Устройство для испытаний на механическую прочность модели обмоточного слоя электрической машины Советский патент 1987 года по МПК H02K15/00 

Описание патента на изобретение SU1310955A1

Изобретение относится к электромагии- ностроению, в частности к устройствам для испытаний модели обмоточного слоя электрической машины.

Цель изобретения - повышение достоверности результатов испытаний путем расширения возможности воспроизведения эксплуатационных воздействий.

На чертеже приведен пример выполнения предложенного устройства.

Устройство имеет сердечник 1, на котором размешены катушки 2 и 3, составляющие обмотку возбуждения. В зазоре 4 сердечника размеш,ена модель обмоточного слоя, состояшая из проводников 5 (стержней) и макета сердечника 6, неподвижно закрепленная посредством устройства 7. Катушки обмотки возбуждения подсоединены к регулируемому источнику 8 постоянного тока, а проводники модели обмоточного слоя подсоединены к источнику 9 регулируемого импульсного тока. Модель обмоточного слоя снабжена регулируемым устройством 10 охлаждения (в случае газового охлаждения обмотки это вентилятор с регулируемой величиной воздушного потока, например посредством диафрагмы 11).

Устройство работает следующим образом.

Посредством обмотки возбуждения, со- стояшей из катушек, в зазоре сердечника создается магнитное поле, интенсивность которого регулируется посредством источника постоянного тока и устанавливается соответственно режиму имитируемой .машины.

По проводникам (стержням) модели обмоточного слоя пропускают импульсный ток, частота, амплитуда, форма и скважность импульсов которого регулируется посредством источника импульсного тока и устанавливаются соответственно заданному режиму. Для поддержания теплового состояния модели обмоточного слоя на уровне имитируемой машины на модель воздействуют (в случае воздушного охлаждения) потоком воздуха, создаваемым вентилятором. Величина потока воздуха .может регулироваться посредством диафрагмы.

Приведенное выполнение устройства позволяет расширить возможность воспроизведения эксплуатационных воздействий и тем самым повысить достоверность результатов испытаний. В частности, подключение обмотки возбуждения к независимому регулируемо.му источнику постоянного тока позволяет изменять величину магнитного поля в зазоре сердечника, а следовательно, и усилия, действующие на проводники модели обмоточного слоя, что обеспечивает имитацию работы машины в различных режимах с регулировкой величины магнитного потока.

Подк.тючение модели обмоточного слоя к источнику регулируемого импульсного тока позволяет имитировать различные режимы работы машины, отличающиеся как по величине тока, так и по частоте вращения.

Подключение проводников обмотки модели обмоточного слоя и обмотки возбуждения к раздельным источникам питания позволяет .получить два канала управления усилиями, действуюшими на упомянутые проводники, а следовательно, обеспечивает выбор режимов, наиболее полно совпадающих с условиями в реальной машине.

Наличие регулируемого устройства ох- лаждения позволяет имитировать различные варианты теплового состояния реальной машины.

Неподвижное закрепление модели обмоточного слоя в зазоре магнитной системы, в которой возбуждается магнитное поле, позволяет нагружать средства закрепления проводников (стержней) модели обмоточного слоя усилием, зависящим от величины магнитного поля в зазоре и тока, протекающего по проводникам (стержням). Обеспечение формы импульса, повторяющего форму распределения индукции в воздушном зазоре Б зоне обмоточного слоя имитируемой машины, позволяет уточнить сведения о механической прочности закрепления обмоточного слоя для конкретного класса .машин.

В частности, исследование обмоточного слоя беспазовых электрических машин со сверхнроводниковы.ми обмотками возбуждения и машин с большой величиной немагнитного промежутка, напри.мер турбогене- раторов, производится следующи.м образом.

Модель обмоточного слоя неподвижно закрепляют в зоне действия магнитного поля,, величину индукции которого создают в пределах 0,45-1,1 Тл. По проводникам модели обмоточного слоя пропускают пуль- сируюший ток.

