Изобретение относится к водному транспорту леса, в частности к уст- ройс гву лесосплавной запани.
Цель изобретения - уменьшение трудоемкости установки запани.
На фиг.1 изображена лесосплавная продольная запань в исходном положении I и в процессе постановки И общий вид ч фиг.2 - проектное -положение Ш лесосплавной продольной запани; на фиг.З - конструкция головной наплавной опоры.
Лесосплавная продольная запань состоит из продольной и поперечной части. Продольная часть включает лежень
Iс плитками 2, а также головной, пятовой и промежуточный опорные узлы. Головной опорный узел включает наплав нута 3, береговую 4 и донную 5 опоры, береговой вынос 6 и шейму 7 донной опоры 5. Каждый промежуточный опорный узел включает наплавную 8,, береговую 9j доннзто 10 опоры, береговой вынос
IIи шейму 12. Пятовой опорный узел также включает наплавную 13, береговую 14, донную 15 опоры, береговой вынос 16 и шейму 17. Поперечная часть включает поперечный лежень 18 с плит «в
ками 19 и береговую опору 20.
Наплавная головная опора включает .плавучее основание 21, соединенное поперечными связями 22j на котором установлен кронштейн 23 с блоком 24 и узлом 25 крепления продольного лежня ,1. Ветви выноса 6 и шеймы 7 заряжены на блок 24. Пятовая наплавная опора 13 имеет подобную конструкцию, за исключением узлов крепления лежней и угла подхода ветвей канатов к блоку.
Лесосплавную продольную запань устанавливают следующим образом.
Промежуточнью донные опоры 10 устанавливают по обычной схеме (в створе под углом 90° к выносам) 5, головную донную опору 5 в створе, разбитом под углом 40-50 к направлению выноса, а опору 15 - под углом 96-106. В положении у берега собирают продольную и поперечную части запани, при этом промежуточные наплавные опоры 8 закрепляют за соответствующие выноса i1 береговых опор 9, а нижний конец по- перечного лежня 18 крепят к береговой опоре 20. Далее головной вынос 6 заряжают на блок 24. Такую же операцию производят с пятовым опорным узлом. Шеймы 7 и 17 головной 3 и пятовой 13 донных опор с помощью скоб соединяют с соответствующими береговьп т выноса
10
53917 .2
Mii 6 и 16, концы которых вывозят в русло реки, причем длину всех канатов отмеряют предварительно. После этого отсоединяют временное крепление запани к берегу, в результате чего под действием энергии течения запань начинает развертываться (положение П). йвиду наличия блоков 24 на главных опорных узлах запань соскальзьгеает по выносам 6 и 16, при этом промежуточные выноса 11 натягиваются. Достигнув равновесного состояния, запань остается в проектном положении Щ, которое гарантируется правильной уста- 15 новкой донных опор, а также предварительным обмером канатов. Затем крепят шеймы донных опор 10 к промежуточнь1м наплавным опорам 8. При необходимости головную 3 и пятовую 13 наплавные 20 опоры фиксируют на канатах сжимами.
Принцип самоустановки запани в проектное положение с помощью трособлоч- ной системы и посредством энергии течения основан на том положении, что равновесному состоянию системы соответствует тот случай, когда расположение выноса и шеймы головного и пятового узлов симметричны относительно направления равнодействующей силы на узел. Для анализа рассматриваются шесть различных случаев установки выше указанных донных опор.
1) Головную донную опору устанавливают в створе, разбитом под углом 39 к направлению выноса, т. е. меньшем, чем рекомендуемые. Так как равнодействующая сила на головной узел в период монтажа направлена на продольной.оси запани, то угол выноса lot (фиг.2) с этой осью будет равен
25
30
35
40
5
/3 о --ТПолученный угол выходит за интервал значений (20-25), рекомендуемых инструкцией, к тому же это приводит к уменьшению ширины запани по сравнению с проектной. Это, в свою очередь, приводит к уменьшению емкости запани.
2) Головную донную опору устанавливают в створе, разбитом под углом 51° к направлению выноса, т. е. большем, чем рекомендуемые. При этом
, 51 74 ч о1 - 2- -)J
Этот угол также выходит за рекомендуемые гранигда и предполагает увеличение ширины запани по сравнению с проектной, что ведет к уменьшению судового хода и категорически запрещл- ется.
3) Головнуо донную опору устанавливают в створе, разбитом под углом к направлению выноса, т, е. среднем из рекомендуемого интервала. При этом
.j 5 5„ .0
№2- - ) ,
Это значение соответствует оптимальному углу выноса по отношению к продольной оси и проектной ширине запани.
4) Пятовую донную опору устанавливают в створе, разбитом под углом 95 к направлению выноса. Направление равнодействующей силы на узел принято по касательной к поперечному лежню в точке крепления пятового узла под оптимальным углом i 28 . Величиной усилия со стороны продольной части в процессе монтажа можно пренебречь, а усилие, возникающее в процессе работы запани направлено противоположно равнодействующей поэтому ее общее направление не меняется. Таким образом угол ot (фиг.2) равен
2Г -- 19,5.
У 95
- Г - Г
Итог угол выходит за пределы рекомендуемого интервяла и приводит к 5 feньшeнию по сравнению с проектной ширины запани.
5) Пятовую опору устанавливают в створе под углом 107 к направлению выноса. При этом
. 107° .
Ci -Г- 20
25,5.
Этот угол также выходит за пределы рекомендуемого интервала и приводит к увеличению ширины запани по сравнению с проектной.
6) Пятовую донную опору устанавливают в створе под углом 101° к направлению выноса. Тогда in 1°
ot -Ш- - 28 22,5°,
Это соответствует оптимальному углу выноса к оси запани и проектной ширине.
Выбор конкретного угла разбивки створа, в котором устанавливаются донные опоры зависит от величины угла направления выноса по отношению к оси запани. Дпя этого следует применять вьппеуказанные соотношения углов.
}Q
V v, Л « N
;0
Л
Г7,
IS
9S-1or
Г
W
2tt 23
Редактор А.Ревин
Составитель Л.Трофимчук
Техред Л.Сердюкова Корректор В.Бутяга
Заказ .4679/24Тираж 833Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий . 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
фт, 3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОДОЛЬНАЯ ГИБКАЯ ЛЕЖНЕВАЯ ЗАПАНЬ | 1964 |
|
SU159764A1 |
Гибкая запань | 1980 |
|
SU962159A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЕРЕГОВОГО КРЕПЛЕНИЯ НАПЛАВНЫХ СООРУЖЕНИЙ К АНКЕРНОЙ ОПОРЕ | 2006 |
|
RU2304658C1 |
Гибкая запань | 1985 |
|
SU1244070A1 |
ЛЕСОЗАДЕРЖИВАЮЩАЯ ЗАПАНЬ | 1991 |
|
RU2029719C1 |
Наплавная опора продольной запани | 1979 |
|
SU872416A1 |
раННТИО-ТЕХНИНЕСНйЯ'I БИБЛИОТЕКА ^ | 1973 |
|
SU386825A1 |
Причальное приспособление для плота | 1990 |
|
SU1729980A1 |
СКЛАДНОЙ ЯКОРЬ | 2005 |
|
RU2304542C1 |
Причальное приспособление для плота | 1987 |
|
SU1530554A1 |
Способ установки выносов лесозадерживающих и лесонаправляющих сооружений | 1977 |
|
SU647211A1 |
Разборное приспособление для накатки на рельсы сошедших с них колес подвижного состава | 1920 |
|
SU65A1 |
Авторы
Даты
1986-08-30—Публикация
1985-02-05—Подача