Изобретение относится к судовым движителям, а именно к парусному вооружению преимущественно маломерных судов, таких как спортивные, туристические, прогулочные шлюпки, яхты, байдарки и другие плавсредства, а также к парусному вооружению буеров.
Цель изобретения - упрощение ручного управления парусами за счет самоустановки и стабилизации угла атаки парусов относительно направления бокового или встречного ветра.
На фиг. I изображено парусное вооружение судна, общий вид; на фиг. 2 - паруса в рабочем положении относительно направления встречного ветра (бейдевинд, крутой бейдевинд), вид сверху.
Парусное вооружение судна имеет рангоут, содержащий мачту 1 и единый гик 2, такелаж, включающий бегучий такелаж 3 для крепления переднего 4 и заднего 5 парусов к рангоуту и управления ими. Единый гик 2 установлен поворотно относительно вертикальной оси мачты. Это достигается, например, путем крепления мачты с помощью подшипников, размещенных в степсе 6 и пяртнерсе 7 палубы судна. Паруса 4 и 5 закреплены в плоскости, проходящей через единый гик 2 и мачту 1, причем между парусами образована вертикальная щель 8, а площади парусов и удаление их центров парусности от вертикальной оси мачты конструктивно выбраны так, что момент парусности (т. е. момент сил от действующего на парус ветра) заднего паруса 5 больще момента парусности переднего паруса 4.
Требующийся угол атаки парусов относительно направления бокового или встречного ветра при самоустановке задается конструктивно путем выбора соответствующих соотношений площадей парусов 4 и 5, расстояний их центров парусности от вертикальной оси мачты 1 и щирины щели 8, которая может быть выполнена, например, до 1/3-1/4 щирины заднего паруса для углов атаки парусов 20-30°.
Парусное вооружение работает следующим образом.
При воздействии бокового или встречного ветра (с курсовыми углами галфвинд, бейдевинд, крутой бейдевинд) парусное вооружение самопроизвольно разворачивается вокруг вертикальной оси мачты за счет того, что момент парусности заднего паруса больще соответствующего момента переднего паруса. При этом задний парус 5 входит в зону возмущенного потока воздуха, вызванного передним парусом 4, мачтой 1 и вертикальной щелью 8 между парусами, постепенно теряя эффективность своего действия (снижается его тяга и момент парусности). В результате паруса устанавливаются под определенным углом к вымпельному ветру, когда моменты парусности переднего и заднего парусов сравняются.
При попутном ветре (с курсовыми углами фордевинд, полный бакщтаг, бакщтаг) единый гик 2 с закрепленными на нем парусами устанавливается под требующимися судоводителю углами к ветру вручную путем удержания гика-щкота (не показан).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ имитации момента аэродинамической силы парусного вооружения | 1989 |
|
SU1723570A1 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ МАЧТОВОГО СУДНА | 1992 |
|
RU2050306C1 |
ЛОПАСТЬ-ПАРУС ВЕТРЯНОГО АГРЕГАТА (ВАЮ) | 1997 |
|
RU2131996C1 |
ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ ГУСАКОВА (ПВГ) | 2012 |
|
RU2501707C1 |
Яхтенный авторулевой | 1981 |
|
SU1020311A1 |
ПАРУС | 2021 |
|
RU2772291C1 |
ПАРУСНОЕ СУДНО | 2002 |
|
RU2265546C2 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ МОТОЛОДКА ПОЛЯ | 2013 |
|
RU2529042C1 |
СУДОВОЕ ПАРУСНОЕ ВООРУЖЕНИЕ | 2003 |
|
RU2259303C2 |
ЯХТА | 2010 |
|
RU2426670C1 |
CU CQ
.2
Патент США № 3968765, кл | |||
Способ получения борнеола из пихтового или т.п. масел | 1921 |
|
SU114A1 |
Планшайба для точной расточки лекал и выработок | 1922 |
|
SU1976A1 |
Авторы
Даты
1986-05-23—Публикация
1980-09-12—Подача