по числу передач, подвижный контакт каждого потенциометра подключен к ключевым элементам, входы которых, соответствующие одноименной передаче, объединены и подключены к соответствуюндему выходу блока
1
Изобретение относится к автомобильной технике, а именно к дорожным и сельскохозяйственным машинам, и может быть использовано в качестве штатного прибора транспортного средства или в качестве тренажера для обучения водителей экономичным приемам вождения.
Цель изобретения - повышение эффективности сигнализации.
На чертеже приведена принципиальная электрическая схема устройства.
Устройство содержит элемент 1 световой и элемент 2 звуковой сигнализации, подключенные через управляемые ключи 3 к выходам пороговых блоков 4, первые входы которых подключены непосредственно и через вспомогательный делитель 5 к датчику 6 оборотов коленчатого вала двигателя. Датчик 7 оборотов выходного вала коробки передач и датчик 6 подключены к делителю 8 напряжения, выход которого подключен к входу блока 9 сравнения, содержащего компараторы 10 по числу передач. Входы компараторов 10 объединены и являются входом блока 9, выходами которого являются выходы компараторов 10. Управляемые делители. 11, 12 и 13 подключены к источнику 14 опорного напряжения и выполнены соответственно на параллельно соединенных потенциометрах 15-19, 20-24 и 25-29 по числу передач. Подвижный контакт каждого потенциометра 15-29 подключен к ключевым элементам 30-44. Входы ключевых элементов, соответствующих одноименной передаче, объединены и подключены к соответствующим выходам блока 9. Выходы элементов 30-34, 35-39 и 40-44 объединены и подключены соответственно к неподвижным контактам переключателя 45 нагрузочного режима, подвижный контакт которого подключен к. вторым входам пороговых блоков 4.
Управляемые ключи 3 содержат резистор 46, конденсатор 47, транзистор 48, стабилитрон 49 к реле 50, замыкающий контакт которого включен в цепь питания элементов 1 и 2.
Пороговые блоки 4 содержат операционные усилители 51 и режимные резисторы 52-55.
Датчики 6 и 7 выполнены на последовательно соединенных тахогенераторе 56,
сравнения, а выходы объединены и подключены к соответствующим неподвижным контактам нагрузочного режима, подвижный контакт которого подключен к вторым входам пороговых блоков.
выпрямительных диодах 57-62 и фильтрах, состоящих из резисторов 63 и 64 и конденсатора 65.
Делитель 8 напряжения выполнен на мик- росхе.ме 66 с подборочными резисторами 67-71.
Блок 9 сравнения содержит стабилитрон 72 и режимные резисторы 73.
Делители 11 -13 содержат режимные резисторы 74-76.
Источник 14 выполнен на операционном усилителе 77, резисторах 78 и 79 и стабилитроне 80.
Питание источника 14, блоков 4 и клю5 чей 3 осуществляется от стабилизатора 81, выполненного на диоде 82, резисторе 83, конденсаторах 84 и 85, транзисторе 86 и стабилитроне 87.
Устройство работает следующим образом. Тахогенераторы 56 датчиков 6 и 7 вы0 рабатывают напряжения, пропорциональные соответственно скоростям двигателя и автомобиля, которые подаются на делитель 8 напряжений. Делитель 8 осуществляет деление абсолютной величины напряжений та- хогенератора 56. Выходной сигнал делителя 8 представляет собой отношение скорости двигателя к скорости транспортного средства, которое определяет передаточное отношение или включенную ступень коробки передач, и это напряжение подается на
0 блок 9. Опорные напряжения нижней и верхней границы компараторов 10 настраиваются резисторами 73, между которыми находится сигнал каждой включенной передачи, причем напряжение включенной передачи, поступающее с делителя 8, возрастает с рос5 том номера передачи. При каждой включенной ступени только на выходе соответствующего ей компаратора 10 имеется ток, который открывает соответствующие этому копаратору ключи во всех делителях 11 -13. С выхода источника 14
0 опорного напряжения сигнал подается также на все делители 11 -13, а снимается только с тех потенциометров, ключи которых открыты. В зависимости от положения переключателя 45 нагрузочного режима опорное напряжение снимается только
5 с одного из делителей 11 -13 и в качестве опорного сигнала подается на вторые входы пороговых блоков 4. Сравнивае5
мый сигнал снимается с датчика 6 и посту-Порог срабатывания блока 4, управляюпает на первые входы блоков 4. Опор-щий работой элемента 2 звуковой сигнаные значения устанавливаются по оптималь-лизации, выбран большей величины, и поэным зависимостям, при этом каждая зави-тому элемент 2 срабатывает, если скорость
симость настраивается соответственно по-двигателя продолжает расти,
тенциометрами 15-19, 20-24 или 25-29. При движении с выключенными переЕсли напряжение датчика 6 превышает опор-дачами, например при переключении с пятой
ный сигнал, срабатывает пороговый блок 4,передачи в нейтраль, и движении накатом
контакты реле 50 замыкаются и засве-срабатывания блоков 4 не происходит, так
чивается элемент 1.как скорость транспортного средства мала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для защиты контактной сети постоянного тока | 1986 |
|
SU1357271A1 |
Устройство для управления электродвигателем воздуховсасывающего агрегата пылесоса | 1990 |
|
SU1734183A1 |
УСТРОЙСТВО ПОДАЧИ ГАЗА В ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2006646C1 |
Устройство для выбора необходимой ступени коробки передач транспортного средства | 1986 |
|
SU1339450A1 |
УСИЛИТЕЛЬ СЧИТЫВАНИЯ ДЛЯ ЗАПОМИНАЮЩЕГО УСТРОЙСТВА | 1993 |
|
RU2060564C1 |
Устройство для защиты трехфазного электродвигателя от перегрузки и обрыва фазы | 1987 |
|
SU1534608A1 |
Импульсный регулятор | 1990 |
|
SU1829026A1 |
Устройство для оптимизации фотосинтеза растений | 1989 |
|
SU1690611A1 |
Устройство для токовой защиты электродвигателя с обратно зависимой выдержкой времени | 1983 |
|
SU1153373A1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИХ ПРИБОРОВ И АППАРАТОВ | 2007 |
|
RU2321125C1 |
ОПАЛУБОЧНЫЙ ЩИТ | 1992 |
|
RU2092665C1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1987-04-30—Публикация
1985-12-09—Подача