Изобретение относится к рыбной промышленности, в частности к марикультуре, и может быть использовано для возврата рыб на локальную акваторию при их пастбищном вырапливании в хозяйствах марикультуры, а также для модернизации технологии выращивания и содержания рыб и для экологической защиты ценных, редких видов рыб. Целью изобретения является выработка у рыб активного поискового поведения и увеличение тем самым их возврата. Использование предлагаемого способа позволит в хозяйствах марикультуры выпускать на сезонный пастбищный нагул с последующим обловом товарную рыбу, что обеспечит значительную экономию за счет использования естественной кормовой базы, а также зарыблять шельфовые зоны посадочным материалом с предварительно сформированным рефлексом на звуковые стимулы, используя для этой цели молодь ценных пород рыб, что значительно увеличит их возврат в отведенные для этих целей акватории. Способ осуществляют следующим образом. Рыбу помещают в вольер, установленный на акватории зоны управления возвратом рыб, и адаптируют к условиям содержания для последующего обучения их. В течение 2-3 дн перед началом обучения рыбу не кормят, затем приступают к обучению для выработки у рыб пищевого условного рефлекса на звуковые стимулы. В качестве звуковых стимулов используют импульсные гидроакустические сигналы с варьируемым уровнем и ритмикой, соответствующей ритмике в звуках кормовой активности рыб. Звуковые стимулы подают с помощью источников, один из которых совмещают с вольером, а другой удаляют от центра вольера на расстояние не менее длины волны излучения. Каждый сеанс обучения разбивают на два полусеанса. В первом полусеансе за несколько секунд до подачи корма рыбам включают ближний источник звуковых стимулов (совмещенный с вольером). В последующих 10 сеансах запаздывание подачи корма постепенно увеличивают до 5 мин и затем оставляют неизменным до конца обучения. Корм разбрасывают по поверхности воды в вольере порциями по мере поедания примерно в течение 5-10 мин. При этом уровни излучаемых стимулов варьируют в диапазоне 10-15 дБ, так что в центре вольера они изменяются от 05 до 3 Па, и тем самым приучают рыб воспринимать стимулы при различных отношениях сигнал/шум. Выключают ближний источник через 10- 20 с после подачи последней порции корма. Через 5- 10-минутную дозу, достаточную для возвращения рыб к исходному докормовому поведению, начинают второй полусеанс. Аналогичным образом включают удаленный от центра вольера источник, излучающий идентичные стимулы, уровни которых в центре вольера изменяются в тех же пределах. Процедуру подачи второй дозы корма производят так же, как и в первом полусеансе обучения, и также через 10-20 с после подачи последней порции корма выключают излучение. Рыбы не способы определять направление на удаленный источник звука, назначение звукового сигнала во втором полусеансе - стимулировать фазу активного поиска в пищевом поведении рыб. Для расширения зоны управления возвратом рыб можно применить несколько удаленных источников. Сеансы обучения проводят в течение дня в периоды наибольшей кормовой активности рыб 2-3 раза. В каждом сеансе подаваемый корм делится на две дозы, скармливаемые в первом и втором полусеансах стимуляции. Для поддержания высокого уровня пищевой мотивации количество подаваемого корма определяют несколько ниже нормативного. Общая продолжительность сформированного (после десятого) сеанса обучения 40 мин. В качестве звукового стимула излучают ритмически организованные пачки звуковых сигналов продолжительностью 800 мс через 1,5 с из четырех импульсов длительностями 50, 100, 100 и 100 мс и периодом 50 мс с частотой заполнения 300 Гц. Выбранная частота находится в диапазоне оптимальной слуховой чувствительности больщинства рыб и ее излучение сравнительно легко реализуется современными гидроакустическими средствами. Число импульсов в сигнале не должно превышать семи, так как рыбы не способны запоминать более семи знаков в передаваемой информации. Паузу между полусеансами обучения используют также для осуществления неизбежного при взаимодействии человека с рыбой контроля состояния и навески рыб, мечения, пересадки, чистки вольера, вызывающих у рыб в различной степени состояние шока. Следующая за этими процедурами подача стимула и корма в значительной мере нивелирует и даже полностью снимает состояние стресса у рыб. Это очень важное условие в процессе обучения рыб. За 3-4 дня до выпуска рыб не подвергают стрессовому воздействию вообще. Перед выпуском рыб за 2-3 дня в полусеансах осуществляют инверсию порядка работы источников звуковых стимулов. Излучение в первом полусеапсе начинает дальний источник, дает для обученных рыб позывные «Скоро будут давать корм и во время подачи корма закрепляет в па.