Амплитудное значение импульса тока определяется из соотнопления

°а То,Т5-Ш ч Частота пульсации определяется зави

симостью

, 30

где f частота пульсаций, Гц;

Р - - число пар полюсов машины; п -частота вращения машины,

об/мин.

При протекании тока по проводникам модели в них выделяется тепло. Поэтому для стабилизации и регулирования температуры обмоточного слоя модели на уровне имитируе.мой машины в исследуе.мом режиме на модель воздействуют посредство.м

внешнего регулируемого устройства охлаждения, например, при воздушном охлаждении обмоточного слоя посредством вентилятора с регулируемым потоком воздуха.

Исследование обмоточного слоя беспазовых электрических машин с обмотками возбуждения, имеюш,ими традиционное охлаждение, отличается от описанного тем, что величину индукции магнитного поля, в котором размешают модель обмоточного слоя, создают равной величине индукции имитируемой машины в зоне размеш,ения обмоточного слоя, а по проводникам модели пропускают импульсный ток, имплитуда импульса которого равна величине тока, протекаюшего по проводникам имитируе- мой машины в исследуемом режиме. Получение значений индукции магнитного поля и тока, соответствуюших натурной машине в исследуемых режимах, возможно посредством традиционных обмоток возбуждения и источников питания, так как величина индукции магнитного поля этих машин составляет до 1,1 Тл, а ток стержня обмоточного слоя не превышает 1000 А.

При необходимости получения уточненных данных о механической прочности об- моточного слоя (в зависимости от рода тока машины и распределения индукции магнитного поля в воздушном зазоре) форму импульсов тока, протекаюш.его по проводникам модели, выполняют повторяющей форму распределения индукции в воздуш- ном зазоре машины в зоне размещения обмотки.

Длительность нагружения модели обмоточного слоя фактически не лимитируется и может быть определена, исходя из конструктивного решения закрепления обмоточного слоя. Например, в случае закрепления полимерным связующим - сроками его старения, в случае дискретных металлических элементов - количеством циклов, опре0

s

5 0

0

5

0

деляющих усталостную прочность элементов.

Предложенное устройство позволяет производить предварительные испытания на механическую прочность на моделях при перегрузках и условиях, идентичных реальным. Благодаря этому уже на стадии испытания моделей имеется информация о работоспособности обмоточного слоя, получаемая в настоящее время только при испытаниях экспериментального образца машины в условиях, имитирующих эксплуатационные. Достоверность информации позволяет отказаться от изготовления экспериментального образца и проведения его ресурсных испытаний, при этом опытно- промышленная эксплуатация может производиться без наличия дополнительного резерва по машинам в случае аварийных ситуаций.

Формула изобретения

1.Устройство для испытаний на механическую прочность модели обмоточного слоя электрической машины, включающее регулируемый источник тока, предназначенный для подключения к модели обмоточного слоя, и узел охлаждения, отличающееся тем, что, с целью повышения достоверности результатов испытаний путем расширения возможности воспроизведения эксплуатационных воздействий, оно снабжено замкнутым магнитным сердечником с зазором, предназначенным для размещения в нем модели обмоточного слоя, обмоткой возбуждения, размещенной на сердечнике, и дополнительным регулируемым источником постоянного тока, подключенным к обмотке возбуждения сердечника.

2.Устройство по п. I, отличающееся тем, что регулируемый источник тока, предназначенный для подключения к модели обмоточного слоя, выполнен импульсным.

