Изобретение относится к учебным пособиям и может быть использовано, например, в учебном процессе при изучении курсов физики и сопротивления материалов.
Целью изобретения является расшире- г ние дидактических возможностей путем демонстрации механизмов линейной и винтовой дислокаций твердых тел.
На фиг. 1 изображен учебный прибор, позволяющий демонстрировать линейную дислокацию тел; на фиг. 2 - разрез А-А Ю на фиг. 1 (для демонстрации линейной дислокации); на фиг. 3 - схема приложения сдвигающей нагрузки к учебному прибору для демонстрации линейной дислокации; на фиг. 4 - учебный прибор для
Демонстрация линейной дислокации тел (фиг. 1).
в этом случае происходит пластическая деформация тел и при сдвиге просходит смещение атомов одной части кристалла относительно другой вдоль плоскости 3, для чего жесткие элементы 8 освобождаются из фиксаторов 6 и съемная планка 7 удаляется из прибора.
При приложении сдвигающей нагрузки, превыщающей силы взаимного притяжения пар магнитов 4, т. е. превышающей силы сцепления между атомами твердых тел, происходит деформация упругой вставки 9, примыкающей к крайнему
демонстрации линейной дислокации после жесткому элементу 8. При этом следующая
пара магнитов 4 остается практически на месте. С возрастанием нагрузки происходит деформация следующей упругой вставки 9 и смещение следующей пары магнитов 4.
25
30
35
прекращения действия сдвигающей нагрузки; на фиг. 5 - то же, для демонстрации винтовой дислокации тел; на фиг. 6 - разрез Б-Б на фиг. 5 (для демонстрации
винтовой дислокации); на фиг. 7 - схема 20 этом магнит 4 первой пары магнитов приложения сдвигающей нагрузки к учебному прибору для демонстрации винтовой дислокации; на фиг. 8 - учебный прибор для демонстрации винтовой дислокации после прекращения действия сдвигающей нагрузки.
Прибор содержит два установленных один на другой бруска 1 и 2, взаимно прилегающие поверхности которых имеют зубчатый профиль, во впадины которого помещены имитирующие молекулы твердого тела и ориентированные разноименными полюсами к плоскости 3 соединения магниты 4. Брусок 1 установлен в направляющих 5, закрепленных на бруске 2, и состоит из равноотстоящих один от другого и закрепленных фиксаторами 6 на съемной планке 7 жестких элементов 8 с пазами, в которые установлены магниты 4. Между жесткими элементами 8 помещены упругие вставки 9. Один из брусков прибора снабжен дополнительным рядом пазов 10 с установленными в них магнитами 11, полюса которых ориентированы аналогично полюсам магнитов 4 предыдущего ряда.
Прибор работает следующим образом. Демонстрация упругой деформации тел (фиг. 1).
В этом случае происходит одновременное смещение атомов твердых тел по плоскости 3 сдвига, для чего жесткие эле1. Учебный прибор для демонстрации характера образования деформаций, содержащий два установленных один на другом бруска, взаимно прилетающие позерх- ности которых имеют зубчатый профиль, во впадины которого помещены имитирующие молекулы твердого тела и ориентированные разноименными полюсами к плоскости соединения магниты, отличающийся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей путем демонстрации
бруска 1 занимает место напротив магнита второй пары магнитов бруска 2, чем демонстрируется смещение атомов одной части кристалла относительно другой. Таким образом происходит деформация каждой упругой вставки 9 и замещение в каждой паре магнитов 4 предыдущего магнита последующим, чем демонстрируется волнообразный характер дислокации с возрастанием нагрузки.
Демонстрация волновой дислокации тел (фиг. 2).
В этом случае атомные плоскости кристаллов твердых тел изогнуты по винтовой поверхности, для чего жесткие элементы 8 освобождаются из фиксаторов 6 и съемная планка 7 удаляется из прибора.
