(Л
со
00 00
со со со
14)
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике и может быть ис- пользовано при профессиональном отборе операторов различных систем управления.
Целью изобретения является расшире- г ние дидактических возможностей путем обеспечения возможности выявления обучаемому своей ошибки.
На чертеже изображена структурная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит блок 1 генераторов, блок 2 предъявления учебной информации, ;блок 3 задания эталонов (количества стимулов), формирователь 4 кодов ошибок, блок 5 задания времени (экспозиции), блок
на входы счетчиков 34 и 37, входы установки в нулевое состояние триггеров 45 (не показано), устанавливая их в исходное (нулевое) состояние. В регистре 27 вводят единицу. Переключатели 17 и 35 устанавливают в положение, соответствуюшее числу стимулов, предъявляемых обучаемому. Затем с помошью кнопки «Запись (не показана) подключают генератор 10 к тактовым входам формирователя 11 и через элементы 15, на который подается единичный потенциал с выхода инвертора 18, к другому входу регистра 14. Импульсы формирователя 11 через элемент И 12 и сумматор 13 поступают одновременно на вход
6 управления, блок 7 регистрации и пульт 15 регистра 14, заполняя его случайным обра- 8 оператора. Блок 1 содержит генератор зом, и на вход счетчика 16, в котором под9 одиночных импульсов и генератор 10 тактовых импульсов. Блок 2 включает формирователь II случайной последовательности кодов, элемент И 12, сумматор 13 по модулю два, кольцевой сдвигающий регистр 14 и элемент И 15. Блок 3 содержит счетчик 16 импульсов, многопозиционный переключатель 17 и инвертор 18. Формирователь 4 содержит одновибраторы 19 и 20
считывается количество поступивших единиц. Как только их количество достигает величины, установленной переключателем 17, с его выхода на вход инвертора 18 по- 20 ступает сигнал, который снимает единичный потенциал с входов элементов И 12 и 15, отключает формирователь 11 от ин- фор.мационного входа регистра 14 и прекращает подачу тактовых импульсов. Записани кольцевые сдвигающие регистры 21. Блок 25 ные в регистре 14 единичные потенциалы
включает ждущие .мультивибраторы 22 и 23 (длительность импульса на выходе второго .мультивибратора в два раза мень- lue, чем первого), элемент ИЛИ 24, ключ 25 и источник 26 питания. Блок 6 содержит кольцевой сдвигающий регистр 27, элемент И 28, элемент 29 задержки, счетчик 30 (правильно указанных ошибок) и индикатор 31 («Укажите ошибку). Блок 7 включает элементы И 32, многовходовый элемент ИЛИ 33, счетчик 34 правильных ответов, многопозиционный переключатель 35, эле.мент ИЛИ 36, счетчик 37 ответов и индикатор 38 «Конец. Пульт 8 содержит кнопки 39 места расположения стимулов, индикаторы 40 и кнопки 41 цифрового ряда, элементы, обеспечивающие возможность выявления своей ощибки: делитель 42 частоты, элементы И 43, элементы И-НЕ 44, триггеры 45.
Сущность изобретения заключается в
подаются с его выходов на входы одновиб- раторов 19 и 20, импульсы с выходов которых, поступая на соответствующие входы регистров 21, производят запись единицы в тот разряд, к которому подключен выход 30 соответствующего одновибратора 19 или 20. По готовности обучаемый нажимает кнопку «Экспозиция блока 1 (не показана), и сигнал с выхода генератора 9, поступая на вход мультивибратора 22, выдает одиночный импульс, длительность которого равна времени экспозиции, установленному заранее. И.мпульс с выхода мультивибратора 22, поступая через элемент ИЛИ 24 на управляющий вход ключа 25, обеспечивает подачу зажигающего напряжения с выхода источника 26 на все входы индикаторов 40 через элемент И 43, на втором входе которого единичный потенциал, снимаемый с выхода элемента И-НЕ 44. При этом высвечиваются только те индикаторы
35
40
том, что введенные элементы обеспечивают дг 40 и цифры на них, на которые поступили
возможность при повторно нажатой кнопке «Экспозиция увидеть правильные и неправильные ответы, при этом правильные ответы будут сопровождаться прерывистым свечением индикаторов с частотой, опредеуправляющие сигналы с регистров 21. Испытуемый визуально фиксирует как цифры, так и размещение индикаторов 40, на которых высветлились эти цифры. Затем он воспроизводит запомненную информацию, наляемой частотой генератора 10 тактовых 50 жимая на кнопку 39 высветившегося инди- импульсов и коэффициентом деления дели- катора 40 и кнопку 41 цифрового ряда, сооттеля 42 частоты.
Устройство работает следующим, образом.
