(Л
со
00 00
со со со
14)
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть ис- пользовано при профессиональном отборе операторов различных систем управления.
Целью изобретения является расшире- г ние дидактических возможностей путем обеспечения возможности выявления обучаемому своей ошибки.
На чертеже изображена структурная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит блок 1 генераторов, блок 2 предъявления учебной информации, ;блок 3 задания эталонов (количества стимулов), формирователь 4 кодов ошибок, блок 5 задания времени (экспозиции), блок
на входы счетчиков 34 и 37, входы установки в нулевое состояние триггеров 45 (не показано), устанавливая их в исходное (нулевое) состояние. В регистре 27 вводят единицу. Переключатели 17 и 35 устанавливают в положение, соответствуюшее числу стимулов, предъявляемых обучаемому. Затем с помошью кнопки «Запись (не показана) подключают генератор 10 к тактовым входам формирователя 11 и через элементы 15, на который подается единичный потенциал с выхода инвертора 18, к другому входу регистра 14. Импульсы формирователя 11 через элемент И 12 и сумматор 13 поступают одновременно на вход
6 управления, блок 7 регистрации и пульт 15 регистра 14, заполняя его случайным обра- 8 оператора. Блок 1 содержит генератор зом, и на вход счетчика 16, в котором под9 одиночных импульсов и генератор 10 тактовых импульсов. Блок 2 включает формирователь II случайной последовательности кодов, элемент И 12, сумматор 13 по модулю два, кольцевой сдвигающий регистр 14 и элемент И 15. Блок 3 содержит счетчик 16 импульсов, многопозиционный переключатель 17 и инвертор 18. Формирователь 4 содержит одновибраторы 19 и 20
считывается количество поступивших единиц. Как только их количество достигает величины, установленной переключателем 17, с его выхода на вход инвертора 18 по- 20 ступает сигнал, который снимает единичный потенциал с входов элементов И 12 и 15, отключает формирователь 11 от ин- фор.мационного входа регистра 14 и прекращает подачу тактовых импульсов. Записани кольцевые сдвигающие регистры 21. Блок 25 ные в регистре 14 единичные потенциалы
включает ждущие .мультивибраторы 22 и 23 (длительность импульса на выходе второго .мультивибратора в два раза мень- lue, чем первого), элемент ИЛИ 24, ключ 25 и источник 26 питания. Блок 6 содержит кольцевой сдвигающий регистр 27, элемент И 28, элемент 29 задержки, счетчик 30 (правильно указанных ошибок) и индикатор 31 («Укажите ошибку). Блок 7 включает элементы И 32, многовходовый элемент ИЛИ 33, счетчик 34 правильных ответов, многопозиционный переключатель 35, эле.мент ИЛИ 36, счетчик 37 ответов и индикатор 38 «Конец. Пульт 8 содержит кнопки 39 места расположения стимулов, индикаторы 40 и кнопки 41 цифрового ряда, элементы, обеспечивающие возможность выявления своей ощибки: делитель 42 частоты, элементы И 43, элементы И-НЕ 44, триггеры 45.
Сущность изобретения заключается в
подаются с его выходов на входы одновиб- раторов 19 и 20, импульсы с выходов которых, поступая на соответствующие входы регистров 21, производят запись единицы в тот разряд, к которому подключен выход 30 соответствующего одновибратора 19 или 20. По готовности обучаемый нажимает кнопку «Экспозиция блока 1 (не показана), и сигнал с выхода генератора 9, поступая на вход мультивибратора 22, выдает одиночный импульс, длительность которого равна времени экспозиции, установленному заранее. И.мпульс с выхода мультивибратора 22, поступая через элемент ИЛИ 24 на управляющий вход ключа 25, обеспечивает подачу зажигающего напряжения с выхода источника 26 на все входы индикаторов 40 через элемент И 43, на втором входе которого единичный потенциал, снимаемый с выхода элемента И-НЕ 44. При этом высвечиваются только те индикаторы
35
40
том, что введенные элементы обеспечивают дг 40 и цифры на них, на которые поступили
возможность при повторно нажатой кнопке «Экспозиция увидеть правильные и неправильные ответы, при этом правильные ответы будут сопровождаться прерывистым свечением индикаторов с частотой, опредеуправляющие сигналы с регистров 21. Испытуемый визуально фиксирует как цифры, так и размещение индикаторов 40, на которых высветлились эти цифры. Затем он воспроизводит запомненную информацию, наляемой частотой генератора 10 тактовых 50 жимая на кнопку 39 высветившегося инди- импульсов и коэффициентом деления дели- катора 40 и кнопку 41 цифрового ряда, сооттеля 42 частоты.
