блок 1 генераторов, блок 2 предъявления учебной информации, формирователь 3 кодов ошибок, блок 4 зада- Ния времени, блок 5 задания эталонов, пульт 7 обучаемого, блок 8 регистрации и блок 10 управления, блока 6 коммутации, индикатора 9 по
1
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе и тренировке памяти операторов различных систем управления.
Целью изобрет.ения является увеличение дидактических возможностей устройства за счет повтора информации при допущении ошибок и перехода к предъявлению большего числа стиму- лов при правильном определении ошибок в правильно воспроизведенной заданной информации.
На чертеже представлена функциональная схема устройства.
Устройство для тренировки памяти обучаемого содержит блок 1 генераторов, блок 2 предъявления учебной информации, формирователь 3 кодов ошибок, блок 4 задания времени (экс- позиции), блок 5 задания эталонов (количества стимулов), блок 6 коммутации, пульт 7 обучаемого, блок 8 регистрации, индикатор 9 повторного ввода ответа и блок 10 управления.
Блок 1 содержит генератор 11 оди- ночных импульсов и генератор 12 тактовых импульсов. Блок 2 включает формирователь 13-случайной последователности кодов, сумматор 14 по модулю два, кольцевой сдвигающий регистр 15 и первый 16 и второй 17 элементы И. Формирователь 3 содержит одновибрато ры 18 и 19 и кольцевые сдвигающие регистры 20. Блок 4 включает ждущие мультивибраторы 21 и 22, элемент ИЛИ 23, ключ 24 и источник 25 питани Блок 5 имеет счетчик 26 импульсов и инвертор 27.
Блок 6 содержит кольцевой сдвигающий регистр 28, группы элементов И 29-31 и первый 32, второй 33 и тревторного ввода ответа, элемента ЗАПРЕТ 43, элемента 44 задержки и элемента ИЛИ 45 позволяет повторять информацию при допущении ошибок и переходить к предъявлению большего числа стимулов при правильном определении ошибок. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
тий 34 элементы ИЛИ. Пульт 7 включает индикаторы 35, кнопки 36 места расположения стимулов и кнопки 37 цирового ряда. Блок 8 содержит группу элементов И 38, первый и второй мно- говходовые элементы ИЛИ 39 и 40, счетчик 41 правильньпс ответов и счетчик 42 ответов. Устройство также содержит элемент ЗАПРЕТ 43, элемент 4 задержки, элемент ИЛИ 45 и вход 46 блока 6 коммутации. Блок 10 содержит кольцевой сдвигающий регистр 47, счетчик 48 правильно указанных: ошибок, элемент И 49, элемент 50 задержки и индикатор 51 Укажите ошибку, f .
Устройство работает следуюш 1м образом.
Включают питание. В исходное состояние устанавливаются регистры 15 и 20, счетчики 26, 41, 42 и 48. В регистры 28 и 47 вводят по единице, причем единицу в регистре 28 устанавливают в положение, соответствующее числу стимулов, первоначально предъявляемых обучаемому, например пяти. Затем с помощью кнопки Запись (не показана) подключают генератор 12 к тактовым входам формирователя 13 и через элемент И 17, на-второй вход которого подается единичный потенциал с выхода инвертора 27, к одному входу регистра 15. Импульсы с формирователя 13 через элемент И 16, на второй вход которого подается единичный пот енцигш с инвертора 27, и сумматор 14 поступают одновременно на другой вход регистра 15, заполняя его случайным образом, и на вход счетчика 26, подсчитывающего количество поступивших единичных импульсов. С выходов счетчика 26 импульсы
подаются на первые входы соответствующих элементов И 29. Как только их число достигает величины, соответствующей положению единицы на выходе регистра 28 (пяти), которая прилагается к второму входу соответствующего элемента И 29, на выходе последнего появляется импульс, который через элемент ИЛИ 32 поступает на вход инвертора 27 и снимает единичный потенциал с вторых входов элементов И 16 и 17, отключает формирователь 13 и от информационного Bxofta регистра 15 и прекращает подач тактовых импульсов. Записанные в регистре 15 единичные потенциалы подаются с его выходов на входы одновиб- раторов 18, импульсы с выходов которых, поступая на соответствующие входы регистров 20, производят запись единицы в тот разряд, к котором подключен выход соотв етствукнцего од- новибратора 18 или 19.