После включения питания нажи.мают кнопку «Установка в «О в блоке 1 (не показана), запуская этим генератор 9, сигнал с выхода которого поступает на входы регистра 14, счетчика 16 и регистров 21,
ветствующую высветившейся цифре на индикаторе 40. При нажатии на кнопку 39 происходит переключение выходов соответствующего регистра 21 с индикатора 40 на 55 элементы И 32 блока 7. Если в этом индикаторе 40 высвечивается сти.мул, то на вход одного из элементов И 32 поступает единичный потенциал. При правильном воспроизна входы счетчиков 34 и 37, входы установки в нулевое состояние триггеров 45 (не показано), устанавливая их в исходное (нулевое) состояние. В регистре 27 вводят единицу. Переключатели 17 и 35 устанавливают в положение, соответствуюшее числу стимулов, предъявляемых обучаемому. Затем с помошью кнопки «Запись (не показана) подключают генератор 10 к тактовым входам формирователя 11 и через элементы 15, на который подается единичный потенциал с выхода инвертора 18, к другому входу регистра 14. Импульсы формирователя 11 через элемент И 12 и сумматор 13 поступают одновременно на вход
считывается количество поступивших единиц. Как только их количество достигает величины, установленной переключателем 17, с его выхода на вход инвертора 18 по- ступает сигнал, который снимает единичный потенциал с входов элементов И 12 и 15, отключает формирователь 11 от ин- фор.мационного входа регистра 14 и прекращает подачу тактовых импульсов. Записанные в регистре 14 единичные потенциалы
подаются с его выходов на входы одновиб- раторов 19 и 20, импульсы с выходов которых, поступая на соответствующие входы регистров 21, производят запись единицы в тот разряд, к которому подключен выход соответствующего одновибратора 19 или 20. По готовности обучаемый нажимает кнопку «Экспозиция блока 1 (не показана), и сигнал с выхода генератора 9, поступая на вход мультивибратора 22, выдает одиночный импульс, длительность которого равна времени экспозиции, установленному заранее. И.мпульс с выхода мультивибратора 22, поступая через элемент ИЛИ 24 на управляющий вход ключа 25, обеспечивает подачу зажигающего напряжения с выхода источника 26 на все входы индикаторов 40 через элемент И 43, на втором входе которого единичный потенциал, снимаемый с выхода элемента И-НЕ 44. При этом высвечиваются только те индикаторы
40 и цифры на них, на которые поступили
управляющие сигналы с регистров 21. Испытуемый визуально фиксирует как цифры, так и размещение индикаторов 40, на которых высветлились эти цифры. Затем он воспроизводит запомненную информацию, наветствующую высветившейся цифре на индикаторе 40. При нажатии на кнопку 39 происходит переключение выходов соответствующего регистра 21 с индикатора 40 на элементы И 32 блока 7. Если в этом индикаторе 40 высвечивается сти.мул, то на вход одного из элементов И 32 поступает единичный потенциал. При правильном воспроизвысветился стимул, указан неверно, то ни на один из элементов И 32 не поступают одновременно две единицы, и счетчик 34 подсчета не ведет. В этом случае после воспроизведения всей запомненной информации индикатор 31 не включается и обучаемый должен повторить цикл сначала или по разрешению нажимает повторно кнопку «Экспозиция блока 1,. В случае неправильного
10
ведении обучаемым данного стимула с по- фиксировав ответ, проходит через элемент мощью кнопки 41 с генератора 9 через соот- И 28 на вход (сдвиговый) регистра 27 и ветствующий элемент И 32 и элемент ИЛИ передвигает единицу на с.педующий раз- 33 в счетчик 34 записывается единица, триг- ряд. Единичный потенциал с выхода регист- гер 45 переводится в единичное состояние, с ра 27 подается на вход одновибратора 20 Если стимул или индикатор, на котором одного из узлов, и импульс с его выхода
также поступает на элемент 29, высвечивает транспарант «Укажите ошибку индикатора 31, и устанавливает счетчик 30 в исходное состояние. Через время задержки, равное I-2 с, импульс с выхода элемента 29 выключает индикатор 31 и поступает на вход мультивибратора 23, который выдает одиночный импульс. Этот импульс обеспечивает высвечивание индикаторов 40 и
ответа соответствующий триггер 45 не ера- 15 цифр на них. Обучаемый визуально отыс- батывает, на выходе элемента И-НЕ 44 - кивает, а затем фиксирует индикатор 40, в единичный потенциал, который обеспечи- котором обнаружил ощибку и цифровое вает прохождение потенциала напряжения значение ощибки. Если обучаемый правиль- от ключа 25 на индикатор 40. Индикатор 40 но воспроизвел ошибку, то последняя фик- вновь индицирует информацию, поступив- .,,. сируется счетчиком 30. Одновременно им- щую с регистров 21. В случае правильного пульс с выхода элемента И 28 поступает ответа соответствующий триггер 45 перево- на вход регистра 27 и передвигает единицу дится в единичное состояние потенциалом на следующий разряд, обеспечивая тем са- напряжения с выхода элемента И 32 блока мым внесение новой ощибки, так как изме- 7 регистрации и тем самым обеспечивает няет состояние одного из регистров 21. Если прохождение импульсного напряжения, по- 25 обучаемый неправильно воспроизвел ошиб- ступающего на второй вход элемента И-НЕ ку, то цикл можно повторить сначала или 44. В момент времени совпадения потенци- нажать на кнопку «Экспозиция блока I и ала от делителя 42 с потенциалом с выхода триггера 45 на первом входе элемента И
43- нулевой потенциал, а в результате на выходе последнего - нулевой потенциал, запрещающий работу индикатора 40. По окончании длительности импульса с делителя 42 частоты на выходе элемента И-НЕ
44- единичный потенциал, который развыявить свою ошибку.
