Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано преимущественно в механических передачах крутящего момента и является усовершенствованием устройства по основному авт. св. № 977861.
Цель изобретения - изменение демпфирующих свойств вала за счет регулирования жесткости в процессе его эксплуатации.
На фиг. 1 изображена конструктивная схема вала; на фиг. 2 - упругий элемент в развернутом виде.
Вал 1 содержит упругий элемент 2, размещенный в винтовых канавках 3 вала. Наружная поверхность 4 упругого элемента контактирует с внутренней поверхностью трубы 5, удерживаемой в осевом перемещении по валу штифтами 6 и сидящей на валу по посадке с зазором. Выполненная в теле упругого элемента 2 по всей его длине полость 7 сообщается через канал 8 с источником избыточного давления, состоящим, например, из бака 9 с заборным фильтром 10, соединенным с насосом 11 регулируемой производительности, фильтра 12 очистки, золотника-реле 13 и редукционного клапана 14, выходной канал которого связан с масляным баком 9 через клапан 15 дистанционного снятия давления. Предохранительный клапан 16 поддерживает заданное давление, срабатывая при его превышении. Для обеспечения герметичности подвода масла под давлением к вращающемуся валу предусмотрено уплотнение 17 торцового типа.
Вал работает следующим образом.
При его закручивании в направлении, совпадающем с направлением винтовых линий канавок 3, ширина канавок будет уменьшаться, а материал вала, находящийся между двумя соседними канавками, будет растя
5
0
5
гиваться. Все это приведет соответственно к сжатию (поперек канавки) и растяжению (вдоль канавки) размещенного в канавках 3 упругого элемента 2, в котором при его деформации рассеивается (вследствие наличия внутреннего трения) энергия крутильных колебаний. При подводе в полость 7 масла под регулируемым давлением регулируется жесткость вала 1 поскольку изменяется усилие сжатия упругого элемента 2, а также начинает реализовываться жесткость трубы 5, подключаемой в процесс скручивания силами сцепления упругого элемента о ее внутреннюю поверхность по мере повыщения давления. Регулирование жесткости вала приводит при динамическом нагружении машины к изменению параметров его собственных колебаний, а также гашению колебаний с другими амплитудами и частотой. При повы- щении давления в полости 7 обеспечивается эффективное демпфирование при более высоких уровнях нагруженности вала.
Использование предлагаемого вала позволяет устанавливать необходимые жесткость и демпфирующую способность вала при изменении характера его нагруженного состояния во время эксплуатации в передачах крутящего момента.
Формула изобретения
Торсионный вал по авт. св. № 977861, отличающийся тем, что, с целью изменения демпфирующих свойств за счет регулирования жесткости в процессе его эксплуатации, он снабжен охватывающей вал трубой и источником избыточного давления, а упругий элемент выполнен пустотелым и соединен с источником избыточного давления.
/п
}
I- DI
Рупр
фиг. 2
ВНИИПИ Заказ 3977/26 Тираж 880 Подписное Филиал ППП «Патент, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Торсионный вал | 1990 |
|
SU1753085A1 |
ЗАБОЙНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОДАЧИ | 2015 |
|
RU2594418C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ УГЛОВОГО ВЗАИМОПОЛОЖЕНИЯ ВЕДУЩЕГО И ВЕДОМОГО ВАЛОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2088777C1 |
Подвеска с рекуперацией энергии колебаний транспортного средства | 1990 |
|
SU1792847A1 |
СТАБИЛИЗАТОР ДАВЛЕНИЯ | 1999 |
|
RU2144641C1 |
Упругая втулочно-пальцевая муфта | 1977 |
|
SU715843A2 |
СТЕНД ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МОТОРНО-ТРАНСМИССИОННОЙ УСТАНОВКИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1996 |
|
RU2102715C1 |
Упругая муфта | 1983 |
|
SU1160148A2 |
ЗАБОЙНЫЙ МЕХАНИЗМ ПОДАЧИ | 2010 |
|
RU2439282C1 |
АМОРТИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО МОРСКОЙ БАЛЛИСТИЧЕСКОЙ РАКЕТЫ | 2001 |
|
RU2199082C1 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано пре- имуш.ественно в механических передачах крутящего момента. Целью изобретения является изменение демпфирующих свойств вала за счет регулирования жесткости в процессе его эксплуатации. Снабжение торсионного вала, охватывающего его трубой и источником избыточного давления, выполнение упругого элемента пустотелым и соединенным с источником избыточного давления позволяют регулировать необходимые жесткость и демпфирующую способность вала при изменении характера его нагруженного состояния во время эксплуатации в передачах крутящего момента. 2 ил. го { ел 00 00 ISO
Торсионный вал | 1981 |
|
SU977861A2 |
Устройство для электрической сигнализации | 1918 |
|
SU16A1 |
Авторы
Даты
1986-07-23—Публикация
1985-02-04—Подача