Способ открытой разработки пластовых месторождений Советский патент 1986 года по МПК E21C41/00 

Описание патента на изобретение SU1254154A1

1254

2. Способ поп.1,отличаю- щ и и с я тем, что при отработке второго этапа залежи главные транспортные коммуникации переносят на участки превьшения величины текущего коэффициента вскрьши между вершинами целика над величиной текущего коэффи циента вскрьшш в местах размещения главных транспортных коммуникаций при отработке первого этапа залежи, затем отработку ведут вокI

Изобретение относится к горной промьшшенности и может быть использовано при открытой разработке наклонных пластовых месторождений, преимущественно мульдообразных залежей.

Цель изобретения - уменьшение затрат на разработку залежи путем снижения транспортных расходов.

На фиг.1-3 схематично показаны этапы отработки наклонного пластового месторождения.

Способ осуществляется следующим образом.

На первом этапе отработки в замке мульды обозначенной контуром 1, целик формируют в виде многоугольника 2 с центром на участке с наибольшим коэффициентом вскрьщш по всей площади залежи, вершины многоугольника отстраивают на участках периметра мульды, в местах с наибольшим текушрим коэффициентом вскрыши. Определяется годовой текущий коэффициент вскрьшш, Количество вершин многоугольника может быть различным и зависит от масштабов месторождения. Формирование целика указанной формы позволяет в целом по месторождению разрабатьшать наиболее выгодные с экономической точки зрения участки по периметру мульды от периферии к центру и, одновременно, сохранять целики в вершинах многоугольника, на KoTopiax размещают главные транспортные коммуникации. Помимо этого устанавливается общее направление отработки залежи - к участкам с наибольшим коэф4)ициен- том вскрыши в целом по всему месторождению. Это вызвано тем, что мульдо- образные залежн, как правило, имеют

54

руг участков переноса указанных главных транспортных коммуникаций до превышения величины текущего коэффициента вскрыши по фронту горных ра- .

.бот над величиной текущего коэффициента вскрьш1и в местах размещения главных транспортных коммуникаций после их переноса, после чего снова осуществляют перенос главных транспортных коммуникаций и отработку ведут вокруг них до полной отработки залежи.

в центральной части наибольший коэффициент вскрьшш и наибольшие запасы угля. Поэтому центральная часть входит в сферу применения открытого способа, но отрабатьгаается на последних стадиях эксплуатации месторождения.

На вершинах многоугольника целика в замке мульды отстраивают главные транспортные коммуникации 3, которые служат для передачи объединенных грузопотоков горной массы из рабочей зоны карьера за пределы карьерного поля. Примером главных транспортных комму- .никаций могут служить конвейерные подъемники горной массы, получающие широкое распространение на глубоких карьерах. Глубина ввода конвейерных подъемников в глубокие карьеры составляет 80-120 м и более. При этом на глубоких горизонтах, устанавливают перегрузочные пункты горной массы с цикличного транспорта (авто- мо бильный, желе 3нодор ожный и т.п.) на конвейерный подъемник.

Расположение главных транспорт- ных коммуникаций на вершинах многоугольника обусловлено тем, что строительство их капиталоемко, а срок службы длителен. Следовательно, при размещении и в вершинах многоугольника срок их службы распространяется от начала эксплуатации месторождения до завершения первого этапа отработки. Это улучшает использование магистрального транспортами обеспечивает устойчивз ю транспортную связь с рабочей зоной карьера в течение всего этапа. Отработку залежи ведут по всему контуру многоугольника вокруг его вершин. Созда31

ние фронта горных работ по периметру целика в виде многоугольника обеспечивает наиболее быструю отработку участков с наименьшим текущим.коэффициентом вскрьши. Причем отработку производят вокруг главных транспортных коммуникаций. Направление движения фронта горных работ показано стрелками 4. Это условие обеспечивает постоянно наименьшее расстояние транспортирования в рабочей зоне карьера, от забоев до главных транспортных коммуникаций. Движение фронта вокруг главных транспортных коммуникаций определяет направление от- работки отдельных участков на рассматриваемом этапе и не противоречит общему направлению отработки от периферии к центру целика. Направление перемещения горной массы по рабочему борту (горизонтальное) и далее по главным транспортным коммуникациям показано стрелками 5.

По мере отработки залежи и перемещении фронта горных работ происхо- дит возрастание текущего коэффициента вскрьшш. После превышения величины текущего коэффициента вскрьшш на одном из участков по фронту горных работ между вершинами многоугольника над величиной текущего коэффициента вскрьшш в местах размещения главных транспортных коммуникаций последние переносят на указанные участки и затем отработку ведут вокруг участков переноса главных транспортных коммуникаций до превьшгения величины текущего коэффициента вскрьш1и по фронту горных работ над величиной текущего коэффициента вскрьш1и в местах разме- щения главных транспор1-ных коммуникаций после их переноса, после чего снова осуществляют перенос главных транспортных коммуникаций и отработку ведут вокруг них до полной отра- ботки залежи. Такой способ перемещения главньпс транспортных коммуникаций обусловлен тем, что на определенном этапе отработки месторождения текущий коэффициент вскрыши по фронту горных работ становится большим аналогичного показателя на участке размещения главных транспортных коммуникаций. Становится более выгодным отрабатывать участки, где размещены главные транспортные коммуникации. Одновременно, перемещение фронта горных работ увеличивает расстояние

44

транспортирования горной массы по рабочему борту до главных транспортных коммуникаций. По мере углубки карьера при подходе к центру мульды нарезаются новые более глубокие горизонты. Вьш1е сказанное предопределяет реконструкцию вскрытия. При этом главные транспортные коммуникации переносят ближе к центру мульды с вводом на более глубокие горизонты. ТранспортирЬвание горной массы может осуществляться из рабочей зоны к дну карьера (например, конвейерами, рудо- скатами и др.).

