«
Изобретение относится к тренажерам операторов систем управления, может быть использовано для обучения и проведения психофизиологического профессионального отбора операторов систем управления в различных отраслях народного хозяйства и является усовершенствованием устройства по авт. св. № 1098023.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей тренажера .
На чертеже дана блок-схема тренажера.
Тренажер для обучения операторов систем управления содержит блок 1 задания программы обучения, содержащий набор программ, соответствующих обрабатываемым задачам. Каждая программа определяется последовательностью информационных сигналов и их параметрами. Вход блока 1 соединен с выходом блока 2 задания времени, задающего время окончания экспозиции сигналов, т.е. темп изменения информации, предъявляемой оператору 3 на информационной панели блока 4 предъявления информации, вход которого связан с выходом блока 1. Данные, отображаемые на информационной панели блока 4, определяют характер деятельности оператора, которая формирует свои исполнительные действия с помощьго. органов управления блока 5 ввода ответных действий оператора. Выход блока 2, задающий время начала экспозиции сигналов, соединен с входом счетчика б, необходимого для фиксации времени реакции оператора. Выход счетчика б соединен с блоком 7 сравнения.
Тренажер также содержит блок 8 совпадения сигналов, вычислитель 9 суг4марнь х опшбок, блок 10 вычисления уровня обученности оператора, блок 11 регистрации, блок 12 задания эталонов, вычислитель 13 ошибок,блок 14 управления, счетчик 15 числа тренировок, блок 16 сравнения,, блок 17 сравнения, регистры 18 и 19
Регистр 18 предназначен для хранения числа тренировок,соответствующего первому порогу ртбора. Другими словами, операторы, затратившие на обучение число тренировок, меньшее или равное записанному в регистре 18, признаются безусловно пригодны- гчи. в приведенном примере в регистр
33204 I
18 перед началом тренировки записы -- валось число 6. Блок 16 предназначен для С1равнения числа тренировок, затраченных оператором на обучение,с
5 числом, записанным в регистре 18. Блок 11 предназначен для фиксации числа безусловно годных кандидатов. В регистре 19 хранится значение.числа тренировок, соответствующего вто рому порогу отбора. Кандидаты, затратившие на обучение число тренировок, большее чем записанное в регистре 18, но меньшее или равное числу, записанному в регистре 19 будут признаны
5 годными. В рассмотренном случае в регистре 19 перед началом тренировок записЕлвалось число 9. В блоке 17 производится сравнение числа тренировок, затра.ченных оператором на обучение,
20 поступив)11им с выхода счетчика 15, и числа, записанного в регистре 19. В результате сравнения сигнал может появляться на одном вьпсоде блока 17, Когда он поступит на вход блока 11,
- огшратор будет признан годным. Это тот случай, когда число, поступившее па вход блока 17, меньше или равно числу, записанном) в регистре 19, В противном случае сигнал в блок 11
30 поступит с другого выхода блока 17 и оператор будет признан условно годным либо негодным.
В блоке хранятся нормативные значения ошибок измерения параметров
снгигшоз и длительностей выполнения отдельных операций, а также эталон- ,ные последовательности действий обучающегося оператора.
Тренажер для обучения операторов систем управления работает следующим образом.
Инструктор осуществ.пяет выбор и задание совокупности пред ьяв.пяемых оператору 3 сигналов путем ввода через блок 14 в блоки 1 и 12 помера программа обучения, в блок 2 - значений деятельностей экспозиции сигналов, в блок 10 - значение числа тренировок, которое оператору необходимо выполнить успешно подряд (для признания его обученным). В данном случае в блок 10 записывается число 4за в регистры 18 и 19 - числа, соответствующие nepsobty и BTopoNfy порогам отбора. В рассмотренном примере записывались числа 6 и 9 в регист- ры 18 и 19 соответственно.
3
Последовательность сигналов, вы- рабатьшаемых блоком 1 в соответствии с введенным в него номером программы индицируется по информационной панели блока 4. Смена сигналов обучающей последовательности производится по сигналам Конец экспозиции, поступающим из блока 2, результаты ответных действий оператора 3, реализуемых с помощью органов управления бло ка 5, поступают на вход блока 7 для контроля правильности последовательности действий путем сравнения с эталонной последовательностью и на вход вычислителя 13 с выхода блока 1. Если очередное действие соответствует требуемому, то на одном из вы.чодов блока 7 появится сигнал, поступающий на блок 8 и используемый, кроме того рдтя останова счетчика 6, который за пускается сигналом Начало экспозиции, поступающим из блока 2. Это дает возможность определить время реакции оператора, которое сравнивается затем с величиной норматива в блоке 7. В этом же блоке осуществляется сравнение текущей ошибки измерений, вырабатываемой вычислителем 13, с допустимой величиной, поступающей из
,-
блока 12. Следовательно, блок 7 вьфа батывает все три выходных сигнала в ответ на действие оператора только в том случае, если результат этого действия удовлетворяет трем критериям - точности измерения, времени выполне- 1-шя и соответствия действий оператора эталонной последовательности. При наличии этих трех сигналов блок 8 вырабатывает обобщений сигнал, кото рьш сохраняет прежнее состояние -вы- числителя 9, т.е. отсутствие сигнала на его выходе. После окончания экспозиции сигналов обучающей последовательности цикл функционирования тренажера повторяется. При этом зна чения счетчика 15 и счетчика, находящегося в блоке 10, увеличивается на Г . Если при решении оператором задачи управления им допущена ошибка в вьшолнении хотя бы одного действия по одному из критериев, то вся задача считается решенной неправильно. При этом сигнал на выходе блока 8 пропадает, в результате чего появится сигнал на выходе вычислителя 9, сохраняющийся до конца решения задачи. Данный сигнал обнулит содержимое счетчика числа успешных трениоп
5Ю15
20
25
30 35 40 45 5055вок подряд, находящегося в блоке 10. Содержимое счетчика 15 также увеличится на 1.
