1254
2. Способ поп.1,отличаю- щ и и с я тем, что при отработке второго этапа залежи главные транспортные коммуникации переносят на участки превьшения величины текущего коэффициента вскрьши между вершинами целика над величиной текущего коэффи циента вскрьшш в местах размещения главных транспортных коммуникаций при отработке первого этапа залежи, затем отработку ведут вокI
Изобретение относится к горной промьшшенности и может быть использовано при открытой разработке наклонных пластовых месторождений, преимущественно мульдообразных залежей.
Цель изобретения - уменьшение затрат на разработку залежи путем снижения транспортных расходов.
На фиг.1-3 схематично показаны этапы отработки наклонного пластового месторождения.
Способ осуществляется следующим образом.
На первом этапе отработки в замке мульды обозначенной контуром 1, целик формируют в виде многоугольника 2 с центром на участке с наибольшим коэффициентом вскрьщш по всей площади залежи, вершины многоугольника отстраивают на участках периметра мульды, в местах с наибольшим текушрим коэффициентом вскрыши. Определяется годовой текущий коэффициент вскрьшш, Количество вершин многоугольника может быть различным и зависит от масштабов месторождения. Формирование целика указанной формы позволяет в целом по месторождению разрабатьшать наиболее выгодные с экономической точки зрения участки по периметру мульды от периферии к центру и, одновременно, сохранять целики в вершинах многоугольника, на KoTopiax размещают главные транспортные коммуникации. Помимо этого устанавливается общее направление отработки залежи - к участкам с наибольшим коэф4)ициен- том вскрыши в целом по всему месторождению. Это вызвано тем, что мульдо- образные залежн, как правило, имеют
54
руг участков переноса указанных главных транспортных коммуникаций до превышения величины текущего коэффициента вскрыши по фронту горных ра- .
.бот над величиной текущего коэффициента вскрьш1и в местах размещения главных транспортных коммуникаций после их переноса, после чего снова осуществляют перенос главных транспортных коммуникаций и отработку ведут вокруг них до полной отработки залежи.
в центральной части наибольший коэффициент вскрьшш и наибольшие запасы угля. Поэтому центральная часть входит в сферу применения открытого способа, но отрабатьгаается на последних стадиях эксплуатации месторождения.
На вершинах многоугольника целика в замке мульды отстраивают главные транспортные коммуникации 3, которые служат для передачи объединенных грузопотоков горной массы из рабочей зоны карьера за пределы карьерного поля. Примером главных транспортных комму- .никаций могут служить конвейерные подъемники горной массы, получающие широкое распространение на глубоких карьерах. Глубина ввода конвейерных подъемников в глубокие карьеры составляет 80-120 м и более. При этом на глубоких горизонтах, устанавливают перегрузочные пункты горной массы с цикличного транспорта (авто- мо бильный, желе 3нодор ожный и т.п.) на конвейерный подъемник.
Расположение главных транспорт- ных коммуникаций на вершинах многоугольника обусловлено тем, что строительство их капиталоемко, а срок службы длителен. Следовательно, при размещении и в вершинах многоугольника срок их службы распространяется от начала эксплуатации месторождения до завершения первого этапа отработки. Это улучшает использование магистрального транспортами обеспечивает устойчивз ю транспортную связь с рабочей зоной карьера в течение всего этапа. Отработку залежи ведут по всему контуру многоугольника вокруг его вершин. Созда31
ние фронта горных работ по периметру целика в виде многоугольника обеспечивает наиболее быструю отработку участков с наименьшим текущим.коэффициентом вскрьши. Причем отработку производят вокруг главных транспортных коммуникаций. Направление движения фронта горных работ показано стрелками 4. Это условие обеспечивает постоянно наименьшее расстояние транспортирования в рабочей зоне карьера, от забоев до главных транспортных коммуникаций. Движение фронта вокруг главных транспортных коммуникаций определяет направление от- работки отдельных участков на рассматриваемом этапе и не противоречит общему направлению отработки от периферии к центру целика. Направление перемещения горной массы по рабочему борту (горизонтальное) и далее по главным транспортным коммуникациям показано стрелками 5.
