Изобретение относится к автомобильной технике, дорожным и сельско- хозяйственным машинам и может использоваться либо в качестве штатного прибора, либо в качестве трена ке- ,ра для обучения водителей автотранспортных средств рациональным (экономичным) приемам вождения.
Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и оперативного определения оптимальной последовательности передач.
На фиг.1 представлена блок-схема индикатора превьш1ения скорости двигателя или транспортного средства; на фиг.2 - принципиальная схема преобразователя сигнала тахогенератора; на фиг.З - схема логического блока определения оптимальной последовательности; на фиг.4 - установка датчика ступени передач.
Устройство состоит 1,фиг.1) из тахогенератора 1, связанного с коленчатым валом двигателя, выпрямителя 2 интегрирующей RC-цепп 3, переключателя 4 нагрузочного режима, датчика 5 включенной ступени коробки передач, пороговых схем 6 и 7, стабилизатора 8, делителей 9 напряжений на резисторах датчика 5 и переключателя 4, индикаторов 10 ламп, ключа П, связанного с педалью сцепления, зуммера 12, блока 13 определения оптимапь- g ние, пропорциональное частоте врйщеной последовательности переключения передач и блока 4 сигнальных ламп.
Датчик 15 включенной ступени коробки передач выполнен на герконах (фиг.4) и расположен при помощи кронштейна 16 на корпусе коробки 17 передач З.Герконы расположены на плате, залиты в эпоксидный корпус и установлены параллельно продольной тяге 18. Постоянный управляющий магнит 19 прикреплен к продольной тяге 18 с помощью держателя 20. Включенная ступень демультипликатора 21 определяется с помощью выключателя К 6 присоединенного к крьпике 9, Ручка 22 выключателя К 6 вставляется в отверстие 23 рычага переключения де- мультиплексора.
Герконы Г1 - IV управляют реле К1 - КЗ, которые имеют по две пары независимых контактов (фиг.З). Одна пара каждого реле связана с делителем напряжения, а вторая - с цепью коммутации входов блока определения
онтимальной последовательности переключения передач. Аналогичное реле связано с переключателем К 6, управляемым рычагом демультипликатора. Переключатель нагрузочного режима G имеет три пары независимых контактов. Три из них связаны с делителем напряжения , а три других - с цепью
коммутации входов логического блока опре деления оптимальной последовательности переключения передач.
Логический блок определения оптимальной (фпг.З)последовательности
переключения передач выполнен на логических элементах И, ЮТИ, НЕ. На вход его подключены пять каналов Ki-K5, соответствующих включенным ступеням коробки передач, канал
Kg о включенной ступени демультипликатора, три канала GI - G3, соответствующих полонсению переключателя нагрузочного режима, канал А с выхода пороговой схемы, соответствующей состоянию превышения скорости двигателя или транспортного средства. Выходы блока определения оптимальной последовательности переключения передач подключены к блоку сигнальных
ламп.
Прибор работает следующим образом.
При работе двигателя тахогенера- тор 1 (фиг.2} вырабатывает напряже
ния коленчатого вала двигателя. Преобразованное выпрямителем 2, оно подается на делители 9 напряжения датчика и переключателя и далее на
пороговые устройства 6 и 7.
При достилсении напряжением (скоростью двигателя) порогового значения подается сигнал на реле RL1, контакты реле замыкаю тся и загорается
лампа-индикатор. Реле RL2 настроено на большее значение напряжения и, если скорость двигателя продолжает расти, срабатывает второе реле, подающее сигнал на зуммер..
50
55
При переключении передач постоянный магнит замыкает герконы Г1-ГУ, управляющие контактами К1-К5, и тем самым изменяет коэффициент деления делителя 9 напряжения, что приводит к изменению напряжения тахогенератора (частоты вращения коленчатого вала) , необходимого для срабатывания пороговых схем 6 и 7 с реле.
Резисторы делителя напряжения под бираются таким образом, что с увеличением номера передачи уменьшается пороговое значение напряжения тахоге нератора (скорости двигателя), при котором происходит срабатывание реле
При переключении переключателя нагрузочного режима от положения I до положения 3 обеспечивается реализация зависимости оптимальной частоты вращения коленчатого вала п от номера передачи и нагрузочного режима .
Вторые пары контактов К1 - К5 дат чика И GI - G3 переключателя управляют входными цепями логического блока определения оптимальной последовательности переключения передач. Величина входного потенциала во всех каналах 1 В означает наличие сигнала (работу сигнала), а О Б - отсутствие сигнала.
Одновременно сигнал может быть на одном из каналов К1- К5 и на одном из GI - G3. Канал Кб мсэжно задействовать (включена нижняя ступень демуль типлексора) или нет (верхняя ступень) . Наличие сигнала в канале А означает превьшение скорости двигателя или транспортного средства.