Перенос главных транспортных коммуникаций осуществляют на те участки фронта горных работ, где наибольший текущий коэффициент вскрыши. Причем перенос осуществляют по кругу через один в два приема. Этим обеспечивается постоянная транспортная связь с рабочей зоной в процессе перехода от одного к другому этапу отработки, т.е. в момент переноса главных транспортных коммуникаций с одной из вершин многоугольника горная масса доставляется из карьера через соседние вершины. При переносе оставшихся главш п : транспортных коммуникаций уже функционируют соседние с ними главные транспортные коммуникации следующего этапа. Затем формируют целик в форме многоугольника следующего этапа с количеством вершин, равным количеству вершин целика первого этапа (фиг.2).

Целик последующего этапа поворачиают относительно предыдущего на

180

угол, где п - количество вершин,.

-

Величина угла поворота определяется как половина угла, образованного осями смежных вершин целика,

Отработку залежи на завершающем этапе производят по радиусу вокруг вершины многоугольника, формируют целик по оси вершины многоугольника, ширина которого минимальна из условия размещения транспортных берм, ля обеспечения транспортной связи ежду рабочей зоной карьера и главными транспортными коммуникациями.

Фронт работ перемещают в основание вершин, оставшихся после смыкания выработанного пространства в центре целика, и отработку целиков в вершинах многоугольника произвоят от центра залежи к периферии.

$12541

Горную массу при этом транспортируют по транспортным бермам боковых граней. Такое развитие карьера в трбгтьем этапе отработки обеспечивает наиболее экономическое ведение горных работ „ j

Количество этапов может быть различным в зависимости от размеров мес- торозкдения. Если количество этапов больше трех, дополнительное количество этапов отрабатьшается по способу д второго этапа.

546

Способ позволяет улучшить внутри карьерные трйнспортные схемы путем уменьшения длины транспортировки горной массы и расконсервации целиков. Кроме того, обеспечивается одновременный учет оптимальной схемы вскрытия и режим горных работ. Это позволяет повысить эффективность эксплуатации месторождения на весь период горных работ.

Похожие патенты SU1254154A1

название год авторы номер документа
Способ разработки мульдообразных залежей 1990
  • Коваленко Владимир Сергеевич
  • Репин Лев Николаевич
SU1735587A1
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений 1982
  • Дриженко Анатолий Юрьевич
  • Якубенко Леонид Викторович
  • Хватов Юрий Алфеевич
SU1033741A1
Способ вскрытия и разработки рабочих горизонтов карьеров вытянутой формы 1983
  • Брехов Иван Тихонович
SU1157234A1
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений 1983
  • Шапарь Аркадий Григорьевич
  • Лашко Виктор Трофимович
  • Романенко Александр Васильевич
  • Паршкин Эдуард Михайлович
  • Бызов Владимир Федорович
  • Мартыненко Владимир Петрович
  • Романенко Василий Никифорович
  • Панчошный Николай Максимович
  • Дымченко Олег Васильевич
SU1155755A1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ПОЛОГИХ И НАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 1998
  • Курленя М.В.
  • Молотилов С.Г.
  • Ткач Х.Б.
RU2139429C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ЗАЛЕЖЕЙ 1993
  • Шарин В.В.
RU2057937C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 2004
  • Еремин Георгий Михайлович
RU2282721C2
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 1992
  • Шарин Владимир Васильевич
RU2046950C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ И НАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 1996
  • Кузнецов Сергей Борисович
  • Столяров Олег Иванович
  • Коваленко Владимир Сергеевич
  • Журавлев Владимир Антонович
  • Подгорный Михаил Степанович
  • Приставка Анатолий Григорьевич
  • Данильченко Владимир Николаевич
RU2093680C1
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых 1989
  • Линев Владимир Павлович
  • Рубинштейн Сергей Борисович
  • Мельник Лев Абрамович
SU1760113A1

Реферат патента 1986 года Способ открытой разработки пластовых месторождений

Формула изобретения SU 1 254 154 A1

фиг.2

Редактор К.Волошук

Составитель В.Тычина Техред М.Моргентал

Заказ 4698/36 Тираж 470Подписное

ВНШШИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4

фаг.З

Корректор М.Демчик

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1254154A1

Арсентьев А.И
и др
Устойчивость бортов и осушение карьеров
М.: Недра, с
Домовый номерной фонарь, служащий одновременно для указания названия улицы и номера дома и для освещения прилежащего участка улицы 1917
  • Шикульский П.Л.
SU93A1
Приспособление для точного наложения листов бумаги при снятии оттисков 1922
  • Асафов Н.И.
SU6A1
Способ открытой разработки горизонтальных и пологих месторождений полезных ископаемых 1981
  • Протасов Алексей Иванович
  • Ческидов Владимир Иванович
SU985291A1
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок 1922
  • Лапинский(-Ая Б.
  • Лапинский(-Ая Ю.
SU21A1

SU 1 254 154 A1

Авторы

Беляков Николай Николаевич

Белик Николай Митрофанович

Левин Петр Александрович

Штейнцайг Вячеслав Михайлович

Даты

1986-08-30Публикация

1985-04-08Подача