Похожие патенты SU1310955A1

название год авторы номер документа
Способ испытания на механическую прочность обмоточного слоя беспазовой электрической машины 1986
  • Берзин Евгений Карлович
  • Янтовский Леонид Исаакович
  • Мирошниченко Анатолий Георгиевич
  • Лукаренко Петр Иванович
  • Гринченко Николай Григорьевич
SU1379754A1
Способ испытания на механическую прочность модели обмоточного слоя беспазовой электрической машины 1984
  • Берзин Евгений Карлович
  • Данько Владимир Григорьевич
  • Яковенко Василий Александрович
  • Янтовский Леонид Исаакович
  • Мирошниченко Анатолий Георгиевич
  • Гринченко Николай Григорьевич
  • Колоней Михаил Иванович
  • Чигиринский Александр Абрамович
SU1236392A1
Устройство для испытания на механическую прочность модели обмоточного слоя беспазовой электрической машины 1986
  • Берзин Евгений Карлович
  • Янтовский Леонид Исаакович
  • Мирошниченко Анатолий Георгиевич
  • Берзина Галина Георгиевна
SU1347053A1
Беспазовый якорь элетрической машины 1980
  • Мандрыка Олег Ростиславович
  • Верхогляд Василий Ефремович
  • Блошенко Иван Яковлевич
SU886141A1
Статор электрической машины 1981
  • Домбровский Валерий Вацлавович
SU1073844A1
Беспазовый магнитопровод статора электромеханических преобразователей энергии из аморфного железа с минимальным влиянием вихревых токов (варианты) 2017
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Хайруллин Ирек Ханифович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
  • Айгузина Валентина Владимировна
RU2659091C1
ТОРЦЕВАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2011
  • Пучкин Евгений Константинович
RU2448404C1
Электродвигатель с беспазовым магнитопроводом статора из аморфного железа 2018
  • Исмагилов Флюр Рашитович
  • Вавилов Вячеслав Евгеньевич
  • Бекузин Владимир Игоревич
  • Хисматуллин Камиль Амирович
RU2700656C1
БЕСПАЗОВЫЙ СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1997
  • Горчинский Ю.Н.
  • Кузнецов В.И.
RU2120172C1
БЕСПАЗОВЫЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКИЙ СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2001
  • Казанский В.М.
RU2206168C2

Реферат патента 1987 года Устройство для испытаний на механическую прочность модели обмоточного слоя электрической машины

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электроизоляционной технике. Цель изобретения - повышение достоверности результатов испытаний путем расширения возможности воспроизведения эксплуатационных воздействий. Посредством обмотки возбуждения, состоя- шей из катушек 2 и 3, в зазоре 4 сердечника 1 создается магнитное поле, интенсивность которого регулируется посредством источника 8 постоянного тока и устанавливается соответственно режиму имитируемой машины. По проводникам модели пропускают импульсный ток, частота, амплитуда, форма и скважность импульсов которого регулируются источником 9 импульсного тока и устанавливаются соответственно заданному режиму. 1 з.п. ф-лы, 1 ил. с $ (Л со о (X) ел 01

Формула изобретения SU 1 310 955 A1

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1987 года SU1310955A1

Егоров В
В
Исследование тепловозного тягового электродвигателя постоянного тока с беспазовым якорем
(Канд
дис.)
Харьков, 1980, с
Приспособление для разматывания лент с семенами при укладке их в почву 1922
  • Киселев Ф.И.
SU56A1
Тезисы докладов всесоюзного научно- технического семинара «Вопросы старения статорной изоляции крупных электрических машин и способы ее профилактического обслуживания, (г
Счастье, Ворошилов- градская ГРЭС, 11 -14 сентября 1979п), М.: СПО Союзтехэнерго, 1979, с
Пружинная погонялка к ткацким станкам 1923
  • Щавелев Г.А.
SU186A1

SU 1 310 955 A1

Авторы

Берзин Евгений Карлович

Данько Владимир Григорьевич

Яковенко Василий Александрович

Янтовский Леонид Исаакович

Мирошниченко Анатолий Георгиевич

Гринченко Николай Григорьевич

Колоней Михаил Иванович

Чигиринский Александр Абрамович

Даты

1987-05-15Публикация

1985-03-18Подача