Логические элементы соединены таким образом, что для каждого состояния входов К1-К6 (для каждой включенной ступени коробки передач и демуль- типлексора), каждого состояния входов G1 - G3 (величины нагрузочного режима) при наличии сигнала А (превышение скорости двигателя) подается сигнал с выхода блока логических элементов на сигнальную лампу, соответствующую следующей Оптимальной передаче, на которую .нужно переключиться при разгоне транспортного средства. Таким образом определяется оптимальная последовательность переключения передач при разгоне и вьща- ется на блоке сигнальных ламп для водителя .
К техническим преимуществам и достоинствам прибора можно отнести опе
39 4 50
ративность настройки на рабочую программу,что осуществляется при ныжатст педали сцепления по частоте нрпщения
,- коленчатого вала двиг ателя и лампеb
индикатору 10.
При движении транспортного средства с отпущенной педалью сцепления ключ 11 (фиг.2) замкнут и прибор осу- 10 ществляет индикацию превышения скорости движения траспортного средстпа на высшей и промежуточных ступенях коробки передач.
-15 Ф о р-,м ула изобретения
Устройство для выбора необходимой ступени коробки передач транспортного средства, содержащее тахогенератор
20 переменног;о тока, связанный с коленчатым валом двигателя, и последовательно подключенные к нему выпрямитель, блок интегрирования, пороговую схему и реле, отличающееся
25 тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и оперативного определения оптимальной последовательности передач, в него дополнительно введены датчик включенной ступени ко30 робки передач, выполненный в виде последовательного делителя напряжения с управляющими герконами и реле-пов- .торителями по числу ступеней передач, переключатель нагрузочного режима,
2g состоящий из последовательного делителя напряжения и управляющего переключателя, логический блок определения оптимальной последовательности переключения передач и блок сигналь40 ных ламп, при этом делители напряжения датчика включенной ступени и переключатель нагрузочного режима включены последовательно между блоком интегрирования и пороговым устройством,
45 контакты реле повторителя датчика включенной ступени передач и вторые контакты нагрузочного режима подключены через логический блок определения оптимальной последовательности
50 переключения передач к входу блока сигнальных ламп.
Фиг.1
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для выбора необходимой ступени коробки передач транспортного средства | 1990 |
|
SU1794703A1 |
Устройство для индикации превышения скорости транспортного средства | 1985 |
|
SU1306768A1 |
Устройство для автоматического управления коробкой передач транспорного средства | 1976 |
|
SU622702A1 |
Система автоматического управления коробкой передач транспортного средства | 1977 |
|
SU791561A1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2327203C2 |
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ МЕХАНИЧЕСКОЙ СТУПЕНЧАТОЙ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ | 2008 |
|
RU2374092C1 |
СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОГО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ СТУПЕНЧАТОЙ ТРАНСМИССИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2003 |
|
RU2259505C1 |
Устройство для управления ступенчатой коробкой передач транспортного средства | 1977 |
|
SU686911A1 |
Автоматическое устройство управления нагрузкой двигателя транспортного средства | 1982 |
|
SU1096139A1 |
МЕХАНИЗМ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ПЕРЕДАЧ С ПЕРЕМЕННЫМ БЛОКИРУЮЩИМ УСИЛИЕМ, ПРЕПЯТСТВУЮЩИМ НЕПРАВИЛЬНОМУ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЮ ПЕРЕДАЧ | 2006 |
|
RU2415321C2 |
Изобретение относится к автомобильной технике. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и оперативного определения оптимальной последовательности передач. Уст-во содержит тахогенератор 1, выпрямитель 2, интегрирующую RC-цепь, переключатель 4, пороговые схемы 6 и 7, стабилизатор 8, делитель 9 напряжений, индикатор 10, ключ 11 и зуммер 12. Введение новых элементов и образование новых связей между элементами устр-ва позволяют оперативно настроиться на рабочую программу, что осуществляется при вжатой педали сцепления по частоте вращения коленчатого вала двигателя и индикатору 10. При движении транспортного средства с отпущенной педалью сцепления ключ 11 замкнут и осуществляется индикация превышения скорости движения транспортного средства на высщей и промежуточных ступенях коробки передач . 4 ил. (Л г со со со СП iO Фиг. г J Ljft2| 10 f Wtl KLI KiZ
Фш.З
Редактор Н.Рогулич
Составитель Ю.Мручко Техред М.Ходанич
Заказ 4213/33Тираж 776Подписное
ВНИИГШ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-полиграфическое предприятие, г.Ужгород, ул.Проектная, 4
иг.
Корректор М.Демчик
Разработка рекомендаций по оптимальному стилю вождения автомобилей КамАЗ: Отчет по НИР № 02840018739, ЛИСИ-Л., 1983 | |||
Реле оборотов | 1977 |
|
SU658476A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1987-09-23—Публикация
1986-04-11—Подача