Изобретение относится к автоматике, точнее к сигнализации о наличии слоя льда на поверхности оборудования, и может быть использовано преимущественно в холодильной промышленности для сигнализации о предельно допустимом слое льда на поверхности испарителя.
Цель изобретения - повышение надежности сигнализации с обеспечением возможности определения скорости льдообразования.
На фиг. 1 показано конструктивное выполнение элементов сигнализатора;на фиг. 2 и 3 - схемы включения устройства; на фиг. 4 - схема включения устройства для контроля скорости льдообразования.
Сигнализатор содержит электродвигатель 1 с валом 2, корпус 3 сигнализатора, крыльчатку 4, сигнальный элемент 5, пороговый элемент 6, токоограничиваюш.ий резистор 7, корпус 8 электродвигателя 1, рабочую часть 9 корпуса 3 сигнализатора, нагреватель 10, крылья 11 крыльчатки 4, ось 12 крыльчатки 4, основание 13 корпуса 3 сигнализатора, тепловой изолятор 14, ключ 15 и реле 16 времени.
Устройство работает следуюш.им образом.
При отсутствии льда (или если слой его меньше зазора между рабочей частью корпуса 3 и крыльями И крыльчатки 4) при наличии напряжения питания, подаваемого на электродвигатель 1, ротор электродвигателя 1 вместе с крыльчаткой 4 свободно вращается, напряжение на клеммах электродвигателя запирает пороговый элемент 6 и сигнальный элемент 5 выдает сигнал отсутствия льда (например, лампа сигнального элемента 5 не горит). При этом в устройствах (фиг. 3 и 4) ключ 15 разомкнут, часть напряжения питания падает на резисторе 7.
При достаточном нарастании слоя льда крыльчатка 4 затормаживается, электродвигатель 1 останавливается, напряжение на электродвигателе падает, срабатывает пороговый элемент 6 и элемент 5 сигнализации выдает сигнал (лампа сигнального элемента 5 загорается).
Напряжение питания может включаться периодически с учетом скорости нарастания льда в контролируемом испарителе, при этом основание 13 корпуса 3 сигнализатора устанавливают непосредственно на испарителе (не показан).
Для приведения сигнализатора к начальным условиям и определения скорости нарастания льда включают нагреватель 10, например, подачей напряжения от отдельного источника. .
По схеме (фиг. 3) подают разрешающий сигнал на управляющий вход ключа 15, при этом на нагреватель 10 и электродвигатель 1 поступает полное напряжение питания, лед плавится, ротор электродвигателя 1 и крыльчатка 4 вращаются с максимальной скоростью, пороговый элемент 8 заперт, крылья 11 крыльчатки 4, выполненные с наклоном относительно плоскости, перпендикулярной оси 12 крыльчатки 4, сдувают капли воды, образующейся при таянии льда, и внутренняя поверхность рабочей части 13 корпуса 3 оказывается сухой и чистой. Это обеспечивает постоянство начальных условий контроля и проверку сигнализатора.
Величина сопротивления токоограничи- вающего резистора 7 выбирается много большей величины сопротивления нагревателя 10, так что при включенном состоянии клю5 ча 16 напряжение на нагревателе 10 и двигателе 1 недостаточно для выделения заметного количества тепла, однако, обеспечивает вращение электродвигателя 1. Возможно также включение последовательно с нагревателем 10 стабилитрона (не показан),
0 что обеспечивает полное отключение нагревателя 10 при выключении ключа 15.
Устройство (фиг. 4) дополнительно к описанному сигналом с выхода порогового элемента 6 обеспечивает запуск реле 16 времени, которое включает ключ 15 на время, достаточное для оттаивания и осушения рабочей части 13 корпуса 3 сигнализатора. Так как частота срабатывания порогового элемента 6 в устройстве (фиг. 4) зависит от скорости нарастании льда, по числу имQ пульсов, поступающих на элемент 5 сигнализации за заданное время, можно определить скорость обледенения.
