Способ возврата рыб на локальную акваторию при их выращивании Советский патент 1986 года по МПК A01K61/00 

Описание патента на изобретение SU1261598A1

Изобретение относится к рыбной промышленности, в частности к марикультуре, и может быть использовано для возврата рыб на локальную акваторию при их пастбищном вырапливании в хозяйствах марикультуры, а также для модернизации технологии выращивания и содержания рыб и для экологической защиты ценных, редких видов рыб. Целью изобретения является выработка у рыб активного поискового поведения и увеличение тем самым их возврата. Использование предлагаемого способа позволит в хозяйствах марикультуры выпускать на сезонный пастбищный нагул с последующим обловом товарную рыбу, что обеспечит значительную экономию за счет использования естественной кормовой базы, а также зарыблять шельфовые зоны посадочным материалом с предварительно сформированным рефлексом на звуковые стимулы, используя для этой цели молодь ценных пород рыб, что значительно увеличит их возврат в отведенные для этих целей акватории. Способ осуществляют следующим образом. Рыбу помещают в вольер, установленный на акватории зоны управления возвратом рыб, и адаптируют к условиям содержания для последующего обучения их. В течение 2-3 дн перед началом обучения рыбу не кормят, затем приступают к обучению для выработки у рыб пищевого условного рефлекса на звуковые стимулы. В качестве звуковых стимулов используют импульсные гидроакустические сигналы с варьируемым уровнем и ритмикой, соответствующей ритмике в звуках кормовой активности рыб. Звуковые стимулы подают с помощью источников, один из которых совмещают с вольером, а другой удаляют от центра вольера на расстояние не менее длины волны излучения. Каждый сеанс обучения разбивают на два полусеанса. В первом полусеансе за несколько секунд до подачи корма рыбам включают ближний источник звуковых стимулов (совмещенный с вольером). В последующих 10 сеансах запаздывание подачи корма постепенно увеличивают до 5 мин и затем оставляют неизменным до конца обучения. Корм разбрасывают по поверхности воды в вольере порциями по мере поедания примерно в течение 5-10 мин. При этом уровни излучаемых стимулов варьируют в диапазоне 10-15 дБ, так что в центре вольера они изменяются от 05 до 3 Па, и тем самым приучают рыб воспринимать стимулы при различных отношениях сигнал/шум. Выключают ближний источник через 10- 20 с после подачи последней порции корма. Через 5- 10-минутную дозу, достаточную для возвращения рыб к исходному докормовому поведению, начинают второй полусеанс. Аналогичным образом включают удаленный от центра вольера источник, излучающий идентичные стимулы, уровни которых в центре вольера изменяются в тех же пределах. Процедуру подачи второй дозы корма производят так же, как и в первом полусеансе обучения, и также через 10-20 с после подачи последней порции корма выключают излучение. Рыбы не способы определять направление на удаленный источник звука, назначение звукового сигнала во втором полусеансе - стимулировать фазу активного поиска в пищевом поведении рыб. Для расширения зоны управления возвратом рыб можно применить несколько удаленных источников. Сеансы обучения проводят в течение дня в периоды наибольшей кормовой активности рыб 2-3 раза. В каждом сеансе подаваемый корм делится на две дозы, скармливаемые в первом и втором полусеансах стимуляции. Для поддержания высокого уровня пищевой мотивации количество подаваемого корма определяют несколько ниже нормативного. Общая продолжительность сформированного (после десятого) сеанса обучения 40 мин. В качестве звукового стимула излучают ритмически организованные пачки звуковых сигналов продолжительностью 800 мс через 1,5 с из четырех импульсов длительностями 50, 100, 100 