11
Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых.
Цель изобретения - сокращение капитальных затрат на рекультивацию глубоких корьеров с широким дном.
На фиг.1 изображен карьер в процессе формирования поперечных упорных стенок) вид в плане; на фиг.2 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.З - сечение Б-Б на фиг,1; .на фиг.4 -- схема формирования продольных перемычек; на фиг.5 - одна из секций при склади ровании мягких пород, сечение; на фиг.6 - секция при формировании экрана пшамохранилища дня складирования пульпы с отходами обогащения, сечение.
Способ заключается в следующем.
Имея размеры карьера - длину, ширину в верхней части и дна карьера, его глубину, определяют места распо- .лож.ения упорных стенок 1 - 3 исходя из условия L 2Hctgci, где L - расстояние-между смежными -упорными стен ками; Н - глубина карьера; о - угол откоса складируемых пород. После зто го начинают отсыпку скальных пород вскръши с дневной поверхности одного из бортов 4 карьера в местах располо жения упорных стенок. Отсыпку скальных пород ведут одновременно, наращи вая все стенки передовыми параллельными друг другу забоями 5. В процессе формирования стенок контролируют ширину площадки 6, чтобы она не выходила за допустимые пределы, а также величину части площадки 7,выступающей над точкой 8 смыкания нижних бро вок 9 откосов 10. В случае превышения допустимого расстояния 7 скальные породы .отсыпают преимущественно со стороны боковых откосов 10. После ликвидации аварийного состояния продолжают прерванные работы по наращиванию- забоев вглубь карьера. Работы ведутся до полного церекрытия упорными стенками рекультивируемого карьера. Принципиального отличия нет и в случае одновременного ведения работ с противолежащих бортов карьера 4, 11 во встречном направлении. Однако такой вариант менее вероятен, поскольку в данном случае необходимо большее количество вскрышных пород и, следовательно, удвоенное число транспортных средств.
303132 .
Одновременно могут вестись работы по заполнению пространства между упорными стенками 12 отходами горного производства.
При необходимости вслед за формированием упорных стенок начинают формировать продольные параллельные борту карьера перемычки 13 и 14, отстоя-|Q щие одна от другой на расстоянии, н:е большем расстояния между поперечными упорными стенками. Ширину верхней площадки каждой перемычки также формируют равной 3-4 . Таким образом, g вся площадь карьера оказывается разбитой на ряд секций, например 15 и 16. После того, как полностью сформирована хотя бы одна секция, имеющая форму перевернутой вершиной вниз пи2Q рамиды, эту секцию можно заполнять либо мягкими породами, либо пульпой. В случае заполнения секции мягкими породами их отсыпают слоями 17 и 18 толщиной, определяемой из условия
25 безопасности их складирования. Породу в секцию доставляют автосамосвалами по автодороге 19. При необходи-. мости складирования пульпы-с отходами обогащения откосы секции предва30 рительно покрывают экраном 20 из слоя водонепроницаемого материала, например из суглинков или глины, .которые также доставляют автосамосвала- ми, и после этого секцию заполняют
35
пульпой.
Формула изобретения
1. ,Способ рекультивации глубоких
карьеров, включающий отсыпку вс.крьш- ных пород слоями вдоль одного из бортов отработанного карьера в направлении противоположного борта карьера с предварительным формированием упорной стенки и заполнение карьера подвижным карьерным транспортом, о т - личающ.ийся тем, что, с целью сокращения капитальных затрат на рекультивацию глубоких карьеров
с широким дном, упорные стенки формируют поперек карьера на расстоянии- друг от друга не более 2Hctg (,где Н- глубина карьера; ci- угол естественного износа складируемых пород, одним или одновременно несколькими передовыми, параллельными между собой забоями, шириной по верху равной не менее 3-4 минимальных радиусов разворота подвижного состава карьерного
транспорта, причем указанные упорные стенки формируют с опережением над точками смыкания бровок их откосов со стороны забоев, равным не более 1,5-2 минимапьных радиусов разно рота-подвижного состава карьерного транспорта, при этом по мере формирования упорных стенок пространство между ними заполняют отходами горного производства.