30
Формула изобретения
Устройство для тренировки памяти обучаемого по авт. св. № 1201863, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в пульт решает работу индикатора 40, с приходом- 5 оператора введены делитель частоты, доследующего импульса индикатор 40 снова полнительные элементы И и элементы И-НЕ, включается. Таким образом, индикатор 40 а в блоке регистрации-триггеры, S-входы будет светиться прерывистым светом в те- которых соединены с соответствующими чение времени, определяемого длительно,-входами первого элемента ИЛИ, а выходы стью замыкания ключа 25, указывая нас первыми входами соответствующих элеправильный ответ испытуемого. Если испы- ментов И-НЕ, вторые входы которых под- туемый правильно воспроизвел всю инфор- ключены к выходу делителя частоты, а вы- мацию, то после воспроизведения послед-ходы - к первым входам соответствующих
него стимула ла выходе счетчика 34 появ- дополнительных элементов И, вторые вхо- ляется импульс переполнения, который че- ды которых являются первым входом пуль- рез переключатель 35 поступает на вход 45 оператора, а выходы соединены с вхо- элемента И 28. Одновременно импульс с дами соответствующих индикаторов, вход выхода генератора 9 через кнопку 41 и эле- делителя частоты подключен к второму вы- мент ИЛИ 36 поступает на счетчик 37, за- ходу блока генераторов.
10
цифр на них. Обучаем кивает, а затем фиксир котором обнаружил о значение ощибки. Если но воспроизвел ошибку сируется счетчиком 30 пульс с выхода элеме на вход регистра 27 и на следующий разряд, мым внесение новой ощ няет состояние одного и обучаемый неправильно ку, то цикл можно по нажать на кнопку «Экс
выявить свою ошибку.
цифр на них. Обучаемый визуал кивает, а затем фиксирует индик котором обнаружил ощибку и значение ощибки. Если обучаемый но воспроизвел ошибку, то после сируется счетчиком 30. Одноврем пульс с выхода элемента И 28 на вход регистра 27 и передвигае на следующий разряд, обеспечива мым внесение новой ощибки, так няет состояние одного из регистро обучаемый неправильно воспроиз ку, то цикл можно повторить сн нажать на кнопку «Экспозиция
Формула изобретения

| название | год | авторы | номер документа |
|---|---|---|---|
| Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1988 |
|
SU1580421A1 |
| Устройство для психологических исследований | 1989 |
|
SU1690685A2 |
| Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов | 1990 |
|
SU1709374A1 |
| Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1987 |
|
SU1462397A1 |
| Тренажер операторов систем управления | 1988 |
|
SU1520573A1 |
| Устройство для тренировки памяти обучаемого | 1985 |
|
SU1305757A1 |
| Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1029214A1 |
| Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU972553A1 |
| Устройство для обучения операторов | 1986 |
|
SU1399801A1 |
| Устройство для тренировки памяти операторов | 1991 |
|
SU1824647A1 |
Изобретение относится к автоматике и вычислительной технике, может быть использовано при профессиональном отборе операторов различных систем управления и является усовершенствованием а.с. № 1201863. Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства. Устройство позволяет обучаемому выявлять свою ошибку в процессе тренировки. Вве денные делитель 42 частоты, дополнительные элементы И 43, элементы И-НЕ 44 и триггеры 45 обеспечивают возможность при повторно нажатой кнопке «Экспозиция увидеть правильные и неправильные ответы. При этом правильные ответы будут сопровождаться прерывистым свечением индикатора 40 с частотой, определяемой частотой генератора 10 тактовых импульсов и коэффициентом деления делителя 42 частоты. 1 ил.
| Авторское свидетельство СССР № 1201863, кл | |||
| Разборный с внутренней печью кипятильник | 1922 |
|
SU9A1 |
Авторы
Даты
1988-04-15—Публикация
1986-09-19—Подача