Изобретение относится к технической диагностике, а именно к диагностике путем измерения индикаторного давления в камере сгорания двигателя внутреннего сгорания.
Цель изобретения - повышение достоверности диагноза за счет использования фазовых соотношений процессов изменения давлений.
На фиг. 1 приведен К-мерный вектор () исправного дизеля 2Д100 при пороговом значении давления Р 75 атм; на фиг. 2 - К-мерный вектор для дизеля, имеющего неисправности
10
но, что закоксование коллектора приводит к фазовой нестабильности процесса расширения.
Таким образом, анализируя К-мерный вектор, возможно определение технического состояния различных систем дизеля. Аналогичные результаты получены для других типов ДВС.
Устройство (фиг. 5) содержит пороговый датчик 1 давления, нормализатор 2, формирователь 3 импульсов, датчик 4 углового положения вала, схему И 5, счетчик 6 адреса, управляемые ключи 7, счетчики 8 импульсов.
20
25
30
35
в топливоподающей системе; на фиг.З - 5 задатчик 9 циклов, при этом количест- то же, для дизеля, имеющего неисправности в воздушной системе (недостаточная производительность воздуходувки) ; на фиг. 4 - то же, для дизеля, имеющего неисправности в выхлопной системе (закоксование коллектора); на .фиг. 5 - схема устройства для осуществления способа
Сущность предлагаемого способа заключается в следующем.
При работе двигателя производится измерение давления в камере сгорания, причем датчик давления выполнен в виде порогового устройства, настроенного на заданное давление, а сигнал с датчика задается в виде функции угловых координат коленчатого вала двигателя. При этом фиксируют угловую координату коленчатого вала двигателя, при которой достигается заданное пороговое значение давления. За серию из п циклов работы двигателя для каждой угловой координаты получают число достижений заданного порогового значения давления, а совокупность отношений этих чисел к общему числу серий п образует К-мерный вектор, где К - число угловых координат коленчатого вала. В зависимости от вида дефекта К-мерный вектор можат принимать различный вид.
На фиг. 1 видно, что большинство компонент вектора равны О. Это свидетельствует о фазовой устойчивости процессов сжатия и расширения в камере сгорания. Из фиг. 2 видно, что неисправность в топливной системе приводит к фазовой нестабильности процессов сжатия и расширения одновременно. Фиг. 3 показывает, что недостаточная производительность воздуходувки приводит к фазовой нестабильности процесса сжатия. Из фиг. 4 випво ключей 7 и счетчиков 8 импульсов равно.числу заданных по валу угловых координат. Причем выход датчика 4 положения через схему И соединен со счетчиком 6 адреса, второй выход за- датчика 9 циклов соединен с вторым входом счетчика 6 адреса, второй ход задатчика 9 циклов - со схемой И, выходы счетчика адресов соединены с первым входом управляемых ключей, а выход порогового датчика 1 давления соединен через нормализатор 2, формирователь 3 импульсов, через общую шину с вторыми входами управляемых ключей, выходы которых соединены со счетчиком импульсов.
Устройство работает следующим образом.
Предварительно в задатчик 9 циклов заносится количество циклов ана- лиз.а. Налштием кнопки Пуск счетчик 6 адреса обнуляется и открывается вход задатчика 9 циклов, на который поступает импульс с второго выхода датчика 4 положений, который устанавливает схему И в положение, разрешающее прохол дению импульсов угловых меток вала на вход счетчика адресов, и из числа циклов анализа в задатчике полол ения отнимается 1, счетчик 6 адреса обнуляется. Импульсы угловых меток с первого выхода датчика 4 положения через схему И 5 поступают на счетчик 6 адреса и через него на первый вход соответствующего адресу управляемого ключа 7. При достижении порогового значения давления по датчику 1 сформируется импульс, который через нормализатор 2 55 и формирователь 3 поступает на общую шину ключей 7 и через ключ 7, адрес которого соответствует набранному на счетчике 6 адреса, поступает на
40
45
50
но, что закоксование коллектора приводит к фазовой нестабильности процесса расширения.
Таким образом, анализируя К-мерный вектор, возможно определение технического состояния различных систем дизеля. Аналогичные результаты получены для других типов ДВС.
Устройство (фиг. 5) содержит пороговый датчик 1 давления, нормализатор 2, формирователь 3 импульсов, датчик 4 углового положения вала, схему И 5, счетчик 6 адреса, управляемые ключи 7, счетчики 8 импульсов.
задатчик 9 циклов, при этом количест-
во ключей 7 и счетчиков 8 импульсов равно.числу заданных по валу угловых координат. Причем выход датчика 4 положения через схему И соединен со счетчиком 6 адреса, второй выход за- датчика 9 циклов соединен с вторым входом счетчика 6 адреса, второй ход задатчика 9 циклов - со схемой И, выходы счетчика адресов соединены с первым входом управляемых ключей, а выход порогового датчика 1 давления соединен через нормализатор 2, формирователь 3 импульсов, через общую шину с вторыми входами управляемых ключей, выходы которых соединены со счетчиком импульсов.
