Изобретение относится к энергетическому ма1ииностроению и может быть использовано в нроизБодстве гидротрансформаторов.
Цель изобретения - снижение гидравлических нотерь устранения диффузор- ных участков в ме,хлопастных каналах.
На фиг. 1 представлено турбинное колесо, разрез; на фиг. 2 - развертки лопастей; на фиг. 3 - примеры известного (пунктирные линии) и предлагаемого (сплошные линии) построении меридионального сечения рабочей полости; на фиг. 4 - графики изменения значений относительных геометрических параметрОЕ : ширины (Ь) и нлоп1ади но 1еречных сечений (F) рабочей полости, су.м.марпой нлощади сечений мсжлопастных каналов (F) и углов лопастей () в турбинном колесе с известным вы пол пением рабочей полости; на фи1 . 5 - то же, в турбинном колесе с нредлагаемым выполнением рабочей НОЛости.
Турбинное колесо гидротрансформатора содержит наружный 1 и внутренний 2 торы, образующие рабочую полость 3 со средней линией 4 тока. Между торами размендепы . юнасти 5 постоянной толщины, образуюпи е межлонастные каналы 6, ограниченные но- верхностями смежных лонастей 5 и торов 1 и 2. Средние углы лонастей / изменяются от значения на входных кромках 7 до jbj, на выходных кромках 8, принимая в одном из средних сечений 9 значение А 90°, причем sin г. существенно меньше, чем sin А. Плон1адь поперечного сечения рабочей полости 3 определяется как и зависит от его ншрины b и среднего радиуса г. Причем как илонтадь F, так и Н1ирина b рабочей иолости 3 на участке от входной кромки 7 до сечения 9 с углом лопасти 90° уменьн1аются. При этом нлоп1ади сечений .межлонастных каналов 6, нор.мальных к векторам относительных скоростей W, определяющих степень конфузорности потока, изменяются следуюпшм образом.
Плоп1.адь сечения одного канала FV a.-b зависит от его пшрины Q и ширины рабочей полости Ь. Ширина кана.та определяется выражением
a-Zf-isinfi/Zji -S ,
где Z -число лонастей колеса; S -толщина одной лонастн. Суммарная нлон1адь Р-у/ всех сечений межлонастных каналов 6 колеса связана с площадью F рабочей по- .чости 3 соотношением
Zf F siti ь .
что FW
откуда, ввиду малости S , следует, зависит в основном от F и sin f .
При равных или мало отличаюпдихся площадях F на входе и выходе площадь Р за счет ве.пичины sin/S имеет на выходе значительно .меньн1ее значение, чем па входе.
Эти.м обеспечивается конфузорность канала в целом между входной 7 и выходной 8 кромками. Площадь F сечения 9 имеет существенно .меньщее значение, чем соответствующие площади сечений на входе и выходе колеса. При это.м обводы наружного 1 и внутреннего 2 торов выполнены в меридиональном разрезе колеса с щириной рабочей полости в сечении 9 с А 90°, определяемой из следующего соотнон епия:
fcc (0,8 -1,0) ,5ш;5, -A)/(V -д),
5
5
0
где
0
0
угла лопасти
bi
При
среднее значение на входе колеса; ширина поперечного сечепия рабочей полости на входе колеса; Ti -средний радиус на входе колеса; г „средний радиус сечепия колеса с
углом лопасти равным 90°; Д -коэффипиент, учитывающий су.м- марную толщину лопастей ко. са,. -толщина одной лопасти; 2л -- чис:10 лопастей колеса.
вьпюлнепии этого соотношения с коэффициентами 0,8-1,0, связанны.ми с конструктивными особенностями турбинных колес гидротрансформаторов, сум.марная площадь нормальных к относительным ско- ростя.м сечений межлопастных каналов Fi tie превышает в сечении 9 соответствующей площади на входе колеса. Этим обеспечивается бездиффузорное течение на входных участках каналов.
Верхний предел (1,0) приведенного соотноп1ения соответствует равенству таких площадей на входе и в сечении 9; нри его превышении входные участки каналов приобретают диффузорность.
Нижний предел (0,8) обеспечивает сох- ранение необходимой конфузорности кана- ,:iOB между сечение.м 9 и выходной кромкой 8 KOJieca. Наружный 1 и внутренний 2 торы очерчивают в меридиональном сечении колеса но заданным зпачения.м ширины входного bi, выходного Ьг и среднего Ь; сечений. В точках пересечения средней линии 4 тока с этими сечениями проводят окружности.
диаметры которых определяются н иринои соответствуюндих сечений. Торы 1 и 2 вы- ПО.1НЯЮТ огибающими эти окружности г,тад- кими кривыми, выдерживая непрерывность производных и плавные сопряжения в среднем сечении 9, при этом обеспечивается монотонное уменьшение плошади поперечно- 14) сечепия рабочей нолоети 3 между входной кромкой 7 и данным сечение.м (фиг. 1 и 3).
Турбинное колесо гидротрансфор.матора работает следуюпш.м образом.
Поток жидкости входит в колесо с относительной скоростью Wi, в межлопастпых каналах отдает энергию колесу и покидает его с относительпой скоростью Wj. Нредлагае.мая геометрия проточной части
колеса обеспечивает постепенное, от сечения входных кромок 7 к среднему сечению 9 и далее к сечению выходных кромок 8, уменьшение суммарной площади сечений межлопастных каналов FV и соответствующее увеличение относительных скоростей: W(, W Wc где We, - относительная скорость в сечении 9.
Графики (фиг. 4 и 5) отражают изменение значений относительных геометрических параметров турбиндого колеса, определяемых как F , где bi, PI, P vji - соответствующие геометрические параметры на входе колеса, в зависимости от относительной длины средней линии тока в меридиональном сечении, определяемой как S S/Sn, где Sj S -соответственно
текущее и максимальное значения длин средней линии тока в меридиональном сечении. При выполнении обводов рабочей полости в соответствии с изобретением полностью устраняется диффузорность входных участков межлопастных каналов, величина суммарной площади межлопастиых каналов 1 при этом монотонно снижается по всей длине каналов.
Таким образом, использование изобретения позволяет получать турбинные колеса гидротрансформаторов с лопастями постоянной толщины с улучщенной проточной частью, лишенной участков диффузорного течения, обуславливаюплих повыщенные гидравлические потери.
S
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидротрансформатор | 1988 |
|
SU1622679A1 |
Реактор гидротрансформатора | 1985 |
|
SU1346889A1 |
Гидротрансформатор | 1985 |
|
SU1341422A1 |
Гидротрансформатор | 1983 |
|
SU1160160A1 |
Радиально-осевое турбинное колесо гидротрансформатора | 1990 |
|
SU1707357A1 |
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР | 1997 |
|
RU2125196C1 |
Колесо реактора гидротрансформатора | 1990 |
|
SU1781488A1 |
Регулируемая гидродинамическая передача | 1983 |
|
SU1133451A1 |
ГИДРОТРАНСФОРМАТОР | 1999 |
|
RU2166139C2 |
Гидротрансформатор | 1986 |
|
SU1333917A1 |
Лейтес Ю | |||
С | |||
и др | |||
Применение турбинных колес с нлоскими лопастями в комплексных гидротрансформаторах | |||
- Вестник машиностроения, 1980, № 8, с | |||
Прибор для промывания газов | 1922 |
|
SU20A1 |
Авторы
Даты
1986-08-07—Публикация
1985-01-02—Подача