Изобретение относится к виброизмери- тёльной технике и может быть использовано при определении технического расстояния и прогнозировании ресурса машин в процессе эксплуатации.
Целью изобретения является увеличение точности диагностирования и повышение достоверности прогнозирования работоспособности машин и их узлов путем отстройки от влияния шумов посторонних источников вибрации динамических характеристик машин .
Задается частота вращения контролируемой машины, изменяющаяся во времени по линейному закону. Соответственно, виброакустический сигнал от данной машины будет Нестационарен и модулирован по частоте. При этом, величина углового ускорения задается в зависимости от требуемой степени подавления помех, исходя из соотношения.. „ ,-,
е уб ш- УК -1,
где б - логарифмический декремент затухания колебаний;
(U - круговая частота составляющей функции спектральной плотности распределения по мощности;
Y - коэффициент, зависящий от частотного диапазона, в котором расположена указанная составляющая;
. требуемое отношение мощности по- De лезного виброакустического сигнала к мощности помех. Виброакустические сигналы от других, неконтролируемых мащин или от неконтролируемых узлов данной машины суммируются сложным образом и представляют собой по отношению к нестационарному частотно-модулированному (ЧМ) сигналу контролируемой машины стационарный сигнал с гауссовым распределением. Воспринимаемый первичными измерительными преобразователями виброакустический сигнал представляет собой сумму ЧМ полезного сигнала и стационарного сигнала-помехи. Указанный сигнал преобразуется измерительными преобразователями в электрический, а затем с помощью амплитудно-цифрового преобразо-. вателя с переменным шагом квантования вводится в ЭЦВМ. Шаг квантования определяется выражением
д-tc Aio
1 +
Е Ato i
где Д1, - шаг квантования в i-й точке; Ato - начальный шаг квантования; i - номер точки квантования (i
-1, 2,...,),
Wo -начальная частота оборотов мащин
Так как процесс квантования осуществляется также по линейному закону с ускорением е, то вводимая в ЭЦВМ дискретная последовательность значений полезного сигнала будет иметь стационарный характер
0
5
0
5
0
5
0
а стационарный сигнал-помеха после квантования с переменным шагом будет представлять собой нестационарную дискретную последовательность.
В процессе вычисления функции спектральной плотности распределения по мощности энергия нестационарного сигнала- помехи снижается по отношению к энергии стационарного полезного сигнала в соответствии с требуемой степенью подавления, осуществленной путем задания необходимой величины углового ускорения. Результирующая функция спектральной плотности распределения по мощности определяется только полезным виброакустическим сигналом от контролируемой мащины или контролируемого узла мащины с наперед заданной точностью.
Формула изобретения
Способ виброакустической диагностики машин и их узлов, заключающийся в то.м, что контролируемой машине или ее узлу задается частота оборотов, виброакустический сигнал преобразуют в электрический, с помощью амплитудно-цифрового преобразователя электрический сигнал подвергают квантованию, определяют функцию спектраль- ной плотности распределения по мощности, по которой судят о тех1 ическом состоянии машины или ее узла, отличающийся тем, что. с целью увеличения точности диагностирования технического состояния и поны- шения достоверности прогнозирования рабо- способности машин и их узлов, контролируемой машине или ее узлу задают режим работы с частотой оборотов, .меняющейся во времени по линейному закону с угловым ускорением к, которое выбирают из соотношения
е л/Т
где б - логарифмический декремент затухания колебаний;
ш - круговая частота составляющей функции спектральной плотности распределения по мощности; у - коэффициент, зависящий от частотного диапазона, в котором расположена указанная составляющая;
D требуемое отношение мощности полезного виброакустического сигнала к .мощности помех.
а квантование электрического сигнала осуществляют с переменным шагом, согласно выражению
A-tc.
к
1 +
е Atp-i 2и„
где At; - шаг квантования в /-и точке; - начальный шаг квантования; i - номер точки квантования
1, 2,...)
(Оо - начальная частота оборотов шины.
ма
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОСТОЯНИЯ ОБЪЕКТОВ ПРИ ВИБРОДИАГНОСТИКЕ | 1999 |
|
RU2187086C2 |
Способ вибродиагностики машин | 1987 |
|
SU1578547A1 |
Способ вибродиагностики технического состояния газотурбинных двигателей на ресурсосберегающих режимах с применением теории инвариантов | 2020 |
|
RU2754479C1 |
Способ вибродиагностики технического состояния газотурбинных двигателей на ресурсосберегающих режимах с применением теории инвариантов | 2020 |
|
RU2754476C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ МАШИН | 2001 |
|
RU2202105C2 |
Способ контроля технического состояния подшипников качения | 2015 |
|
RU2623177C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ НЕСТАЦИОНАРНОГО ВРЕМЕННОГО РЯДА | 2009 |
|
RU2467383C2 |
СПОСОБ ДИАГНОСТИКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ МАШИН ПО КОСВЕННЫМ ПРИЗНАКАМ | 2016 |
|
RU2610366C1 |
Способ обработки сигнала акустической эмиссии | 2017 |
|
RU2671152C1 |
Способ вибродиагностики электродвигателей постоянного тока с применением метода вейвлет-анализа | 2021 |
|
RU2769990C1 |
Изобретение относится к виброизмерительной технике и может быть использовано при прогнозировании ресурса машин в процессе эксплуатации. Цель изобретения- повышение точности диагностирования и достоверности прогнозирования работоспособности машин и их узлов - достигается тем, что контролируемой машине или ее узлу задается частота оборотов, изменяющаяся во времени по линейному закону с угловым ускорением Е. Виброакустический сигнал от данной машины суммируется с сигналами от других неконтролируемых машин и преобразуется в электрический сигнал, который квантуется с переменным шагом Ati Ato/1- - Ato i/2(Bo, где At, - шаг квантования в i-й точке; Ato - начальный шаг квантования; i - номер точки квантования; Шо - начальная частота оборотов машины. (С (Л N3 СО ел ю Oi со
Коллакот Р | |||
А | |||
Диагностирование механического оборудования | |||
Л.: Судостроение, 1980, с | |||
Устройство для выпрямления опрокинувшихся на бок и затонувших у берега судов | 1922 |
|
SU85A1 |
Динамические методы испытания и диагностирования машин-автоматов и автоматических линий | |||
М.: Наука, 1981, с | |||
Говорящий кинематограф | 1920 |
|
SU111A1 |
Авторы
Даты
1987-03-07—Публикация
1984-11-10—Подача