По готовности обучаемый нажимает кнопку Экспозиция (не показано) и сигнал с выхода генератора 11, поступив на вход мультивибратора 21, вьщает единичный импульс, длитель 5 ном предъявлении той же информации) . Спустя время задержки, равное 2с, импульс с выхода элемента 44 выключает индикатор 9 и через элемент ИЛИ 45 поступает на вход мультивибность которого равна времени экспозиции, установленному заранее. Импульс 30 ратора 22, который выдает одиночный с выхода мультивибратора 21, посту- импульс. Этот импульс обеспечивает пая через элемент ИЛИ 23 на управляющий вход ключа 24, обеспечивает подачу зажигающего напряжения с выхода
повторное высвечивание индикаторов 35 и цифр на них.
Если обучаемый правильно воспроизисточника 25 на входы индикаторов 35.35 водит всю информацию, то после воспроПри этом высвечиваются -только т.е индикаторы и цифры на них, на которые поступают управляющие сигналы с регистров 20.
I40
Испытуемый (обучаемый) визуально
фиксирует как цифры, так и размещение индикаторов, на которых высветились эти цифры. Затем воспроизводит запомненную информацию, нажи- 5 мая на кнопку 36 высветившегося индикатора и кнопку 37 цифрового ряда, соответствующую высветившейся цифре на индикаторе 35.
изведения последнего (пятого) стимула на выходе счетчика 41 появляется импульс переполнения, который через элементы И 30 и ИЛИ 33 поступает на вход элемента И 49 и запрещающий вход элемента- 43, предотвратив включение индикатора 9, т.е. элемент 43 не пропускает импульс переполнения с выхода счетчика 42-.
Одновременно импульс с выхода генератора 11 через кнопку 37, элемент ИЛИ 40 и элемент И 49 поступает на вход регистра 47 и передвигает един,ицу на следующий разряд. Единичный При нажатии на кнопку 36 происхо- 50 потенциал с выхода регистра 47 пода- дит переключение выходов соответствующего регистра 20 с индикатора 35 на элемент И 38. Если в индикаторе 35 высвечивается стимул, то на вход одного из элементов И 38 лоступает 55 единичный потенциал. При правильном воспроизведении обучаемым данного стимула с помощью кнопки 37 с генератора 11 через соответствующий элеется на вход одновибратора 19 одного из узлов и импульс с его выхода передвигает единицу в регистр 20, т.е. вносит ошибку.
С выхода элемента И 49 импульс также поступает на элемент 50 задержки, включает индикатор 51 Укажите ошибку и фиксирует в счетчике 48.
мент И 38 и элемент ИЛИ 39 в счетчик 41 записывается единица.
Если стимул или индикатор, на котором высветился стимул, указан обучаемым неверно или он не уложился в отведенное время, то только на один из входов соответствующих элементов И 38 подаются единичные потенциалы, т.е. в счетчик 41 импульс с
выхода элемента ИЛИ 39 не поступает. По окончании ответа на все высвеченные индикаторы и цифры на них счетчик 42, на которьй поступают импул-ьсы с выхода элемента ИЛИ 40,
переполняется. Импульс с его выхода через элементы И 31 и ИЛИ 34 поступает на информационный вход элемента ЗАПРЕТ 43. Так как на запрещающий вход элемента 43 подается нулевой
потенциал с выхода элемента ИЛИ 33, то импульс с выхода элемента 43 поступает на вход элемента 44 задержки и на индикатор 9, предупредив обучаемого о допущении ошибки (и повторном предъявлении той же информации) . Спустя время задержки, равное 2с, импульс с выхода элемента 44 выключает индикатор 9 и через элемент ИЛИ 45 поступает на вход мультивибратора 22, который выдает одиночный импульс. Этот импульс обеспечивает
ратора 22, который выдает одиночный импульс. Этот импульс обеспечивает
повторное высвечивание индикаторов 35 и цифр на них.
