Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, в частности к соору- жениям, предназначенным для защиты берегов рек и откосов грунтовых сооружений от размывов.
Цель изобретения - повышение эффективности работы полузапруды.
На фиг. 1 изображена сквозная полузапруда, вид с верхнего бьефа; на фиг. 2 - то же, вид сверху; на фиг. 3 - движение струй
эффект верхние слои потока, обладающие большими скоростями течения, чем нижние слои. Струи, сходящие с более высоких трамплинов, продвигаются в сторону русла на большее расстояние, чем струи, сходящие с более низких, и отодвигают зону 4 соударения дальше от защищаемого берега. С возрастанием высоты направляющих трамплинов увеличиваются геометрические размеры вихревого вальца за полузапрудой.
потока на участке установленной полузапру- ю При этом возрастает и градиент давления ды; на фиг. 4 - разрез А-А на фиг. 3. в сторону защищаемого берега, что повышаСквозная полузапруда состоит из массивов 1, установленных с образованием коридоров 2, в которых размещены направляющие трамплины 3, выполненные по длине сооружения с высотой, увеличивающейся в сторону берега. Поверхность направляющих трамплинов 3 скошена в сторону русла. Полузапруда работает следуюшим об15
ет интенсивность циркуляционных течении и объем отложений наносов, уменьшает опасность размыва берега.
Минимальные размеры направляющего трамплина в голове полузапруды уменьшают вертикальное стеснение потока, а следовательно, и размывы основания.
Выполнение трамплинов скошенными в сторону русла позволяет более резко наВыполнение трамплинов скошенными в сторону русла позволяет более резко наразом.
При натекании потока на сквозную полу- JQ править струи потока, проходящие через запруду происходит его деление. Часть по- коридоры 2, в сторону русла реки и обес- тока огибает сооружение, а другая его часть движется над ним. Проходя по коридорам
2, струи попадают на направляющие трамплины 3, которые отбрасывают их в сторону
печить их соударение под большим углом со струями, огибающими оголовок сооружения, что дополнительно повыщает эффект гидравлического барьера. Кроме того, скос
русла реки тем дальше, чем больше вы- 25 направляющих трамплинов по длине полусота трамплина. Это позволяет уменьшить силовое воздействие потока на дно за полузапрудной, что предотвращает его размыв, и приводит к более резкому соударению струй части потока, огибающих полузапруду, и струй, проходяших через коридоры 2. Таким образом создается гидравлический барьер, препятствуюший движению поверхностных струй, обладающих больщи- ми скоростями течения, чем донные струи, к защищаемому берегу. В зоне соударения струй происходит некоторое повышение уровней воды благодаря переходу части кинетической энергии струй в потенциальную, что приводит к созданию градиента давления, направленного в сторону зазапруды обеспечивает более плавное обтекание оголовка сооружения и более равномерное распределение удельных расходов по щирине коридоров.
Использование предлагаемого соору- жения позволяет улучшить условия работы нижнего бьефа за сквозной полузапрудой; повысить его устойчивость и долговечность, уменьшая вероятность разрушения прилежащей части русла, снизить эксплуатационные затраты.
35
Формула изобретения
1. Сквозная полузапруда, включающая массивы, установленные с образованием кошищаемого берега. Под действием этого 40 ридоров между ними, и направляющие градиента давления в потоке возникает трамплины, размещенные в коридорах, местная поперечная циркуляция и донные струи, транспортирующие наносы, направляются к защищаемому берегу, где и происходит их отложение,, укрепляющее берег.
отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы, направляющие трамплины выполнены по длине полузапруды с высотой, увеличивающейся в сторону беПеременная высота трамплинов 3 позволяет 5 рега.
усилить эффект гидравлического барьера.2. Полузапруда по п. 1, отличающаяся
При увеличении высоты трамплинов втем, что направляющие трамплины выполсторону берега можно вовлекать в этотнены скошенными в сторону русла.
эффект верхние слои потока, обладающие большими скоростями течения, чем нижние слои. Струи, сходящие с более высоких трамплинов, продвигаются в сторону русла на большее расстояние, чем струи, сходящие с более низких, и отодвигают зону 4 соударения дальше от защищаемого берега. С возрастанием высоты направляющих трамплинов увеличиваются геометрические размеры вихревого вальца за полузапрудой.
При этом возрастает и градиент давления в сторону защищаемого берега, что повыша
ет интенсивность циркуляционных течении и объем отложений наносов, уменьшает опасность размыва берега.
Минимальные размеры направляющего трамплина в голове полузапруды уменьшают вертикальное стеснение потока, а следовательно, и размывы основания.
Выполнение трамплинов скошенными в сторону русла позволяет более резко направить струи потока, проходящие через коридоры 2, в сторону русла реки и обес-
печить их соударение под большим углом со струями, огибающими оголовок сооружения, что дополнительно повыщает эффект гидравлического барьера. Кроме того, скос
направляющих трамплинов по длине полузапруды обеспечивает более плавное обтекание оголовка сооружения и более равномерное распределение удельных расходов по щирине коридоров.
Использование предлагаемого соору- жения позволяет улучшить условия работы нижнего бьефа за сквозной полузапрудой; повысить его устойчивость и долговечность, уменьшая вероятность разрушения прилежащей части русла, снизить эксплуатационные затраты.
Формула изобретения
ридоров между ними, и направляющие трамплины, размещенные в коридорах,
отличающаяся тем, что, с целью повышения эффективности работы, направляющие трамплины выполнены по длине полузапруды с высотой, увеличивающейся в сторону бе рега.
Фиэ.З
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Берегозащитное сооружение | 1988 |
|
SU1726637A1 |
Регуляционное струенаправляющее сооружение для мостового перехода через водоток | 1986 |
|
SU1420095A1 |
Берегозащитное сооружение | 1988 |
|
SU1726639A1 |
Берегозащитное сооружение | 1988 |
|
SU1726638A1 |
Берегозащитное сооружение | 1985 |
|
SU1281624A1 |
Берегозащитное сооружение | 1983 |
|
SU1110853A1 |
Берегозащитная полузапруда | 1983 |
|
SU1109488A1 |
Полузапруда и ее вариант | 1979 |
|
SU899748A1 |
Сквозная берегозащитная шпора | 1983 |
|
SU1105544A1 |
Берегозащитная шпора | 1983 |
|
SU1100359A1 |
Изобретение относится к гидротехническим сооружениям, в частности к сооружениям, предназначенным для защиты берегов рек и откосов земляных сооружений от размывов. Цель изобретения состоит в повышении эффективности работы сооружения. В коридорах 2, образованных массивами 1, направляющие трамплины 3 выполнены по длине сооружения с высотой, увеличивающейся в сторону берега. Кроме того, поверхности направляющих трамплинов 3 выполнены скошенными в сторону русла. Это приведет к тому, что струи, сходящие с таких трамплинов, отодвинут зону соударения со струями, огибающими полузапруду, дальше от защищаемого берега, усилив этим гидравлический барьер проникновению основного руслового потока к берегу. 1 з.п. ф-лы, 4 ил. Фиг.1 ND СО О5 СП О)
Полузапруда и ее вариант | 1979 |
|
SU899748A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Берегозащитное сооружение | 1983 |
|
SU1110853A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1987-02-23—Публикация
1985-10-29—Подача