По мере отработки залежи и перемещении фронта горных работ происхо- дит возрастание текущего коэффициента вскрьшш. После превышения величины текущего коэффициента вскрьшш на одном из участков по фронту горных работ между вершинами многоугольника над величиной текущего коэффициента вскрьшш в местах размещения главных транспортных коммуникаций последние переносят на указанные участки и затем отработку ведут вокруг участков переноса главных транспортных коммуникаций до превьшгения величины текущего коэффициента вскрьш1и по фронту горных работ над величиной текущего коэффициента вскрьш1и в местах разме- щения главных транспор1-ных коммуникаций после их переноса, после чего снова осуществляют перенос главных транспортных коммуникаций и отработку ведут вокруг них до полной отра- ботки залежи. Такой способ перемещения главньпс транспортных коммуникаций обусловлен тем, что на определенном этапе отработки месторождения текущий коэффициент вскрыши по фронту горных работ становится большим аналогичного показателя на участке размещения главных транспортных коммуникаций. Становится более выгодным отрабатывать участки, где размещены главные транспортные коммуникации. Одновременно, перемещение фронта горных работ увеличивает расстояние
44
транспортирования горной массы по рабочему борту до главных транспортных коммуникаций. По мере углубки карьера при подходе к центру мульды нарезаются новые более глубокие горизонты. Вьш1е сказанное предопределяет реконструкцию вскрытия. При этом главные транспортные коммуникации переносят ближе к центру мульды с вводом на более глубокие горизонты. ТранспортирЬвание горной массы может осуществляться из рабочей зоны к дну карьера (например, конвейерами, рудо- скатами и др.).
Перенос главных транспортных коммуникаций осуществляют на те участки фронта горных работ, где наибольший текущий коэффициент вскрыши. Причем перенос осуществляют по кругу через один в два приема. Этим обеспечивается постоянная транспортная связь с рабочей зоной в процессе перехода от одного к другому этапу отработки, т.е. в момент переноса главных транспортных коммуникаций с одной из вершин многоугольника горная масса доставляется из карьера через соседние вершины. При переносе оставшихся главш п : транспортных коммуникаций уже функционируют соседние с ними главные транспортные коммуникации следующего этапа. Затем формируют целик в форме многоугольника следующего этапа с количеством вершин, равным количеству вершин целика первого этапа (фиг.2).
Целик последующего этапа поворачиают относительно предыдущего на
180
угол, где п - количество вершин,.
-
Величина угла поворота определяется как половина угла, образованного осями смежных вершин целика,
Отработку залежи на завершающем этапе производят по радиусу вокруг вершины многоугольника, формируют целик по оси вершины многоугольника, ширина которого минимальна из условия размещения транспортных берм, ля обеспечения транспортной связи ежду рабочей зоной карьера и главными транспортными коммуникациями.
Фронт работ перемещают в основание вершин, оставшихся после смыкания выработанного пространства в центре целика, и отработку целиков в вершинах многоугольника произвоят от центра залежи к периферии.
$12541
Горную массу при этом транспортируют по транспортным бермам боковых граней. Такое развитие карьера в трбгтьем этапе отработки обеспечивает наиболее экономическое ведение горных работ „ j
Количество этапов может быть различным в зависимости от размеров мес- торозкдения. Если количество этапов больше трех, дополнительное количество этапов отрабатьшается по способу д второго этапа.
546
Способ позволяет улучшить внутри карьерные трйнспортные схемы путем уменьшения длины транспортировки горной массы и расконсервации целиков. Кроме того, обеспечивается одновременный учет оптимальной схемы вскрытия и режим горных работ. Это позволяет повысить эффективность эксплуатации месторождения на весь период горных работ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ разработки мульдообразных залежей | 1990 |
|
SU1735587A1 |
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений | 1982 |
|
SU1033741A1 |
Способ вскрытия и разработки рабочих горизонтов карьеров вытянутой формы | 1983 |
|
SU1157234A1 |
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений | 1983 |
|
SU1155755A1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ПОЛОГИХ И НАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1998 |
|
RU2139429C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЗАЛЕЖЕЙ | 1993 |
|
RU2057937C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 2004 |
|
RU2282721C2 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1992 |
|
RU2046950C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ И НАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 1996 |
|
RU2093680C1 |
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых | 1989 |
|
SU1760113A1 |
фиг.2
Редактор К.Волошук
Составитель В.Тычина Техред М.Моргентал
Заказ 4698/36 Тираж 470Подписное
ВНШШИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
фаг.З
Корректор М.Демчик
Арсентьев А.И | |||
и др | |||
Устойчивость бортов и осушение карьеров | |||
М.: Недра, с | |||
Домовый номерной фонарь, служащий одновременно для указания названия улицы и номера дома и для освещения прилежащего участка улицы | 1917 |
|
SU93A1 |
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков | 1922 |
|
SU6A1 |
Способ открытой разработки горизонтальных и пологих месторождений полезных ископаемых | 1981 |
|
SU985291A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
Авторы
Даты
1986-08-30—Публикация
1985-04-08—Подача