Если обучаемый правильно воспроизизведения последнего (пятого) стимула на выходе счетчика 41 появляется импульс переполнения, который через элементы И 30 и ИЛИ 33 поступает на вход элемента И 49 и запрещающий вход элемента- 43, предотвратив включение индикатора 9, т.е. элемент 43 не пропускает импульс переполнения с выхода счетчика 42-.
Одновременно импульс с выхода генератора 11 через кнопку 37, элемент ИЛИ 40 и элемент И 49 поступает на вход регистра 47 и передвигает един,ицу на следующий разряд. Единичный потенциал с выхода регистра 47 пода-
ется на вход одновибратора 19 одного из узлов и импульс с его выхода передвигает единицу в регистр 20, т.е. вносит ошибку.
н,ицу на следующий разряд. Единичный потенциал с выхода регистра 47 пода-
С выхода элемента И 49 импульс также поступает на элемент 50 задержки, включает индикатор 51 Укажите ошибку и фиксирует в счетчике 48.
Через время задержки, равное 2 с, импульс с выхода элемента 50 включает индикатор 51 и через элемент ИЛИ 45 поступает на вход мультивибратора 22, который выдает одиночный импульс. Этот импульс обеспечивает высвечивание индикаторов 35 и цифр на них. Обучаемый визуально отыскивает, а затем и фиксирует индикатор, в котором обнаружил ошибку, и цифровое значение ошибки.
Если обучаемый правильно воспроизводит ошибку, то последняя фиксируется счетчиком 48. Одновременно импульс с выхода элемента И 9 поступает на вход регистра 47 и пере- двигает единицу на следующий разряд, обеспечив тем самым внесение новой ошибки.
Если обучаемый неправильно воспроизводит ошибку, то загорается индикатор 9 и снова предъявляются стимулы с той же ошибкой. Импульс с выхода элемента ИЛИ 45 поступает на второй вход счетчика 48 и устанавливает его исходное положение.
1305757 :6
т.е. условия тренировки автоматически усложнились.
Формула изобретения
1. Устройство для тренировки памяти обучаемого, содержащее блок предъявления учебной информации, формиро- д ватель кодов ошибок, блок задания эталонов, пульт обучаемого, блок задания времени, блок регистрации и блок управления, группа .выходов которого подключена к управляющим вхо- J5 дам формирователя кодов ошибок, пер- вьй вход которого соединен с выходом блока регистрации, блок генераторов, первый выход которого соединен с тактовым входом блока прерывания учеб- 20 ной информации, информационные выходы которого соединены с входами формирователя кодов ошибок, вход счи- тьшания соединен с вторым выходом блока генераторов, входами считыва- 25 ния формирователя кодов ошибок, и пульта обучаемого, управляющим входом блока задания эталонов и входом запуска блока задания времени, выход которого подключен к синхронизируюпереполняется. Импульс ne-jo У входу пульта обучаемого, выходы поступает на вход регист- которого соединены с информационными
входами блока регистрации, управляющий вход блока предъявления учебной информации соединен с выходом блока
Если обучаемый правильно воспроизводит подряд девять ошибок, то счетчик 48 реполнения
ра 28 и переводит единицу в следующее, шестое положение. На вход инвертора 27 с выхода следующего элемента И 29 через элемент ИЛИ 32 пода- „ задания эталонов, счетный вход котоется нулевой потенциал. Единичный потенциал с выхода инвертора 27 поступает на вторые входы элементов И 16 и 17 и обеспечивает запись дополнительной единицы в регистр 15, т.е. увеличивает число предъявляемых стимулов в Следующем цикле на один. Импульс с выхода сумматора 14 поступает в счетчик 26, переводит
40
рого соединен с выходом блока предъяв ления учебной информации, отличающееся тем, что, с целью увеличения дидактических возможностей устройства, в него введены элемент ЗАПРЕТ, иггщикатор повторного ввода ответа, элемент задержки, элемент ИЛИ и блок коммутации, информационные входы которого соединены с
