Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано для профессионального отбора и обучения операторов АСУ.
Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства за счет исследования и тренировки способности отстраиваться от вероятностных свойств среды.
На чертеже представлена структурная Схема обучающего устройства.
Устройство содержит блок 1 ввода ответов, блок 2 ввода зталонов, счечик 3, элементы И 4 и 5, элемент ИЛИ 6, та:ймер 7, блок 8 регистрации и вход 9 ввода эталонов. Блок 1 ввода ответов содержит йдновибраторы 10 И 11 индикаторы 12 и 13. Блок 8 регистрации содержит триггеры 14-16, элементы И 17-19, счетчики 20-25, дешифраторы 26-31, элемент 32 задержки и узел 33 индикации.
Устройство работает следующим образом.
Обучаемому предъявляется последовательность стимулов, формируемая на основе повторяющегося слова последовательности стимулов, заданных экспериментатором (руководителем) определенной длины заданного алфавита. Начало и конец слова ника не вьщеяяются, следовательно, формируемый информационный поток обла- дает жесткой внутренней СТРУКТУРОЙ. Если длина слова невелика (3-8 разрядов) , то в ходе деятельности процесс обучения проявляется в достаточно чистом виде и- время реакции в значительной степени отображает лишь моторные действия и практически не связано с решением какой-либо интеллектуальной задачи Если же длина слова больше 8-12 разрядов, среда воспринимается как вероятностная. При этом оптимизирующее действие психики проявляется в значительном сокращении времени реакции на стимул, вероятность предъявления которого меньше по отношению к другому стимулу.
Вероятностные свойства среды, таким образом, оказьшают мешающее воздействие на выполнение инструкци одинаково быстро и точно реагиро-- вать на появление любого стимула. При достаточной тренировке учащимся
удается выработать у себя способность отстраиваться от вероятностных свойств среды. Это проявляется в одинаково быстром реагировании
на предъявление любого (из имеющегося алфавита стимулов) стимула.
При включении питания триггеры 14-16 переходят в состояние, при котором на их выходах формируется напряжение, соответствующее уровню логического нуля. Счетчики 3,20-25 устанавливаются в нулевое состояние.
Руководитель осуществляет запись в блок 2 ввода эталонов необходимой
5
последовательности предьявления
стимулов (загорания индикаторов 12- 13). Ввод эталонов аналогичен процессу ввода эталонов в известном устройстве. Элементы, обеспечиваю- щие запись двоичной последовательности в блок 2 ввода эталонов, не показаны. После окончания этапа записи эталонов последовательности в счетчике 3 записьгеается число, соответствующее длине заданной последовательности, а в блоке 2 ввода эталонов имеется информация о структуре записанной последовательности. В таймере 7 устанавливается зна- чение временного интервала.между предъявлениями стимулов (как правило 2-5 с).
Устройство переводится в режим предъявления информации. Через заданный временной интервал на выходе таймера 7 появляется импульс, который параллельно поступает на входы триггеров 14-16 . Триггер 16 переводится в состояние, при котором на его выходе появляется единичный потенциал, разрешающий предъявление информации через элементы И 4 и 5 и прохождение импульсов с частотой 1000 Гц с второго выхода таймера 7 в счетчик 25. В соответствии с наличием единичного потенциала на выходах блока 2 ввода эталонов загорается индикатор 12 или 13, триггер, 14 или 15 переводится в. еди- ничное состояние.
Пусть единичный потенциал присутствует на одном из входов блока 2 ввода эталонов. При этом загорается индикатор 13 и триггер 14 переводит- ся в состояние, при котором на его выходе появляется единичный потенциал, разрешающий прохождение импульсов (с частотой 1000 Гц) с второго
выхода датчика временньге меток через ключ на первый вход счетчика 21. Учащийся реагирует на предъявление стимула, нажимая кнопку (не показана), управляющую одновибратором 10, на выходе которого формируется перепад напряжения, который через элемент ИЛИ 6 поступает на второй вход триггера 16, на третьи входы триггеров 14 или 15, переводя их в исходное состояние, и на вход блока 2.ввода эталонов, переводя его в режим предъявления следующего .записанного стимула.
Количество импульсов, поступивших в счетчики 21 и 25, соответствуе времени реакции оператора, измеренному в миллисекундах.
Триггеры 14 и 16 возвращаются в исходное состояние, запрещая дальнейшее поступление импульсов через элементы И 17 и 18 в счетчики 21 и 25 и записывая в счетчики 20 и 24 единицу. Нулевой потенциал на выходе триггера 16 запрещает предъявление стимула через элементы И 4 или 5. Индикатор 13 гаснет.
Через заданнгзтй: временной интервал вновь появляется импулЪс на первом выходе- таймера 7. Если же единичный потенциал присутствует на другом выходе блока 2 ввода эталонов то загорается индикатор 12. Испытуе- мьш реагирует нажатием на кнопку
одновибратора 11. При этом в счетчи- 35 четвертый вход которого соединен с
ки 23 и 25 поступает количество импульсов, соответствующее времени реакции обучаемого, в счетчики 23 и 24 поступает по одному импульсу.