Устройство работает следующим образом.
Предварительно в задатчик 9 циклов заносится количество циклов ана- лиз.а. Налштием кнопки Пуск счетчик 6 адреса обнуляется и открывается вход задатчика 9 циклов, на который поступает импульс с второго выхода датчика 4 положений, который устанавливает схему И в положение, разрешающее прохол дению импульсов угловых меток вала на вход счетчика адресов, и из числа циклов анализа в задатчике полол ения отнимается 1, счетчик 6 адреса обнуляется. Импульсы угловых меток с первого выхода датчика 4 положения через схему И 5 поступают на счетчик 6 адреса и через него на первый вход соответствующего адресу управляемого ключа 7. При достижении порогового значения давления по датчику 1 сформируется импульс, который через нормализатор 2 и формирователь 3 поступает на общую шину ключей 7 и через ключ 7, адрес которого соответствует набранному на счетчике 6 адреса, поступает на
счетчик 8 импульсов. Тем самым фиксируется угловое положение, при котором достигнут заданный порог давления.
При следующем цикле все операции повторяются, причем схема И 5 остается открытой. -При обнулении задатчи- ка циклов, что соответствует набору заданного для анализа количества циклов, вырабатывается сигнал, по кото- рому схема И 5 устанавливается в положение, запрещающее прохождение угловых меток с датчика 4, а вход за- датчика 9 отключается, при этом цикл обработки заканчивается.
Считывая значения со счетчиков 8 и относя их к заданному количеству циклов, получают значения компонент К-мерного вектора.
Найденный таким образом К-мерный вектор отображает техническое состояние основных систем ДВС (топливной системы, системы выхлопа и воздушной системы.
Повышение достоверности диагноза достигается применением порогового датчика давления, обладающего высокими метрологическими характеристиками а также использованием фазовых характеристик п роцессов изменений давленийзо чающееся тем, что, с целью
в камере сгорания.
Применение предлагаемого способа . позволяет объективно оценивать техническое состояние систем, определяющих основные технико-экономические показатели двигателя, а также в значительной мере определяющих надежность двигателя.
Формула изобретения
1. Способ определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в том, что измеряют давление в камере сгорания, задают и фиксируют угловые координаты коленчатого вала двигателя, при
которых достигаются заданные величины давления, проводят вычисления параметра состояния и техническое состояние определяют путем сравнения указанного параметра с аналогичным эталонным параметром, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности путем исследования фазовых соотношений процессов изменения давлений, задают постоянный уровень измеряемого давления в камере сгорания и за серию оборотов коленча того вала двигателя определяет для каждой угловой координаты коленчатого вала отношение числа достижений заданного давления в камере сгорания к общему числу серий, а в качестве параметра состояния двигателя принимают совокупность полученных отношений для всех угловых координат коленчатого вала,
2. Устройство для определения технического состояния двигателя внутреннего сгорания, содержащее пороговый датчик давления, датчик углового положения коленчатого вала, счетчики импульсов, формирователь импульсов, задатчик циклов и схему И, о т л и
повышения достоверности путем исследования фазовых соотношений процессов изменения давлений, оно содержит управляемые ключи, нормализатор импульсов и счетчик адреса, причем первый выход датчика углового положе- ни я коленчатого вала через схему И, а второй выход через задатчик циклов, соединенный со схемой И, подключены к входам счетчика адреса, выходы которого соединены с первыми входами управляемых ключей, вторые входы ко- торых соединены между собой и через формирователь импульсов и нормализа тор с пороговым датчиком давления, а выходы - со счетчиками импульсов.
7S8ВК
Изобретение относится к технической диагностике, а именно к диагностике путем измерения индикаторного давления в камере сгорания двигателя внутреннего сгорания (ДВС). Оно позволяет повысить достоверность диагноза за счет использования фазовых соотношении процессов изменения давления. При работе двигателя производится измерение давления в камере сгорания, причем датчик давления выполнен в виде порогового устройства, настроенного на заданное давление. Сигнал с датчика давления задается в виде функции угловых координат коленчатого вала ДВС. При этом фиксируют угловую координату коленчатого вала ДВС, при которой достигается заданное пороговое значение давления. За серию п циклов работы двигателя для каждой угловой координаты получают число достижений заданного порогового значения давления. Совокупность отношений этих чисел к общему числу, серий п образует К-мерный вектор, где К - число угловых координат коленчатого вала. В зависимости от вида дефекта К-мерный вектор может принимать различный вид. 2 с.п. ф-лы, 5 ил. о 9 (Л С
53 55
Редактор А.Шандор
Составитель Н.Патрахальцев
Техред И.Верес КорректорЛ.Пилипенко
Заказ 4813/41 Тираж 778Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
75
во
Способ регистрации параметра быстротекущего процесса в двигателе внутреннего сгорания с помощью ЭВМ | 1982 |
|
SU1080059A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Устройство для индицирования двигателя внутреннего сгорания | 1982 |
|
SU1052900A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1986-09-07—Публикация
1985-01-03—Подача