После вьтолнения оператором алгоритма управления успешно требуемое число раз подряд (для рассмотренного алгоритма - 4 раза) появится сигнал на вькоде блока 10, который будет зафиксирован в блоке 11. Кроме того, с появлегшем данного сигнала на входе счетчика 15 производится перезапись его содержимого в блоки 16 и 17. Сигнал с выхода блока 10 поступает также на вход регистра 18, где хранится число, соответствующее первому порогу отбора (в примере при- водг1лось число 6) . По этой команде код регистра 18 переписывается в блок 16.
В блоке 16 производится сравнение поступив1Ш1х чисел. Если число, поступившее из счетчика 15, меньше или равно числу, поступившему из регистра 18, то сигнал появится на одном выходе блока 16 и поступит на вход блока 11. Обучавшийся кандидат в этом случае будет отнесен к категории безусловно годных операторов, Если число, поступившее из счетчика 15, больше числа, поступившего из регистра 18, то сигнал появится на другом выходе блока 16 и поступит на вход регистра 19. По этой команде число, хранящееся в регистре 19, поступает на вход блока .17. Производится сравнение поступиви.шх чисел. Если число, поступившее из счетчика 15, меньше или равно числу, поступившему . из регистра 19, то сигнал появится на одном выходе блока 17 и поступит на вход блока 11, относя тем самым кандидата в категорию средних операторов. В противном случае, т.е. если число, поступившее из счетчика 15, больше числа, поступившего из регистра .19, то сигнал появится на другом выходе блока 17 и поступит на блок 11. Данный кандидат будет отнесен к категории условно годных или плохих операторов. Таким оператором целесообразно рекомендовать смену выбранной профессии.
Предлагаемое изобретение позволяет расширить дидактические возможности тренажеров операторов систем управления за счет обеспечения возможности проведения психофизиологическоS1233204
го профессионального отбора операторов в процессе их подготовки, что, кроме того, значительно повьшает уровень подготовки обучаемых и способствует повышению эффективности и надеж- s ности эксплуатации систем управления операторами после завершения этапа их подготовки.
Формулаизобретения
Тренажер для обуче1гая операторов систем управления по авт.св. № 1098023, и и
отличающ
с я тем, что.
.с целью расширения дидактических воз- 15 мржностей тренажера, в него введены
Составитель А.Карлов Редактор С.Патрушева Техред Л,Сердюкова
Заказ 2776/53 . Тираж 455Подписное
ВНИШИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д.4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 1
s
0
5
последовательно включенные первый регистр, второй блок сравнения, второй регистр и третий блок сравнения, первый и второй выходы которого соединены соответственно с вторым и третьим входами блока регистрации, и счетчик числа тренировок, первьм вход которого соединен с одним из выходов блока задания времени, а выход - с вторыми входами второго и третьего блоков сравнения, второй выход второго блока сравнения подключен к четвертому входу блока регистрации, первьй вход которого связан с входом-п ервого регистра и вторым входом счетчика числа тренировок.
Корректор С.Шекмар
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2011229C1 |
Тренажер радиотелеграфиста | 1984 |
|
SU1166166A2 |
Тренажер операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU991482A1 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1310873A1 |
Устройство для обучения операторов | 1988 |
|
SU1554001A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ ОПЕРАТОРОВ | 1991 |
|
RU2011226C1 |
Устройство для обучения операторов | 1987 |
|
SU1587560A1 |
Устройство для обучения операторов | 1989 |
|
SU1661819A1 |
Устройство для обучения операторов | 1988 |
|
SU1711220A1 |
Устройство для обучения операторов | 1990 |
|
SU1727145A1 |
Изобретение относится к тренажерам и может быть использовано для обучения и профотбора операторов систем управления. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей тренажера. Сущность изобретения основана на создании возможности профотбора операторов в процессе их подготовки, что способствует повьппе- нию эффективности и надежности эксплуатации систем управления операторами после их обучения на данном тренажере. Конструктивно цель достигается введением в известное устройст- ,во двух регистров и двух блоков срав- . нения. 1 ил.S (Л С Is:) 00 со ю М
Авторское свидетельство СССР ,№ 1098023, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1986-05-23—Публикация
1984-06-21—Подача