Механизм демонстрации аналогичен демонстрации линейной дислокации, только в этом случае нагрузка приложена к боковой поверхности бруска 1 и магниты 4 бруска 1 взаимодействуют с магнитами 11 второго 40 ряда бруска 2.
Применение предлагаемого учебного прибора позволяет расширить дидактические возможности при изучении характера образования деформаций твердых тел в курсах физики и сопротивления материалов.
45
Формула изобретения
менты 8 закреплены фиксаторами 6 на съемной планке 7.
При приложении сдвигающей нагрузки, например, к одному из торцов бруска 1, не превышающей силы взаимного притяжения пар магнитов 4, брусок 1 смещается относительно бруска 2 на некоторое расстояние. После прекращения действия сдвигающей нагрузки брусок 1 за счет взаимного притяжения пар магнитов 4, имитирующих силы сцепления между атомами твердых тел.
50
55
возвращается в исходное положение.
Демонстрация линейной дислокации тел (фиг. 1).
в этом случае происходит пластическая деформация тел и при сдвиге просходит смещение атомов одной части кристалла относительно другой вдоль плоскости 3, для чего жесткие элементы 8 освобождаются из фиксаторов 6 и съемная планка 7 удаляется из прибора.
При приложении сдвигающей нагрузки, превыщающей силы взаимного притяжения пар магнитов 4, т. е. превышающей силы сцепления между атомами твердых тел, происходит деформация упругой вставки 9, примыкающей к крайнему
жесткому элементу 8. При этом следующая
этом магнит 4 первой пары магнитов
бруска 1 занимает место напротив магнита второй пары магнитов бруска 2, чем демонстрируется смещение атомов одной части кристалла относительно другой. Таким образом происходит деформация каждой упругой вставки 9 и замещение в каждой паре магнитов 4 предыдущего магнита последующим, чем демонстрируется волнообразный характер дислокации с возрастанием нагрузки.
Демонстрация волновой дислокации тел (фиг. 2).
В этом случае атомные плоскости кристаллов твердых тел изогнуты по винтовой поверхности, для чего жесткие элементы 8 освобождаются из фиксаторов 6 и съемная планка 7 удаляется из прибора.
Механизм демонстрации аналогичен демонстрации линейной дислокации, только в этом случае нагрузка приложена к боковой поверхности бруска 1 и магниты 4 бруска 1 взаимодействуют с магнитами 11 второго ряда бруска 2.
Применение предлагаемого учебного прибора позволяет расширить дидактические возможности при изучении характера образования деформаций твердых тел в курсах физики и сопротивления материалов.
Формула изобретения
механизма линейной дислокации твердых
тел, верхний брусок установлен в прозрачных направляющих, закрепленных на нижнем бруске, и состоит из равноотстоящих один от другого и закрепленных фиксаторами на съемной планке жестких элементов с пазами и чередующихся с ними упругих вставок, при этом магниты установлены в пазах жестких элементов.