и 100 мс и периодом 50 мс с частотой заполнения 300 Гц. Выбранная частота находится в диапазоне оптимальной слуховой чувствительности больщинства рыб и ее излучение сравнительно легко реализуется современными гидроакустическими средствами. Число импульсов в сигнале не должно превышать семи, так как рыбы не способны запоминать более семи знаков в передаваемой информации. Паузу между полусеансами обучения используют также для осуществления неизбежного при взаимодействии человека с рыбой контроля состояния и навески рыб, мечения, пересадки, чистки вольера, вызывающих у рыб в различной степени состояние шока. Следующая за этими процедурами подача стимула и корма в значительной мере нивелирует и даже полностью снимает состояние стресса у рыб. Это очень важное условие в процессе обучения рыб. За 3-4 дня до выпуска рыб не подвергают стрессовому воздействию вообще. Перед выпуском рыб за 2-3 дня в полусеансах осуществляют инверсию порядка работы источников звуковых стимулов. Излучение в первом полусеапсе начинает дальний источник, дает для обученных рыб позывные «Скоро будут давать корм и во время подачи корма закрепляет в па.мяти рыб истинность этого сообщения. Работа после паузы во втором полусеансе ближнего источника и подача кор.ма «напоминают рыбам, что «корм дают в вольере. Этот порядок работы источников звука сохраняют и на период стимульного управления возвратом выпущенных в море рыб. Выпуск рыб осуществляют небольшими стойками - порционно в течение 5-7 дн. Это позволяет усреднить непрогнозирующее влияние погодных условий на поведение выпущенных рыб. При этом каждый новый выпуск присоединяется к уже несколько адаптировавшимся, почти «аборигенам, что облегчает рыбам осваивать новое для них пространство. Выпускают рыб только во время утреннего сеанса с тем, чтобы ближайщий контроль и подкрепление рефлекса произвести в следующем (дневном или вечернем) сеансе. В период выпуска корм подают рыбам, находящимся и в вольере, и вблизи за его стенками. Выход рыб из вольера, их поведение за его пределами контролируют визуально с поверхности вdды через маску аквалангиста или с помощью подводной телевизионной установки. После выпуска всех рыб из вольера стимульное управление возвратом осуществляют периодически. Один раз в день в один из периодов принятого ранее режима кормления рыб (утром, днем или вечером) проводят сеанс с излучением стимула и подачей корма в вольер и наблюдают за рыбой, зашедшей в вольер, оценивают возврат. Аналогичным образом производят разовые количественные оценки числа рыб в вольере, „, их навески, соотношение меченых и немеченных рыб, после чего всю рыбу снова отпускают в море. Периодичность стимульного управления определяется регламентами целесообразного хозяйственного привлечения рыб в контролируемую зону и подкрепления рефлекса. Параметры звукового стимула в каждом частном случае выбирают на основе компромиссного решения между психоакустическими особенностями слуха, реакцией объекта на сигналы и возможностями их технической реализации. Частота сигналов 300 Гц находится в диапазоне оптимальной слуховой чувствительности большинства рыб и ее излучение легко реализуется современными гидроакустическими средствами. Биоритмический рисунок звукового стимула обеспечивает лучшее его запоминание и распознавание на фоне случайных шумов моря. Пример 1. В морской вольер размером 5Х 5Х 3 м помещают 100 особей двухлеток радужной форели массой 24 кг с различным размерным и весовым составом (от 100 до 400 г), предварительно помеченных образованием жирового плавника. Три дня рыб адаптируют и не кормят. На четвертый день начинают сеансы обучения рыб для формирования условно-рефлекторного пищевого поведения на звуковой стимул. В качестве звуковых стимулов используют импульсные