После предъявления последнего стимула заданной последовательности блок 2 ввода эталонов переходит в состояние готовности предъявления первого стимула последовательности. Кроме того, на выходе блока 2 ввода эталонов формируется импульс малой длительности, который поступает на вторые входы дешифраторов 26-31, разрешая перезапись информации с выходов счетчиков 20-25 в соответствующие им дешифраторы. Переписанная в дешифраторы информация запоминается и отражается в узле 33 индикации. Также импульс с первого выхода блока 2 ввода эталонов поступает через элемент задержки на установочные входы счетчиков 20-25, которые переходят в нулевое состояние.
выходом элемента ИЛИ, а выход .соединен с первыми входами элементов И выходы которых соединены с блоком ввода ответов, а вторые входы сое- 40 динены соответственно с вторым и
третьим выходами блока ввода эталонов, соединенными соответственно с пятым и шестым входами блока регист рации . . 45
2. Устройство по п. 1, о т л и- чающееся тем, что блок регистрации содержит узел индикации, счетчики, дешифраторы, элемент за- 50 держки, три триггера и три элемента И, первые входы которых являются . первым входом блока, а вторые входы соединены с выходами соответствующих триггеров, пс рвые и вторые входы 55 которых являются соответственно вторым и третьим входами блока, выходы триггеров и элементов И подключены к первым входам соответствующих счет
2593244
Таким образом, по окончании заданной последовательности предъявления стимулов в узле 33 индикации отражается информация об общем 5 количестве реакций и общем суммарном времени реакций (вычисляется среднее время реакций), о количестве реакций на предъявление первого стимула (загорание индикатора 13) и суммарное время реакций на предъявление этого стимула (вычисляется среднее время реакции на предъявление первого стимула), а также о количестве реакщш на предъявление второго стимула (загорание индикатора 12) и суммарное время реакции на предъявление этого стимула (вычисляется среднее время реакции на предъявление второго стимула).
10
15
20
Формула изобретения
1. Обучающее устройство, содержащее счетчик, последовательно соединенные блок ввода ответов, элемент ИЛИ, блок ввода эталонов и блок регистрации, причем выход .счетчика соединен с вторым входом блока ввода эталонов, о т л и ч аю ще- е с я тем, что, с целью расширения дидактических возможностей, в него введены два элемента И, таймер, выходы которого со единены с вторым и третьим входами блока регистрации.
выходом элемента ИЛИ, а выход .соединен с первыми входами элементов И, выходы которых соединены с блоком ввода ответов, а вторые входы сое- динены соответственно с вторым и
третьим выходами блока ввода эталонов, соединенными соответственно с пятым и шестым входами блока регистрации . .
2. Устройство по п. 1, о т л и- чающееся тем, что блок регистрации содержит узел индикации, счетчики, дешифраторы, элемент за- держки, три триггера и три элемента И, первые входы которых являются . первым входом блока, а вторые входы соединены с выходами соответствующих триггеров, пс рвые и вторые входы которых являются соответственно вторым и третьим входами блока, выходы триггеров и элементов И подключены к первым входам соответствующих счет512593246
чиков, вторые входы которых: соедине- задержки являются четвертым входом ны с выходом элемента задержки, а вы- блока, третьи входы первого и вт.оро- ходы с первыми входами соответствующих дешифраторов, выходы кото-
го триггеров являются соответственно пятым и шестым входами блока, а
рьтх подключены,к входам узла индика- 5 выход третьего триггера является вы- ции, а вторые входы и вход элемента ходом блока.
Редактор А.Ворович
Составитель О.Болдырев
Техред И.Ходанич Корректор И.Муска
Заказ 5127/50
Тираж 455Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и рткрытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,, д, 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул.Проектная, 4
задержки являются четвертым входом блока, третьи входы первого и вт.оро-
го триггеров являются соответственно пятым и шестым входами блока, а
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Обучающее устройство | 1990 |
|
SU1718259A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов | 1990 |
|
SU1714652A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1984 |
|
SU1226513A1 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1361603A1 |
Устройство для тренировки операторов | 1989 |
|
SU1647621A1 |
Устройство для тренировки памяти оператора | 1984 |
|
SU1275516A1 |
Устройство для контроля работы операторов | 1986 |
|
SU1355991A1 |
Обучающее устройство | 1989 |
|
SU1580422A1 |
Устройство для исследования оперативной памяти | 1986 |
|
SU1404059A1 |
Устройство для оценки и тренировки операторов | 1990 |
|
SU1774368A1 |
Изобретение относится к области автоматики и вычислительной техники, в частности к тренажерам, и может быть использовано для обучения операторов АСУ. Целью изобретения является расширение дидактических возможностей устройства. Введение в него таймера, двух элементов И, а также модификация блока регистрации позволили исследовать и тренировать-способности операто- ров отстраиваться от вероятностных свойств среды. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. 1x9 со
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1980 |
|
SU898490A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Тренажер оператора автоматизированной системы управления | 1982 |
|
SU1042065A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1986-09-23—Публикация
1984-12-03—Подача