мяти рыб истинность этого сообщения. Работа после паузы во втором полусеансе ближнего источника и подача кор.ма «напоминают рыбам, что «корм дают в вольере. Этот порядок работы источников звука сохраняют и на период стимульного управления возвратом выпущенных в море рыб. Выпуск рыб осуществляют небольшими стойками - порционно в течение 5-7 дн. Это позволяет усреднить непрогнозирующее влияние погодных условий на поведение выпущенных рыб. При этом каждый новый выпуск присоединяется к уже несколько адаптировавшимся, почти «аборигенам, что облегчает рыбам осваивать новое для них пространство. Выпускают рыб только во время утреннего сеанса с тем, чтобы ближайщий контроль и подкрепление рефлекса произвести в следующем (дневном или вечернем) сеансе. В период выпуска корм подают рыбам, находящимся и в вольере, и вблизи за его стенками. Выход рыб из вольера, их поведение за его пределами контролируют визуально с поверхности вdды через маску аквалангиста или с помощью подводной телевизионной установки. После выпуска всех рыб из вольера стимульное управление возвратом осуществляют периодически. Один раз в день в один из периодов принятого ранее режима кормления рыб (утром, днем или вечером) проводят сеанс с излучением стимула и подачей корма в вольер и наблюдают за рыбой, зашедшей в вольер, оценивают возврат. Аналогичным образом производят разовые количественные оценки числа рыб в вольере, „, их навески, соотношение меченых и немеченных рыб, после чего всю рыбу снова отпускают в море. Периодичность стимульного управления определяется регламентами целесообразного хозяйственного привлечения рыб в контролируемую зону и подкрепления рефлекса. Параметры звукового стимула в каждом частном случае выбирают на основе компромиссного решения между психоакустическими особенностями слуха, реакцией объекта на сигналы и возможностями их технической реализации. Частота сигналов 300 Гц находится в диапазоне оптимальной слуховой чувствительности большинства рыб и ее излучение легко реализуется современными гидроакустическими средствами. Биоритмический рисунок звукового стимула обеспечивает лучшее его запоминание и распознавание на фоне случайных шумов моря. Пример 1. В морской вольер размером 5Х 5Х 3 м помещают 100 особей двухлеток радужной форели массой 24 кг с различным размерным и весовым составом (от 100 до 400 г), предварительно помеченных образованием жирового плавника. Три дня рыб адаптируют и не кормят. На четвертый день начинают сеансы обучения рыб для формирования условно-рефлекторного пищевого поведения на звуковой стимул. В качестве звуковых стимулов используют импульсные гидроакустические сигналы с варьируемым уровнем и ритмикой, соответствующей ритмике в звуках кормовой активности рыб. Сигналы подают от двух источников, один из которых размещают в вольере, а другой удаляют от центра вольера на расстояние не менее длины волны излучения. Сеанс обучения разделяют на два полусеанса. На первом из которых включают в работу источник, совмещенныи с вольером, а на втором - источник, удаленный от него. Три раза в день в часы наибольшей кормовой активности (утром в 7 ч, днем в 13 ч, вечером в 19 ч) включают сигнал от ближнего источника и через 5 с начинают разбрасывать корм небольшими порциями по мере поедания, в течение 5 мин скармливают 200 г фаршеобразного корма. После 10-минутной паузы поворяют эту процедуру с удаленным источником звука. Таким образом, проводят 40 сеансов, увеличив в первых десяти запаздывание подачи корма с 5 с до 5 мин. Достигнув таким образом стабильного условного пищепоискового рефлекса на звуковой стимул, последующие 10 сеансов перед выпуском и все сеансы во ремя порционного выпуска рыб проводят при инверсном порядке работы источников Выпуск осуществляют только во время утреннего сеанса при спокойных погодных условиях. В паузе опускают одну стенку воль Р следят за выходом рыбы. Когда из вольера выйдет 20 рыб, стенку вольера вновь поднимают. Во втором полусеансе корм подают и рыбам, оставшимся в вольере, и рыбам за его пределами. Контроль за выпущенной рыбой осуществляют в следующий дневной сеанс. В период выпуска корм подается и в вольер, и за его пределы. Чрезе 5 дн всю рыбу (100 экз,) выпускают в море и начинают стимульный контроль возврата рыб и подкрепление рефлекса. Один раз в день попеременно утром, днем или вечером проводят сеайс и наблюдают за заходящей в открытый вольер рыбой. где она получает корм и может легко облавливаться. Для разового контроля вольер закрывают и подсчитывают число вернувшихся рыб. На 41-й день контроля (из 100 выпущенных рыб) вернулось 48 рыб (возврат 48%) общим весом 22 кг, на 52-й день - Q (30%), на 57-й -- 35 рыб (35%). Навеска рыб за два мес содержания ее в море увеличилась по1гги вдвое. Пример 2. Идентичен примеру 1, однако в вольер для обучения помещают карпов (Cyprimis corpic Z) в возрасте +. Возврат Пример 3. Идентичен примеру 1, однако в вольер для обучения помещают сигов (Соvegonus lavavetus) в возрасте 2. Возврат 30%. Пример 4. Идентичен примеру I, однако в вольер для обучения помещают осетров (Acipenser grildenstadti Br) в возрасте 2. Возврат 25%., Пример 5. Идентичен примеру 1, однако в качестве звукового стимула используют непрерывную последовательность коротких импульсов с шумовым периодом следования 10 МО. Возврат рыб наблюдается в первые 14 дней после выпуска и ни разу не превышает 25%. Из-за кратковременности управления возвратом способ по данным режимам не рекомендуется. Пример 6. Аналогичен примеру 1, однако в качестве звукового стимула используют непрерывное излучение чистого тона с частотой 100 Гц. Пишевой рефлекс угасает на третьи сутки. Пример 7. Аналогичен примеру 1, однако в сеансе обучения звуковой стимул подают от одного источника совмеш,енного с вольером. Возврат выпущенных рыб наблюдается в первые три дня после выпуска и оценивается единичными экземплярами. Пример 8. Аналогичен примеру 1, однако выпуск рыб из вольера после обучения производят сразу полностью в один сеанс. Выпуск произведен накануне шторма и, видимо, рыба ушла далеко в море, не успев освоить территорию. Возврат рыб оценивается единичными экземплярами в первые после выпуска дни. При выпуске партиями в этом случае была бы, вероятно, потеряна лишь 1/5 часть рыбы. Примеры показывают, что при несоблюдении всех необходимых приемов и режимов возврат по истечении более 1 -1,5 мес отсутствует.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СЕЛЕКТИВНОГО ОТБОРА ТОВАРНОЙ РЫБЫ | 2017 |
|
RU2667749C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МЕСТООБИТАНИЯ И АДАПТАЦИИ МОЛОДИ ОБЪЕКТОВ АКВАКУЛЬТУРЫ В ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ | 2002 |
|
RU2236124C2 |
СПОСОБ ЗАЩИТЫ МОЛОДИ РЫБЫ ОТ ПОПАДАНИЯ В ВОДОЗАБОРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ | 1995 |
|
RU2077195C1 |
ВЫСВОБОЖДАЕМЫЙ ЭНЕРГОМОДУЛЬ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 1995 |
|
RU2077184C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ РЫБ | 2007 |
|
RU2352111C1 |
Способ содержания рыбы в рыбоводных хозяйствах | 1984 |
|
SU1271468A1 |
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЧИСЛЕННОСТИ ВЫЖИВШИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ПОСЛЕ ИХ ВЫПУСКА В МОРЕ С БРАКОНЬЕРСКОГО СУДНА | 2003 |
|
RU2250477C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ МОРСКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ПРИ ПРОМЫСЛЕ РЫБЫ | 2004 |
|
RU2276386C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ИСКУССТВЕННО ВЫРАЩЕННОЙ МОЛОДИ ЧЕРНОМОРСКОГО КАЛКАНА К ВЫПУСКУ В ЕСТЕСТВЕННЫЕ МЕСТА ОБИТАНИЯ | 2020 |
|
RU2743059C1 |
СПОСОБ ЛОВА КАЛЬМАРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2338374C1 |
СПОСОБ ВОЗВРАТА РЫБ НА ЛОКАЛЬНУЮ АКВАТОРИЮ ПРИ ИХ ВЫРАЩИВАНИИ преимущественно в хозяйствах марикультуры путем проведения в во.тьерах сеансов обучения для выработки у рыб пищевого условного рефлекса на звуковые стимулы, выпуска рыб в открытое море, управления их возвратом при предъявлении звуковых стимулов и подкрепления выработанного рефлекса, отличающийся тем, что, с целью выработки у рыб активного поискового поведения и увеличения тем самым их возврата, в качестве звуковых стимулов используют импульсные гидроакустические сигналы с варьируемым уровнем и ритмикой, соответствующей ритмике в звуках кормовой активности рыб, сигналы подают от двух пространственно разнесенных источников, один из которых совмещают с вольером, а другой устанавливают от центра вольера на расстоянии не менее длины волны излучения, каждый сеанс обучения разбивают на два полусеанса, на первом из которых включают в работу источник, совмещенный с вольером, а на втором - источник, удаленный от него, при этом выпуск рыб в море производят порционно, перед выпуском инверсируют порядок включения источников и сохраняют этот порядок на периоды выпуска и управления возвратом рыб. ю О) юА 01 со 00
Протасов В | |||
Р | |||
Поведение рыб.- М.: Пищевая промышленность, 1978, с | |||
Устройство для выпрямления многофазного тока | 1923 |
|
SU50A1 |
Воловова Л., Ярвик А | |||
Исследования по привлечению форели к источнику звука.- Рыбное хозяйство, 1981, № 7, с | |||
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней | 1920 |
|
SU44A1 |
Fujya М., Sakaguchi S., Fukuharu О | |||
Training of Fishes Applied to Ranching of Red Sea Bream in Japan | |||
In Fish Behavior and its Use in Capture and Culture of Fish | |||
Ed | |||
by I.E | |||
Bardach at all | |||
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Мяльно-трепальный станок для обработки тресты лубовых растений | 1922 |
|
SU200A1 |
Авторы
Даты
1986-10-07—Публикация
1984-12-28—Подача