гидроакустические сигналы с варьируемым уровнем и ритмикой, соответствующей ритмике в звуках кормовой активности рыб. Сигналы подают от двух источников, один из которых размещают в вольере, а другой удаляют от центра вольера на расстояние не менее длины волны излучения. Сеанс обучения разделяют на два полусеанса. На первом из которых включают в работу источник, совмещенныи с вольером, а на втором - источник, удаленный от него. Три раза в день в часы наибольшей кормовой активности (утром в 7 ч, днем в 13 ч, вечером в 19 ч) включают сигнал от ближнего источника и через 5 с начинают разбрасывать корм небольшими порциями по мере поедания, в течение 5 мин скармливают 200 г фаршеобразного корма. После 10-минутной паузы поворяют эту процедуру с удаленным источником звука. Таким образом, проводят 40 сеансов, увеличив в первых десяти запаздывание подачи корма с 5 с до 5 мин. Достигнув таким образом стабильного условного пищепоискового рефлекса на звуковой стимул, последующие 10 сеансов перед выпуском и все сеансы во ремя порционного выпуска рыб проводят при инверсном порядке работы источников Выпуск осуществляют только во время утреннего сеанса при спокойных погодных условиях. В паузе опускают одну стенку воль Р следят за выходом рыбы. Когда из вольера выйдет 20 рыб, стенку вольера вновь поднимают. Во втором полусеансе корм подают и рыбам, оставшимся в вольере, и рыбам за его пределами. Контроль за выпущенной рыбой осуществляют в следующий дневной сеанс. В период выпуска корм подается и в вольер, и за его пределы. Чрезе 5 дн всю рыбу (100 экз,) выпускают в море и начинают стимульный контроль возврата рыб и подкрепление рефлекса. Один раз в день попеременно утром, днем или вечером проводят сеайс и наблюдают за заходящей в открытый вольер рыбой. где она получает корм и может легко облавливаться. Для разового контроля вольер закрывают и подсчитывают число вернувшихся рыб. На 41-й день контроля (из 100 выпущенных рыб) вернулось 48 рыб (возврат 48%) общим весом 22 кг, на 52-й день - Q (30%), на 57-й -- 35 рыб (35%). Навеска рыб за два мес содержания ее в море увеличилась по1гги вдвое. Пример 2. Идентичен примеру 1, однако в вольер для обучения помещают карпов (Cyprimis corpic Z) в возрасте +. Возврат Пример 3. Идентичен примеру 1, однако в вольер для обучения помещают сигов (Соvegonus lavavetus) в возрасте 2. Возврат 30%. Пример 4. Идентичен примеру I, однако в вольер для обучения помещают осетров (Acipenser grildenstadti Br) в возрасте 2. Возврат 25%., Пример 5. Идентичен примеру 1, однако в качестве звукового стимула используют непрерывную последовательность коротких импульсов с шумовым периодом следования 10 МО. Возврат рыб наблюдается в первые 14 дней после выпуска и ни разу не превышает 25%. Из-за кратковременности управления возвратом способ по данным режимам не рекомендуется. Пример 6. Аналогичен примеру 1, однако в качестве звукового стимула используют непрерывное излучение чистого тона с частотой 100 Гц. Пишевой рефлекс угасает на третьи сутки. Пример 7. Аналогичен примеру 1, однако в сеансе обучения звуковой стимул подают от одного источника совмеш,енного с вольером. Возврат выпущенных рыб наблюдается в первые три дня после выпуска и оценивается единичными экземплярами. Пример 8. Аналогичен примеру 1, однако выпуск рыб из вольера после обучения производят сразу полностью в один сеанс. Выпуск произведен накануне шторма и, видимо, рыба ушла далеко в море, не успев освоить территорию. Возврат рыб оценивается единичными экземплярами в первые после выпуска дни. При выпуске партиями в этом случае была бы, вероятно, потеряна лишь 1/5 часть рыбы. Примеры показывают, что при несоблюдении всех необходимых приемов и режимов возврат по истечении более 1 -1,5 мес отсутствует.