Устройство работает следующим, образом.
После включения питания нажи.мают кнопку «Установка в «О в блоке 1 (не показана), запуская этим генератор 9, сигнал с выхода которого поступает на входы регистра 14, счетчика 16 и регистров 21,
ветствующую высветившейся цифре на индикаторе 40. При нажатии на кнопку 39 происходит переключение выходов соответствующего регистра 21 с индикатора 40 на 55 элементы И 32 блока 7. Если в этом индикаторе 40 высвечивается сти.мул, то на вход одного из элементов И 32 поступает единичный потенциал. При правильном воспроизна входы счетчиков 34 и 37, входы установки в нулевое состояние триггеров 45 (не показано), устанавливая их в исходное (нулевое) состояние. В регистре 27 вводят единицу. Переключатели 17 и 35 устанавливают в положение, соответствуюшее числу стимулов, предъявляемых обучаемому. Затем с помошью кнопки «Запись (не показана) подключают генератор 10 к тактовым входам формирователя 11 и через элементы 15, на который подается единичный потенциал с выхода инвертора 18, к другому входу регистра 14. Импульсы формирователя 11 через элемент И 12 и сумматор 13 поступают одновременно на вход
считывается количество поступивших единиц. Как только их количество достигает величины, установленной переключателем 17, с его выхода на вход инвертора 18 по- ступает сигнал, который снимает единичный потенциал с входов элементов И 12 и 15, отключает формирователь 11 от ин- фор.мационного входа регистра 14 и прекращает подачу тактовых импульсов. Записанные в регистре 14 единичные потенциалы
подаются с его выходов на входы одновиб- раторов 19 и 20, импульсы с выходов которых, поступая на соответствующие входы регистров 21, производят запись единицы в тот разряд, к которому подключен выход соответствующего одновибратора 19 или 20. По готовности обучаемый нажимает кнопку «Экспозиция блока 1 (не показана), и сигнал с выхода генератора 9, поступая на вход мультивибратора 22, выдает одиночный импульс, длительность которого равна времени экспозиции, установленному заранее. И.мпульс с выхода мультивибратора 22, поступая через элемент ИЛИ 24 на управляющий вход ключа 25, обеспечивает подачу зажигающего напряжения с выхода источника 26 на все входы индикаторов 40 через элемент И 43, на втором входе которого единичный потенциал, снимаемый с выхода элемента И-НЕ 44. При этом высвечиваются только те индикаторы
40 и цифры на них, на которые поступили
управляющие сигналы с регистров 21. Испытуемый визуально фиксирует как цифры, так и размещение индикаторов 40, на которых высветлились эти цифры. Затем он воспроизводит запомненную информацию, наветствующую высветившейся цифре на индикаторе 40. При нажатии на кнопку 39 происходит переключение выходов соответствующего регистра 21 с индикатора 40 на элементы И 32 блока 7. Если в этом индикаторе 40 высвечивается сти.мул, то на вход одного из элементов И 32 поступает единичный потенциал. При правильном воспроизвысветился стимул, указан неверно, то ни на один из элементов И 32 не поступают одновременно две единицы, и счетчик 34 подсчета не ведет. В этом случае после воспроизведения всей запомненной информации индикатор 31 не включается и обучаемый должен повторить цикл сначала или по разрешению нажимает повторно кнопку «Экспозиция блока 1,. В случае неправильного
10
ведении обучаемым данного стимула с по- фиксировав ответ, проходит через элемент мощью кнопки 41 с генератора 9 через соот- И 28 на вход (сдвиговый) регистра 27 и ветствующий элемент И 32 и элемент ИЛИ передвигает единицу на с.педующий раз- 33 в счетчик 34 записывается единица, триг- ряд. Единичный потенциал с выхода регист- гер 45 переводится в единичное состояние, с ра 27 подается на вход одновибратора 20 Если стимул или индикатор, на котором одного из узлов, и импульс с его выхода
также поступает на элемент 29, высвечивает транспарант «Укажите ошибку индикатора 31, и устанавливает счетчик 30 в исходное состояние. Через время задержки, равное I-2 с, импульс с выхода элемента 29 выключает индикатор 31 и поступает на вход мультивибратора 23, который выдает одиночный импульс. Этот импульс обеспечивает высвечивание индикаторов 40 и
ответа соответствующий триггер 45 не ера- 15 цифр на них. Обучаемый визуально отыс- батывает, на выходе элемента И-НЕ 44 - кивает, а затем фиксирует индикатор 40, в единичный потенциал, который обеспечи- котором обнаружил ощибку и цифровое вает прохождение потенциала напряжения значение ощибки. Если обучаемый правиль- от ключа 25 на индикатор 40. Индикатор 40 но воспроизвел ошибку, то последняя фик- вновь индицирует информацию, поступив- .,,. сируется счетчиком 30. Одновременно им- щую с регистров 21. В случае правильного пульс с выхода элемента И 28 поступает ответа соответствующий триггер 45 перево- на вход регистра 27 и передвигает единицу дится в единичное состояние потенциалом на следующий разряд, обеспечивая тем са- напряжения с выхода элемента И 32 блока мым внесение новой ощибки, так как изме- 7 регистрации и тем самым обеспечивает няет состояние одного из регистров 21. Если прохождение импульсного напряжения, по- 25 обучаемый неправильно воспроизвел ошиб- ступающего на второй вход элемента И-НЕ ку, то цикл можно повторить сначала или 44. В момент времени совпадения потенци- нажать на кнопку «Экспозиция блока I и ала от делителя 42 с потенциалом с выхода триггера 45 на первом входе элемента И
43- нулевой потенциал, а в результате на выходе последнего - нулевой потенциал, запрещающий работу индикатора 40. По окончании длительности импульса с делителя 42 частоты на выходе элемента И-НЕ
44- единичный потенциал, который развыявить свою ошибку.