303134
2.Способ поп.1,отличаю- щ и и с я тем, что перед заполнением пространства между упорными стенками мягкими отходами горного производства между ними формируют секции путем отсьтки продольных перемычек.
3.Способ по п.1,.о т л и ч а ю - щ и и с я тем, что внутреннюю . верхность секций покрывают слоем водонепроницаемого материала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ доработки карьеров при разработке крутопадающих залежей месторождений полезных ископаемых | 1990 |
|
SU1788251A1 |
СПОСОБ РЕКУЛЬТИВАЦИИ КАРЬЕРОВ | 1992 |
|
RU2039274C1 |
СПОСОБ СОВМЕЩЕНИЯ РАБОТ ПО ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ И ВОССТАНОВЛЕНИЮ ЗЕМЕЛЬ ПРИ РАЗРАБОТКЕ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2019 |
|
RU2719894C1 |
Способ рекультивации карьера внутренним отвальным уступом | 1981 |
|
SU1040152A1 |
Способ восстановления почвенного массива при подготовке санитарно-защитной зоны карьеров | 1990 |
|
SU1765400A1 |
СПОСОБ РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ | 2007 |
|
RU2325534C1 |
СПОСОБ ОТРАБОТКИ ГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ | 2000 |
|
RU2199664C2 |
СПОСОБ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ОТРАБОТАННЫХ КАРЬЕРОВ | 2006 |
|
RU2310756C1 |
Способ формирования техногенного месторождения и его последующей отработки | 2019 |
|
RU2699097C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕКУЛЬТИВАЦИИ БОРТОВ НЕГЛУБОКИХ КАРЬЕРОВ | 2015 |
|
RU2593857C1 |
Изобретение относится к горному делу и м.б. использовано при открытой разработке месторождений полезных ископаемых. Цель изобретения - сокращение капитальных затрат на рекультивацию глубоких карьеров (К) с широким дном. Формир1пот упорные стенки (УС) 1-3 поперек К на расстоянии друг от друга не более 2Hctgrf, где Н - глубина К; d- угол естественного износа складируемых пород. Далее начинают отсыпку вскрьшных пород слоями вдоль одного из бортов 4 отработанного К. Отсыпку ведут одним или одновременно несколькими передовыми параллельными забоями 5. Ширина их по верху равна не менее 3-4 минимальных радиусов разворота - подвижного состава карьерного транспорта. Причем УС 1-3 формируют с опережением над точками 8 смыкания бровок их откосов со стороны забоев 5, равным не более 1,5-2 минимальных радиусов разворота подвижного состава. Затем между УС 1-3 формируют секции путем отсьшки продольных перемычек. Внутри секции покрыты слоем водонепроницаемого материала, после чего пространство между УС 1-3 заполняют мягкими отходами горного производства. 2 з.п. ф-лы, 6 ил. У -J 4 S (Л 00 о со оо фие.1
12 - /// ///
(uff.Z
8
/// /// //Л./////
фие.З
фигЛ
Т7
У/7/Г/7Г7/П/Г//Г777 .Б
Редактор Н.Горват
Составитель В.Тычина Техред Л.Сердюкова Корректор М.Пожо
Заказ 3559/35
Тираж 454Подписное
ВНШПИ Государственного комитета СССР
по делам изобретений и открытий 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
.Производственно-полиграфическое предприятие, г. Ужгород, ул. Проектная, 4
Способ рекультивации карьера внутренним отвальным уступом | 1981 |
|
SU1040152A1 |
Выбрасывающий ячеистый аппарат для рядовых сеялок | 1922 |
|
SU21A1 |
1978 |
|
SU825711A1 | |
Е | |||
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Авторы
Даты
1987-08-15—Публикация
1985-12-17—Подача