1
Изобретение относится к машиностроению, в частности к устройствам для передачи вращения.
Целью изобретения является упрощение конструкции и снижение веса за счет oпти fliзaции компоновки элементов синхронизатора с элементами планетарной передачи.
На фиг,1 изображен синхронизатор, установленный в планетарной коробке передач, продольный разрез; на фиг,2 - разрез А-А на фиг,1 (при нейтральном положении синхронизатора); на фиг.З - то же, в момент блокировки синхронизатора.
Планетарная передача состоит из корпуса 1, в котором установлен вал 2 с центральным колесом 3 с наружны- (т зубьями, В зацеплении с центральным колесом 3 находятся сателлиты 4, установленные в водила 5. Коронное колесо 6 с внутренними зубьями выполнено заодно с кареткой 7 сихрониза- тора и находится в зацеплении с сателлитами 4, Каретка 7 имеет шлицы 8, по внутренней поверхности которых центрируется блокирующее кольцо 9 с коническими фрикционными поверх- ностями 10 и П, На наружной поверхности блокирующего кольца 9 выполнены выступы 12 с блокирующими фасками 13 на торцах и проточка, в которой размещено фиксирующее кольцо 14, взаимодействующее с канавкой на шлицах 8, На торца водила 5 имеются коническая фрикционная поверхность 15 и зубчатьй венец муфты 16, а относительно корпуса 1 неподвижно закреплена муфта 17 с конической фрикционной поверхностью 18 и зубчатым венцом 19, Выступы 12 блокирующего кольца 9 расположены в пазах, выполненных в шлицах 8 каретки 7, причем на станках 20 пазов имеются углубления 2.1 с фасками 22, ответными фаскам 13 на выступах 12, Перемещение каретки 7 осуществляет вилка 23,
Устройство работает следующим образом.
Если вал 2 ведущий, то планетарная передача является понижающей. Для включения понижанщей ступени необходимо с помощью вилки 23 переместить каретку 7 в сторону муфты 17. Поскольку каретка 7 через фиксирующее кольцо 14 связана с блокирующим кольцом 9, последнее также перемещается до сопрокосновеиия по291751
верхностей 10 и
, 10
5
20
25
18 трения. Так как
|Каретка 7 вместе- с. коронным колесом б с внутренними зубьями вращается, а муфта 17 неподвижна, то блокирующее кольцо 9 под действием момента трения, возникающего на поверхности 10 трения, поворачивается относительно каретки 7 в сторону, противоположную вращению, до упора выступов 12 во внутренние-стенки углублений 21, При этом блокирующие фаски 13 на выступах 12 упираются в ответные фаски 22 в углублениях 21, не давая каретке 7 продвигаться дальше до выравнивания угловых скоростей центрального колеса б с внутренними зубьями и муфты 17, т.е, до его полной остановки. Выравнивание угловых скоростей указанных деталей происходит в этот.период под действием момента трения на поверхностях 10 и 18 трения, возникающего в результате приложенного к каретке 7 осевого усилия, передающего блокирующему кольцу 9 на стыке фасок 22 и 13,
После выравнивания угловых скоростей коронного колеса 6 с внутренними зубьями и муфты 17 происходит разблокировка синхронизатора, т,е, обратный разворот блокирующего кольца 9 под действием поперечной силы, возникающей при передаче осевого усилия от каретки 7 блокирующему кольцу 9 на стыке фасок 22 и 13, В итоге шлицы 8 каретки входят в зацепление с зубчатым венцом 19 и обеспечивают соединение коронного колеса 6 с внутренними зубьями с муфтой 17, Понижающая ступень включена, и водило 5, являющееся ведомым звеном, вращается с угловой скоростью, мень- щей, чем скорость ведущего вала 2, на величину, обусловленную передаточным отношением передачи,
Процесс включения прямой передачи происходит аналогично, В результате шлицы 8 каретки 7 входят в зацепление с зубчатым венцом муфты 16 водила 3, соединяя его с коронным ко- 50 лесом 6 с внутренними зубьями, Пла- нетарньш ряд блокируется, и водило 5 вращается с той же скоростью, что Прямая
30
J5
40
45
и вал 2, включена.
передача
55
ормула изобретения
Синхронизатор планетарной коробки передач, содержащий каретку с BHV31
ренними шлицами, две расположенные по разные стороны от нее муфты с ко- ническими фрикционными поверхностями, одна из которых закреплена на вращающемся корпусе, блокирующее кольцо с выступами и конической фрик ционной поверхностью и вторую коническую фрикционную поверхность, о т личающ ийся тем, что с целью упрощения конструкции и снижеуА-Л
ЧЧУ 9175 14
ния веса, каретка выполнена с элементами для жесткого соосного соеди нения с коронным колесом передачи, вторая муфта выполнена с элементами 5 для жесткого соединения с водилом передачи, вторая фрикционная поверхность расположена на блокирующем кольце, а выступы блокирующего кольца расположены радиально между шли- 0 цами каретки.
V27
Уч
t3 20 5
гт
Фиг. 2
Составитель И.Лукина Редактор О.Юрковецкая Техред Л.Олейник Корректор М.Шароши
Заказ 915Тираж 812Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Фиг,3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Синхронизатор коробки передач (его варианты) | 1983 |
|
SU1209962A1 |
Синхронизатор планетарной коробки передач | 1991 |
|
SU1798558A1 |
ПЕРЕДАЧА | 1991 |
|
RU2017033C1 |
САМОЗАТЯГИВАЮЩИЙСЯ СИНХРОНИЗАТОР | 2016 |
|
RU2627911C1 |
Синхронизатор | 1983 |
|
SU1090944A1 |
ДВУХСКОРОСТНАЯ ГЛАВНАЯ ПЕРЕДАЧА | 2010 |
|
RU2432267C1 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2002 |
|
RU2269043C2 |
ПЛАНЕТАРНЫЙ МЕХАНИЗМ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2002 |
|
RU2264570C2 |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ | 2001 |
|
RU2267675C2 |
Узел ступенчатой коробки передач с жестко связанными одно с другим блокирующим кольцом синхронизатора и зубчатым кольцом и способ его сборки | 1984 |
|
SU1157288A1 |
Изобретение относится к машиностроению. Цель изобретения - упрощение конструкции за счет совмещения элементов синхронизатора и сн11жение, массы за счет оптимизации компоновки элементов синхронизатора с элементами передачи. Муфты 16 и 17 закреплены соответственно наводиле планетарной передачи и корпусе 1. Фрикционные поверхности 15 и 18 муфт расположены внутри блокирующего кольца 9, имеющего ответные конические фрикционные поверхности 10 и 11. Блокирующее кольцо 9 центрируется в каретке 7 посредством радиальных выступов 12. Каретка 7 соединена с коронным колесом 6 передачи. При замыкании блокирующего кольца 9 на муфту 17 вращение передается через звенья планетарного ряда. При замыкании блокирующего кольца 9 на муфту 16 вращение передается с ведущего вала 2 на ведомый вал 5 синхронно. 3 ил. § (Л С к 4423 г П 16 S //
Синхронизатор муфты включения | 1977 |
|
SU727900A1 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторское свидетельство СССР № 914843, кл | |||
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1987-02-23—Публикация
1983-12-02—Подача