Изобретение относится к электротехнике.
Цель изобретения - повышение надежности и КПД электродвигателя.
На чертеже изображена электрическая схема вентильного электродвигателя.
Вентильный электродвигатель содержит транзисторные ключи- 1-4, основные секции 5 и б одной фазы и 7 и 8 другой фазы, расположенные на статоре электродвигателя и имеющие сдвиг относительно друг друга на 180 эл.град., дроссель 9 с секциями 10 и 11 обмотки.
На ct aTope двигателя уло.жены дополни-, тельные секции 12-15 якорной обмотки. Начало и конец секций 12 и 13 подключены к началу секции 10 дросселя 9, а начало и конец секций 14 и 15 - к конце секции 11. Базы транзисторных ключей 16-19 через резисторы 20-23 соответственно подключены к началу и концу сдвинутых на 180 эл.град дополнительных секций 12-15, а к минусу источника - через резисторы 24-27, которые обеспечивают рассасывание базовых носителей в транзисторных ключах 16-19. Основные секции 5 и 6, 7 и 8, фазы которых между собой сдвинуты на 90 эл. град.
Для электродвигателя с дросселем в цепи питания необходимо, чтобы зона коммутации составляла не менее 180 эл.град. В этом случае дроссель 9 осуществляет перевод энергии коммутируемой секции в секцию другой фазы, сдвинутой на 90 эл. град, в тот момент, когда противо-ЭДС в этой секции максимальна. Это позволяет получить ток в секциях двигателя, близкий к прямоугольной форме. Если зона коммутации меньще 180 эл. град.,
10 то в токе секции посередине интервала коммутации возникает провал и, следовательно, уменьшение КПД. Кроме того, уменьшение зоны коммутации меньше 180 эл.град. приводит к возникновению перенапряжений на транзисторных ключах из-за индуктивности
секций дросселя и как следствие - к снижению надежности. Для электродвигателя с дросселем в силовой цепи зона коммутации лежит в диапазоне 180-230 эл.град. и определяется параметрами обмоток двигателя и
2Q частотой вращения его вала.
Расширение зоны коммутации осуществляется путем углового сдвига статора ДПР относительно статора двигателя против напряжения вращения ротора. В этом случае включение основных секций якорной обмотподключены к минусу источника через после- 25 ки осуществляется командами с ДПР, причем
требования к стабильности ширины коммутационной зоны, определяемой ДПР, снижаются (угол может быть меньше 180 эл.град.). Дополнительные секции, коммутируемые от противо-ЭДС могут переключаться лишь синхронно с ней и время открытого состояния составляет около 180 эл.град. (170-180 эл. град.).
довательно включенные транзисторные ключи 1-4 и предохранители 28-31. Дополнительные секции 12-15 подключены к минусу источника через последовательно соединенные транзисторные ключи 16-19 и предохранители 32-35.
Вентильный электродвигатель работает следующим образом.
При подаче напряжения от источника питания на коммутатор вентильного двигателя в соответствии с сигналами датчика положения ротора (ДПР) транзисторные ключи 1-4 начинают коммутировать токи в секциях 5-8 якорной обмотки, что создает электромагнитный момент, приводящий ротор двигателя во вращение. В дополни- тельных секциях 12-15 якорной обмотки наводится ЭДС вращения, и транзисторные ключи 16-19 начинают коммутировать ток в секциях 12-15, параллельных основным секциям.
В случае обрыва в режиме вращения в цепи, соединяющей какую-либо секцию электродвигателя с источником питания, двигатель не теряет работоспособности и практически не изменяет своих рабочих характеристик. В случае деградации одного из транзисторных ключей, приводящей, например, к потере переключающих способностей, предохранитель в эмиттерной цепи срабатывает и отключает одну из секций электродвигателя, т. е. выход из строя любого из полупроводниковых элементов или обрыв цепи подключения секции к источнику питания не приводит к потере работоспособности электродвигателя.
Для электродвигателя с дросселем в цепи питания необходимо, чтобы зона коммутации составляла не менее 180 эл.град. В этом случае дроссель 9 осуществляет перевод энергии коммутируемой секции в секцию другой фазы, сдвинутой на 90 эл. град, в тот момент, когда противо-ЭДС в этой секции максимальна. Это позволяет получить ток в секциях двигателя, близкий к прямоугольной форме. Если зона коммутации меньще 180 эл. град.,
то в токе секции посередине интервала коммутации возникает провал и, следовательно, уменьшение КПД. Кроме того, уменьшение зоны коммутации меньше 180 эл.град. приводит к возникновению перенапряжений на транзисторных ключах из-за индуктивности
секций дросселя и как следствие - к снижению надежности. Для электродвигателя с дросселем в силовой цепи зона коммутации лежит в диапазоне 180-230 эл.град. и определяется параметрами обмоток двигателя и
частотой вращения его вала.