единицу в следующее положение и обес-45 выходами группы блока задания эта- печивает появление единичного потен- лонов и выходами первой и второй
групп блока регистрации, первый выход блока коммутации соединен с информационным входом блока задания эта- сд лонов, второй ВЫХОД - С управляю- . щим входом элемента ЗАПРЕТ и вторым входом блока управления, а третий выход - с информационньм входом элемента ЗАПРЕТ, выход которого подклю чен к индикатору повторного ввода ответа непосредственно и через элемент задержки, первый и второй выходы блока управления соединены соответственно с управляющим входом блока
циала на первом входе следующего элемента И 29, на второй вход которого подается единичный потенциал с выхода регистра 28. Единичный потенциал с выхода элемента И 29 поступает через элемент ИЛИ 32 и инвертор 27 и снимает единичный потенциал с вторых выходов элементов И 16 (ji 17, прекратив подачу тактовых импульсов,
повторяется сначала, аналогично указанному, обучаемому предъявляется на опознание шесть стимулов.
0
рого соединен с выходом блока предъявления учебной информации, отличающееся тем, что, с целью увеличения дидактических возможностей устройства, в него введены элемент ЗАПРЕТ, иггщикатор повторного ввода ответа, элемент задержки, элемент ИЛИ и блок коммутации, информационные входы которого соединены с
45 выходами группы блока задания эта- лонов и выходами первой и второй
групп блока регистрации, первый выхо блока коммутации соединен с информационным входом блока задания эта- сд лонов, второй ВЫХОД - С управляю- . щим входом элемента ЗАПРЕТ и вторым входом блока управления, а третий выход - с информационньм входом элемента ЗАПРЕТ, выход которого подклю чен к индикатору повторного ввода ответа непосредственно и через элемент задержки, первый и второй выход блока управления соединены соответственно с управляющим входом блока
55
7 . 13057578
коммутации и первым входом элементавые входы которых являются информаШ1И, выход которого соединен с вто-ционными входами блока, а вторые
рым входом запуска блока задания вре-входы подключены к соответствующим
мени, а второй вход соединен с выхо-выходам сдвигового регистра, выходы
дом элемента задержки. элементов И первой, второй и третий
,2. Устройство по п.1, о т л и-групп подключены к входам соответчающееся тем, что блок комму-ственно первого, второго и третьего
тации содержит сдвиговый регистр,элементов ИЛИ, выходы которых являютвход которого является управляющимся- соответственно первым, вторым и
входом блока, группы элементов И, пер-Штретьим выходами блока.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1580421A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1987 |
|
SU1462397A1 |
Устройство для психологических исследований | 1989 |
|
SU1690685A2 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов | 1990 |
|
SU1709374A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1988 |
|
SU1520573A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1986 |
|
SU1388933A2 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1399801A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1029214A1 |
Устройство для профессионального отбора операторов | 1990 |
|
SU1714656A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ОПЕРАТОРА | 1991 |
|
RU2020603C1 |
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть использовано при профессиональном отборе операторов. Целью изобретения является увеличение дидактических возможностей устройства, Введение в устройство, содержащее S (Л со о СП vj ел
Способ изготовления планшета для устройств считывания графической информации | 1981 |
|
SU972533A1 |
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторское свидетельство СССР № 1201863, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1987-04-23—Публикация
1985-07-30—Подача