Т |...|Т/Г..,Т/ ,Т,М| |Т,.,Т
8
7
7
2. Прибор по п. 1, отличающийся тем, что, с целью обеспечения возможности демонстрации механизма винтовой дислокации твердых тел, один из брусков снабжен по меньщей мере дополнительным рядом пазов с установленными в них магнитами, полюса которых ориентированы аналогично полюсам магнитов предыдущего ряда,
8
/
/
8
Я
дзие.1
л f
4 (pfjs.3
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Учебный прибор для демонстрации деформаций | 1989 |
|
SU1647625A1 |
КОМПЛЕКТ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ ЗАКОНОВ МЕХАНИКИ (ВАРИАНТЫ), МАГНИТНЫЙ ГЕРКОНОВЫЙ ДАТЧИК И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МГНОВЕННОЙ СКОРОСТИ ТЕЛА, БРОШЕННОГО ГОРИЗОНТАЛЬНО | 2011 |
|
RU2460146C1 |
Учебный прибор по сопротивлению материалов | 1990 |
|
SU1727147A1 |
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ФИЗИКЕ | 1971 |
|
SU322785A1 |
ПРИБОР ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ЗАКОНОВ МЕХАНИКИ | 2011 |
|
RU2473974C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ УГЛЕРОДНЫХ НАНОТРУБОК И НАНОКОНУСОВ | 2015 |
|
RU2618444C2 |
ПРОЦЕСС ОБРАБОТКИ ХИРУРГИЧЕСКИХ ИГЛ ИЗ МЕТАЛЛИЧЕСКОГО СПЛАВА ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЖЕСТКОСТИ НА ИЗГИБ | 2008 |
|
RU2500498C2 |
УЧЕБНЫЙ ПРИБОР ПО СОПРОТИВЛЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ | 1992 |
|
RU2047220C1 |
МАГНИТНАЯ ПРОКЛАДКА | 1992 |
|
RU2094240C1 |
Учебный прибор по сопротивлению материалов и строительной механике | 1990 |
|
SU1781688A1 |
Изобретение относится к учебным пособиям и .может быть использовано, на- нример, в учебном процессе нрн изучении курсов физики и сопротивления материалов. Учебный прибор позволяет демонстрировать упругую деформацию твердых тел, механизм образования линейной и винтовой дислокаций твердых тел. Установленные один над другим бруски 1 и 2 имеют пазы с расположенными в них магнитами 4, которые ориентированы разноименными полюсами. Один из брусков состоит из чередующихся с уп)угими вставками 9 жестких элементов 8 и может иметь по крайней мере еще один ряд пазов с магнитами. Прибор имеет съемную планку 7 с фиксаторами 6. Демонстрацию различных видов деформации осуществляют путем приложения сдвигающей нагрузки к торцу бруска 1 или к его боковой поверхности с зафиксированной либо со снятой съемной планкой, магниты имитируют атомы тела, а перемещение их имитирует с.мещение атомов одной части кристалла относительно другой лиоо изгио атомных плоскостей кристаллов твердых тел по винтовой линии. При приложении сдвигающей нагрузки к торцу бруска 1, не превышающей силы взаимного притяжения пар магнитов 4, имитирующих силы сцепления между апомами твердых тел, брусок 1 смещается относительно бруска 2 на некоторое расстояние. После прекращения действия нагрузки брусок 1 за счет сил взаимного притяжения пар магнитов 4 возвращается в исходное положение. При приложении сдвигающей нагрузки к торцу бруска 1 при отсутствии съемной планки 7 с фиксаторами 6 происходит деформация упругой вставки 9 за счет смещения жесткого элемента 8. При возрастании нагрузки происходит деформация следующей упругой вставки 9 и магнит 4 первой пары магнитов бруска 1 занимает место напротив магнита второй пары магнитов бруска 2, чем демонстрируется линейная дислокация, т. е. смещение атомов одной части кристалла относительно другой вдоль плоскости 3. При приложении сдвигающей к боковой поверхности бруска 1 при отсутствии съемной планки 7 с фиксаторами 6 нросходит деформация упругой вставки 9, и магнит 4 бруска 1 взаимодействует с магнитами 11 второго ряда бруска 2, чем демонстрируется винтовая дислокация, т. е. изгиб атомных плоскостей кристаллов твердых тел по винтовой поверхности. 1 з. п. ф-лы. 8 ил. 1C сл оо N0 О СП 4: Q D a D п a a a п a п a
фигЛ
/
cfJue.6
471
фиг.7
П П П П П П
фи.8
Составитель Г1. Сердечнов
Техред И. ЗересКорректор Л. Пнлипенко
Тираж 433 Тодписное
ВНИИПИ Государственного комитета но делам изобретений и открытий
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5 Производетвенно-нолиграфическое предг р -1нтие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
V/
4 7/
П П
Авторы
Даты
1987-07-15—Публикация
1986-03-24—Подача