Изобретение относится к области атомной техники и может быть использовано для удаления находящихся в бассейне выдержки чехлов с отработавшими топливными сборками на заводе по переработке топлива.
Целью изобретения является сокращение массы перегрузочного контейнера.
Отличительной особенностью данного технического решения является конструкция шиберной задвижки, которая выполняет функции шиберной задвижки, подвижной биологической защиты, емкости для сбора активных протечек, биологической защиты емкостей.
Такое совмещение функций позволило отказаться от ряда обязательных узлов перегрузочного контейнера, что способствует сокращению его массы и упрощению его изготовления.
На фиг. 1 изображен перегрузочный контейнер, разрез; на фиг. 2 - разрез по А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез по Б-Б на фиг. 2.
Перегрузочный контейнер содержит контейнер 1 биологической защиты, установленный на транспортном средстве 2, перемещаемый внутри контейнера 1 захват 3, шиберную задвижку 4, перекрывающую внутреннюю полость контейнера 1, и подвижную защиту 5 от быстрых нейтронов.
Шиберная задвижка 4 выполнена в виде двух пар створок 6 и 7, установленных соответственно на осях 8 и 9, расположенных на контейнере 1 биологической защиты в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Длина створок 6 и 7 выбрана из условия одновременного перекрытия внутренней полости контейнера 1 биологической защиты и зазора 10 между нижним его торцом 11 и отверстием 12 шахты 13. Толщина створок 6 и 7 эквивалентна подвижной защите от γ-излучения. Створки 6 в закрытом положении контактируют с уплотнительным средством 14, расположенным на нижнем торце контейнера 1 биологической защиты, кроме того, они имеют уплотнительное средство 15 для уплотнения стыка створок.
Створки 6 и 7 снабжены приводами 16 для их разворота. Подвижная защита 5 от быстрых нейтронов своей внутренней стороной соединена с контейнером 1, а ее наружная сторона соединена с приводом ее вертикального перемещения (не показан), установленным на контейнере 1.
В створках 6 выполнены емкости 17, снабженные сливными отверстиями, перекрываемые клапанами 18, которые через трубки 19, заполненные жидкостью, соединены с сильфонами 20.
Перегрузочный контейнер работает следующим образом.
Для удаления чехлов с отработавшими топливными сборками, расположенными в бассейне выдержки, перегрузочный контейнер наводится на отверстие 12 шахты 13. Затем опускается подвижная защита 5 от быстрых нейтронов и разворачиваются створки 6 и 7. После открытия затвора, расположенного в шахте 13 (затвор не показан), образуется сквозной проход, позволяющий опустить захват 3 в шахту за чехлом с отработавшими сборками.
Чехлы находятся в бассейне выдержки длительное время и за это время их наружные стенки покрываются слизью, пропитанной водой. За время подъема в перегрузочный контейнер слизь и вода не успевают полностью стечь со стенок чехла. Выдержка чехла в промежуточном положении в течение 30 мин практически, кроме удлинения технологического процесса, ничего не дает, поэтому чехол без выдержки поднимают в перегрузочный контейнер.
После установки чехла со сборками во внутреннюю полость контейнера створки 6 и 7 закрываются, закрывается затвор шахты 13, поднимается защита 5 от быстрых нейтронов и перегрузочный контейнер перемещается к следующей технологической позиции цепочки переработки топлива. Жидкость, находящаяся на стенках чехла, обладающая определенной активностью, в процессе перемещения перегрузочного контейнера стекает в емкости 17 створок 6. Эти емкости выполнены по принципу чернильницы-непроливайки, поэтому допускают свободное открывание створок. Для освобождения емкостей перегрузочный контейнер переводится к специальной шахте, створки 6 и 7 открываются, при этом сильфоны 20 вступают во взаимодействие с дистанционно-управляемыми штоками (не показаны) и при своем перемещении открывают клапаны 18, и вся жидкость через сливные отверстия удаляется. В этой же шахте имеется устройство для принудительного обмыва емкостей. (56) Авторское свидетельство СССР N 563079, кл. G 21 C 19/10.
Уордсуорт А. Д. Техника работы с ядерным топливом. М. : Атомиздат, 1965, с. 193, рис. 24.3.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Перегрузочная машина ядерного реактора | 1984 |
|
SU1253355A1 |
УЗЕЛ СТЫКОВКИ С ТРАНСПОРТНЫМ КОНТЕЙНЕРОМ | 2011 |
|
RU2458272C1 |
СПОСОБ ПЕРЕГРУЗКИ БЫСТРОГО ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА И СИСТЕМА ПЕРЕГРУЗКИ | 2002 |
|
RU2224307C2 |
СПОСОБ И УСТАНОВКА ДЛЯ РАЗДЕЛКИ ОТРАБОТАВШЕЙ ТОПЛИВНОЙ СБОРКИ ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА | 2001 |
|
RU2208849C2 |
Устройство для предотвращения раскачивания груза | 1987 |
|
SU1503206A1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ ЗАЩИТНЫЙ КОНТЕЙНЕР | 2015 |
|
RU2596848C1 |
КОНТЕЙНЕР ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ И СУХОГО ХРАНЕНИЯ ОТРАБОТАННОГО ЯДЕРНОГО ТОПЛИВА ЯДЕРНЫХ РЕАКТОРОВ | 2003 |
|
RU2266578C2 |
Чехол контейнера для транспортирования и хранения отработавших тепловыделяющих сборок | 2019 |
|
RU2707871C1 |
ЧЕХОЛ ДЛЯ ОТРАБОТАВШИХ СБОРОК ЯДЕРНОГО РЕАКТОРА | 1987 |
|
SU1445449A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПЕРЕГРУЗКИ ОТРАБОТАННЫХ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ СБОРОК | 2007 |
|
RU2348084C1 |
ПЕРЕГРУЗОЧНЫЙ КОНТЕЙНЕР, содержащий контейнер биологической защиты, установленный на транспортном средстве, перемещаемый внутри контейнера захват, шиберную задвижку, перекрывающую внутреннюю полость контейнера, и подвижную биологическую защиту, отличающийся тем, что, с целью сокращения массы перегрузочного контейнера, шиберная задвижка выполнена в виде двух пар створок, установленных шарнирно на контейнере в двух взаимно перпендикулярных плоскостях, причем длина створок выбрана из условия одновременного перекрытия внутренней полости контейнера биологической защиты и зазора между нижним его торцом и отверстием шахты, при этом в створках, примыкающих к торцу контейнера биологической защиты, выполнены емкости, снабженные сливными отверстиями, перекрываемые дистанционно управляемыми клапанами.
Авторы
Даты
1994-01-30—Публикация
1984-12-28—Подача