Формула изобретения
5 1- Сигнализатор льдообразования, содержаний электродвигатель, на валу которого закреплена крыльчатка., корпус электродвигателя закреплен на корпусе сигнализатора, и сигнальный элемент, отличающийся тем что, с целью повышения надежности сиг0 нализации, в него введены пороговый элемент, токоограничивающий резистор, тепловой изолятор и нагреватель, корпус сигнализатора содержит цилиндрическую рабочую часть и основание, соединенные через тепло.j- вой изолятор, в корпусе сигнализатора размешен нагреватель, электродвигатель выполнен постоянного тока, крылья крыльчатки выполнены с наклоном относительно плоскости, перпендикулярной оси крыльчатки, электродвигатель подключен к источнику пиQ тания через токоограничивающий резистор, вход порогового элемента подключен параллельно электродвигателю, а выход соединен с сигнальным элементом.
2. Сигнализатор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью контроля скорости
5 льдообразования, в него введен ключ и реле времени, силовая цепь ключа подключена параллельно токоограничивающему резистору, нагреватель подключен параллельно электродвигателю, выход порогового элемента через реле времени подключен к управляющему входу ключа.
/ Л
2
fO
8
/
ХУ-/-ЛЛ/-/ / Л
/
Фиг.1
3. Сигнализатор по п. 1, отличающийся тем, что тепловой изолятор выполнен в виде кольцевой проточки. ,
/Л7
12
11
/
и пит.
.0 Онагр.
Фиг. 2
puZ. J
f UZ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для сигнализации о льдообразовании | 1986 |
|
SU1339611A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И ДИАГНОСТИКИ ЭЛЕМЕНТА НАГРУЗКИ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2008 |
|
RU2382371C2 |
Термохимический сигнализатор | 1981 |
|
SU978171A1 |
Устройство для многоточечной сигнализации | 1980 |
|
SU892459A1 |
Сигнализатор влажности воздуха в холодильной камере | 1986 |
|
SU1322342A1 |
Устройство для сигнализации об опасности обледенения полотна шоссе | 1978 |
|
SU957775A3 |
СИГНАЛИЗАТОР НАЧАЛА ОБЛЕДЕНЕНИЯ ПРОВОДОВ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 1995 |
|
RU2080723C1 |
Устройство для многоточечной сигнализации | 1981 |
|
SU991466A1 |
УСТРОЙСТВО УКАЗАТЕЛЯ ПОВОРОТОВ И АВАРИЙНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2002 |
|
RU2217331C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МНОГОКАНАЛЬНОЙ СИГНАЛИЗАЦИИ | 2005 |
|
RU2297672C1 |
Изобретение относится к автоматике и позволяет сигнализировать о наличии слоя льда на поверхности оборудования, преимущественно о предельно допустимом слое льда на поверхности испарителя холодильника. При отсутствии льда (или малом слое) ротор электродвигателя вместе с крыльчаткой свободно враплается, пороговый элемент заперт и лампа сигнального элемента не горит. При достаточно большом слое льда крыльчатка тормозится, электродвигатель останавливается, включается лампа сигнального элемента. Приведение сигнализатора к начальным условиям обеспечивает нагреватель. Крылья крыльчатки, выполненные с наклоном, сдувают капли воды с внутренней поверхности рабочей части корпуса сигнализатора. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. S СО о со о:
Составитель Е. Линецкий
Редактор Н. РогуличТехред И. ВересКорректор Л. Патай
Заказ 1436/43Тираж 544Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Сигнализатор обледенения | 1973 |
|
SU572195A3 |
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Сигнализатор состояния технологических параметров | 1972 |
|
SU464002A1 |
Топка с несколькими решетками для твердого топлива | 1918 |
|
SU8A1 |
Авторы
Даты
1987-05-07—Публикация
1985-12-09—Подача