30
Формула изобретения
Устройство для тренировки памяти обучаемого по авт. св. № 1201863, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в пульт решает работу индикатора 40, с приходом- 5 оператора введены делитель частоты, доследующего импульса индикатор 40 снова полнительные элементы И и элементы И-НЕ, включается. Таким образом, индикатор 40 а в блоке регистрации-триггеры, S-входы будет светиться прерывистым светом в те- которых соединены с соответствующими чение времени, определяемого длительно,-входами первого элемента ИЛИ, а выходы стью замыкания ключа 25, указывая нас первыми входами соответствующих элеправильный ответ испытуемого. Если испы- ментов И-НЕ, вторые входы которых под- туемый правильно воспроизвел всю инфор- ключены к выходу делителя частоты, а вы- мацию, то после воспроизведения послед-ходы - к первым входам соответствующих
него стимула ла выходе счетчика 34 появ- дополнительных элементов И, вторые вхо- ляется импульс переполнения, который че- ды которых являются первым входом пуль- рез переключатель 35 поступает на вход 45 оператора, а выходы соединены с вхо- элемента И 28. Одновременно импульс с дами соответствующих индикаторов, вход выхода генератора 9 через кнопку 41 и эле- делителя частоты подключен к второму вы- мент ИЛИ 36 поступает на счетчик 37, за- ходу блока генераторов.
10
цифр на них. Обучаем кивает, а затем фиксир котором обнаружил о значение ощибки. Если но воспроизвел ошибку сируется счетчиком 30 пульс с выхода элеме на вход регистра 27 и на следующий разряд, мым внесение новой ощ няет состояние одного и обучаемый неправильно ку, то цикл можно по нажать на кнопку «Экс
выявить свою ошибку.
цифр на них. Обучаемый визуал кивает, а затем фиксирует индик котором обнаружил ощибку и значение ощибки. Если обучаемый но воспроизвел ошибку, то после сируется счетчиком 30. Одноврем пульс с выхода элемента И 28 на вход регистра 27 и передвигае на следующий разряд, обеспечива мым внесение новой ощибки, так няет состояние одного из регистро обучаемый неправильно воспроиз ку, то цикл можно повторить сн нажать на кнопку «Экспозиция
Формула изобретения
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1580421A1 |
Устройство для психологических исследований | 1989 |
|
SU1690685A2 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов | 1990 |
|
SU1709374A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1987 |
|
SU1462397A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1988 |
|
SU1520573A1 |
Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1985 |
|
SU1305757A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1029214A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU972553A1 |
Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1399801A1 |
Устройство для тренировки памяти операторов | 1991 |
|
SU1824647A1 |
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при профессиональном отборе операторов различных систем управления и является усовершенствованием а.с. № 1201863. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство позволяет обучаемому выявлять свою ошибку в процессе тренировки. Вве денные делитель 42 частоты, дополнительные элементы И 43, элементы И-НЕ 44 и триггеры 45 обеспечивают возможность при повторно нажатой кнопке «Экспозиция увидеть правильные и неправильные ответы. При этом правильные ответы будут сопровождаться прерывистым свечением индикатора 40 с частотой, определяемой частотой генератора 10 тактовых импульсов и коэффициентом деления делителя 42 частоты. 1 ил.
Авторское свидетельство СССР № 1201863, кл | |||
Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1988-04-15—Публикация
1986-09-19—Подача