивается в обратном направлении под действием поперечной силы, возникающей при передаче осевого усилия от каретки 11 блокирующему кольцу 12 на стыке фа- сок 20 и 21. Теперь выступы 15 не препятствуют перемещению каретки 11, и ее щли- цы 18 входят в зацепление с зубчатым венцом 6 муфты 4, соединяя последнюю с коронным колесом 9. Планетарный ряд блокируется и водило 8 вращается с той же скоростью, что и вал 2. Прямая передача включена.
Процесс включения понижающей передачи происходит аналогично. В результате щли- цы 18 каретки 11 входят в зацепление с зубча- тым венцом 24 муфты 23, соединяя ее с коронным колесом 9, которое в этом случае неподвижно связано с картером 1. Понижающая передача включена, и водило 8, являющееся ведомым валом, вращается с угловой скоростью, меньщей, чем скорость ведущего вала 2, в количество раз, обусловленное передаточным отношением передачи.
Устройство согласно второму варианту исполнения работает следующим образом.
В исходном положении муфта 4 прямой передачи и коронное колесо 9 вращаются с разными угловыми скоростями.
Для включения прямой передачи каретка 11 перемещается с помощью вилки 26 в сторону муфты 4 и, так как ее фаски 37 упираются в фаски 38 на выступах 30, сдвигает блокирующее кольцо 27 до соприкосновения конусов 5 и 29. Возникающий при этом на их поверхностях момент трения действует на блокирующее кольцо 27 в fOM же направлении, что и пружины 34. В результате дальнейщее осевое перемещение каретки 11 невозможно, так как этому препятствуют выступы 30 блокирующего кольца 27. В этот период происходит выравнивание угловых скоростей муфты 4 и коронного колеса 9 под действием момента трения на поверхностях конусов 5 и 29, возникающего в результате приложенного к каретке 11 осевого усилия, передающегося блокирующему кольцу 27 на стыке фасок 37 каретки 11 и фасок 38 выступов 30.
После выравнивания угловых скоростей названных деталей блокирующее кольцо 27, преодолевая сопротивление пружин 34, поворачивается в обратном направлении под действием поперечной силы, возникающей при передаче осевого усилия от каретки 11 блокирующему кольцу 27 на стыке фасок 37 и 38. Теперь выступы 30 не препятствуют перемещению каретки 11, и ее зубчатый венец 40 входит в зацепление с зубчатым венцом 6 муфты 4, соединяя последнюю с коронным колесом 9. Планетарный ряд блокируется и водило 8 вращается с той же скоростью, что и вал 2. Прямая передача включена.
Процесс включения понижающей передачи происходит аналогично. В результате зубчатый венец 41 каретки 11 входит в зацепление с зубчатым венцом 24 муфты 23, соединяя ее с коронным колесом 9, которое в этом случае неподвижно связано с картером 1. Понижающая передача включена, и водило 8, являющееся ведомым валом, вращается с угловой скоростью меньщей, чем скорость ведущего вала 2,в количество раз, обусловленное передаточным отнощением передачи.
.
16 17.
19 15 21.
9.
6
18 Х.Х
.......
W///7///A
тШ7А
5
18 Х.Х,
fO
z.
16
i
i
7
фиг. Z
B jio epngmo
ю
/7
Фиг 3
26 -94-/ 2 2J / ///
25
pu.
В-8
36
30 38
27
28
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Синхронизатор планетарной коробки передач | 1983 |
|
SU1291751A1 |
ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2017033C1 |
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2432267C1 |
ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1991 |
|
SU1837487A1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
АВТОМОБИЛЬНАЯ МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2012 |
|
RU2508486C1 |
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
SU1837576A1 |
Синхронизатор | 1983 |
|
SU1090944A1 |
КОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО | 1991 |
|
SU1837486A1 |
Синхронизатор | 1981 |
|
SU1587249A1 |
1. Синхронизатор коробки передач, содержащий ступицу с пазами на торцах, каретку с блокирующими фасками, установленную на ступице с возможностью осевого перемещения, блокирующие кольца с выступами, размещенными в пазах ступицы с зазором между одной из боковых поверхностей выступа и одной из боковых стенок паза, и с блокирующими фасками, расположенными с возможностью взаимодействия с блокирующими фасками каретки, и пружины, размещенные в тангенциальных отверстиях, отличающийся тем, что, с целью уменьщения металлоемкости и упрощения конструкции, выступы блокирующих колец расположены с контактом между их вторыми боковыми поверхностями и вторыми боковыми стенками пазов, тангенциальные отверстия выполнены глухими и расположены в выступах блокирующих колец со стороны их вторых боковых поверхностей, а пружины установлены с контактом с первыми боковыми стенками пазов в предварительно сжатом состоянии, при этом вторые боковые стенки пазов расположены встречно направлению момента трения синхронизации. (Л ю о х со О5 ГчЭ
г- г
фигг. 6
,- .паоернуто
Редактор Н. Пушненкова Заказ 494/46
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Составитель И. Лукина
Техред И. ВересКорректор Л. Патай
Тираж &&0Подписное
Авторское свидетельство СССР № 914843, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-02-07—Публикация
1983-10-19—Подача