Расширение зоны коммутации осуществляется путем углового сдвига статора ДПР относительно статора двигателя против напряжения вращения ротора. В этом случае включение основных секций якорной обмотки осуществляется командами с ДПР, причем
5 ки осуществляется командами с ДПР, причем
0
5
0
5
0
5
требования к стабильности ширины коммутационной зоны, определяемой ДПР, снижаются (угол может быть меньше 180 эл.град.). Дополнительные секции, коммутируемые от противо-ЭДС могут переключаться лишь синхронно с ней и время открытого состояния составляет около 180 эл.град. (170-180 эл. град.).
Поскольку основные и дополнительные секции якорных обмоток работают одновременно, суммарная зона коммутации устанавливается разворотом статора ДПР в диапазоне 200-220 эл.град., что достигается смещением статора ДПР относительно положения нейтральной коммутации против направления вращения на угол 5-40 эл. град. В случае выхода из строя одного из полупроводниковых элементов одна из секций электродвигателя отключается, но вследствие расширенной зоны коммутации оставшихся в этой фазе секций осуществляется безразрывная коммутация в дросселе 9, отсутствуют перенапряжения на ключевых элементах и сохраняется прямоугольная форма тока в секциях электродвигателя.
Вентильный электродвигатель предназначен для использования в вентиляторах,гидронасосах и устройствах с повышенной наработкой, работающих в режиме непрерывного вращения.
Формула изобретения
1. Вентильный электродвигатель по авт. св. № 550734, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, он снабжен резисторами, дополнительными транзисторными ключами и дополнительными секциями якорной обмотки в количестве, равном числу основных секций, и предохранителями в количестве, равном общему числу основных и дополнительных секций, основные и дополнительные секции выполнены с равным числом витком, дополнительные секции расположены с возможностью создания намагничивающей силы одинакового направления с основными секциями и соединены.с ними одноименными выводами связанными с секциями дросселя, вторые выводы каждой из дополнительных секций через ключи и
предохранители соединены с источником питания, управляющий вход каждого из дополнительных ключей связан через резистор с точкой соединения ключа и дополнительной секции, смещенной относительно секции, связанной с данным ключом на 180 эл.град.
2. Электродвигатель по п. 1, отличающийся тем, что, с целью повышение КПД, статор датчика положения ротора смещен относительно положения нейтральной коммутации против направления вращения на угол 5-40 эл. град.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Вентильный электродвигатель | 1984 |
|
SU1220066A1 |
Вентильный электродвигатель | 1987 |
|
SU1422318A2 |
Вентильный электродвигатель | 1988 |
|
SU1552301A1 |
Вентильный электродвигатель и способ его настройки | 1984 |
|
SU1272414A1 |
Вентильный электродвигатель | 1981 |
|
SU970579A1 |
Вентильный электродвигатель | 1984 |
|
SU1166231A1 |
Вентильный электродвигатель | 1981 |
|
SU983925A2 |
Вентильный электродвигатель | 1987 |
|
SU1427508A2 |
Вентильный электродвигатель | 1984 |
|
SU1203654A1 |
Вентильный электродвигатель | 1983 |
|
SU1119130A2 |
Изобретение относится к электродвигателям с вентильной коммутацией. Цель изобретения - повышение надежности и КПД. Вентильный двигатель (Д) содержит транзисторные ключи, основные секции обмотки статора, сдвинутые относительно дру1 друга на 180 эл. град, дроссель с обмотками. В Д на статоре укладывают дополнительные секции якорной обмотки, соединенные с основными секциями одноименными выводами, которые подключены к секциям обмотки дросселя. Вторые выводы дополнительных секций через ключи и предохранители соединены с источником питания, а управляющий вход каждого дополнительного ключа связан через резистор с точкой соединения ключа и дополнительной секции, смещенной относительно секции, связанной с данным ключом, на 180 эл.град. Такое выполнение Д позволяет исключить потерю работоспособности в случае обрыва в режиме вращения цепи, соединяющей секцию с источником. Кроме того, в случае выхода из строя одного из транзисторов происходит срабатывание предохранителя, который отключает одну из секций обмотки, что не приводит к потере работоспособности Д. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. (Л ю го 00 ю N
-р- .-С5
а р4 ( fy f
30
Ш- -©
0
Вентильный электродвигатель | 1975 |
|
SU550734A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1986-04-30—Публикация
1984-06-26—Подача