Похожие патенты SU1261598A1

название год авторы номер документа
СПОСОБ СЕЛЕКТИВНОГО ОТБОРА ТОВАРНОЙ РЫБЫ 2017
  • Долгов Александр Николаевич
  • Максимов Виталий Николаевич
  • Гончаров Сергей Михайлович
RU2667749C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ МЕСТООБИТАНИЯ И АДАПТАЦИИ МОЛОДИ ОБЪЕКТОВ АКВАКУЛЬТУРЫ В ВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ 2002
  • Воловова Л.А.
  • Красюк В.В.
RU2236124C2
СПОСОБ ЗАЩИТЫ МОЛОДИ РЫБЫ ОТ ПОПАДАНИЯ В ВОДОЗАБОРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ 1995
  • Воловова Л.А.
  • Красюк В.В.
RU2077195C1
ВЫСВОБОЖДАЕМЫЙ ЭНЕРГОМОДУЛЬ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ 1995
  • Петров Г.Д.
  • Карев Е.Б.
  • Ермаков И.А.
  • Петров Д.Г.
  • Топин А.И.
  • Стариков В.М.
  • Славкин В.И.
RU2077184C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ РЫБ 2007
  • Кузнецов Михаил Юрьевич
  • Кузнецов Юрий Авивович
RU2352111C1
Способ содержания рыбы в рыбоводных хозяйствах 1984
  • Солуха Борис Владимирович
  • Долгополов Петр Илларионович
  • Любарец Михаил Антонович
  • Свиженко Виктор Алексеевич
  • Сизов Иван Иванович
SU1271468A1
СПОСОБ ОЦЕНКИ ЧИСЛЕННОСТИ ВЫЖИВШИХ БЕСПОЗВОНОЧНЫХ ПОСЛЕ ИХ ВЫПУСКА В МОРЕ С БРАКОНЬЕРСКОГО СУДНА 2003
  • Бахарев С.А.
RU2250477C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОВЕДЕНИЕМ МОРСКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ПРИ ПРОМЫСЛЕ РЫБЫ 2004
  • Бахарев Сергей Алексеевич
RU2276386C1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ИСКУССТВЕННО ВЫРАЩЕННОЙ МОЛОДИ ЧЕРНОМОРСКОГО КАЛКАНА К ВЫПУСКУ В ЕСТЕСТВЕННЫЕ МЕСТА ОБИТАНИЯ 2020
  • Рауэн Татьяна Владимировна
  • Ханайченко Антонина Николаевна
  • Гирагосов Виталий Евгеньевич
RU2743059C1
СПОСОБ ЛОВА КАЛЬМАРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Кузнецов Михаил Юрьевич
  • Кузнецов Юрий Авивович
RU2338374C1

Реферат патента 1986 года Способ возврата рыб на локальную акваторию при их выращивании

СПОСОБ ВОЗВРАТА РЫБ НА ЛОКАЛЬНУЮ АКВАТОРИЮ ПРИ ИХ ВЫРАЩИВАНИИ преимущественно в хозяйствах марикультуры путем проведения в во.тьерах сеансов обучения для выработки у рыб пищевого условного рефлекса на звуковые стимулы, выпуска рыб в открытое море, управления их возвратом при предъявлении звуковых стимулов и подкрепления выработанного рефлекса, отличающийся тем, что, с целью выработки у рыб активного поискового поведения и увеличения тем самым их возврата, в качестве звуковых стимулов используют импульсные гидроакустические сигналы с варьируемым уровнем и ритмикой, соответствующей ритмике в звуках кормовой активности рыб, сигналы подают от двух пространственно разнесенных источников, один из которых совмещают с вольером, а другой устанавливают от центра вольера на расстоянии не менее длины волны излучения, каждый сеанс обучения разбивают на два полусеанса, на первом из которых включают в работу источник, совмещенный с вольером, а на втором - источник, удаленный от него, при этом выпуск рыб в море производят порционно, перед выпуском инверсируют порядок включения источников и сохраняют этот порядок на периоды выпуска и управления возвратом рыб. ю О) юА 01 со 00

Формула изобретения SU 1 261 598 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1986 года SU1261598A1

Протасов В
Р
Поведение рыб.- М.: Пищевая промышленность, 1978, с
Устройство для выпрямления многофазного тока 1923
  • Ларионов А.Н.
SU50A1
Воловова Л., Ярвик А
Исследования по привлечению форели к источнику звука.- Рыбное хозяйство, 1981, № 7, с
Приспособление для плетения проволочного каркаса для железобетонных пустотелых камней 1920
  • Кутузов И.Н.
SU44A1
Fujya М., Sakaguchi S., Fukuharu О
Training of Fishes Applied to Ranching of Red Sea Bream in Japan
In Fish Behavior and its Use in Capture and Culture of Fish
Ed
by I.E
Bardach at all
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Мяльно-трепальный станок для обработки тресты лубовых растений 1922
  • Клубов В.С.
SU200A1

SU 1 261 598 A1

Авторы

Воловова Лариса Андреевна

Шабалин Виктор Николаевич

Питк Алдур Алексеевич

Даты

1986-10-07Публикация

1984-12-28Подача