Изобретение относится к технике защиты объектов от вредных проявлений зарядов статического электричества, может быть использовано при разработке средств для отвода статического электричества с транспортных емкостей при их сливе - наливе электризующимися жидкостями в нефтехимической и других отраслях промышленности при транспортировке и хранении нефтепродуктов и является усовершенствованием устройства по авт. св. № 947977.
Цель изобретения - повышение взрыв- обезопасности при работе устройства для отвода зарядов статического электричества за счет обеспечения контроля исправности соединения шины заземления с контуром заземления.
На чертеже представлена блок-схема реализации предлагаемого устройства, вариант.
Устройство содержит автогенератор 1, подключенный к вторичной обмотке трансформатора 2, с которой последовательно соединены выпрямитель 3, логический элемент НЕ 4, логический элемент И 5, образующие схему управления усилителем питания реле включения цепи заземления, усилитель 6, реле 7, нормально разомкнутый контакт 8 которого включен .между одним из концов вторичной обмотки трансформатора и клеммой 9 заземления, соединенной через шину 10 заземления с контуром 11 заземления. Блок 12 контроля цепи заземления содержит дополнительный источник тока в виде токозадающей цепи из последовательно соединенных резистора 13 и варистора 14, измеритель 15 тока, выполненный в виде выпрямителя,нодключенного к концевым выводам указанного резистора. Устройство в целом размешено во взрывобезопасном корпусе 16, снабженном проводниками-выводами 17 и контактным зажимом 18.
Токозадаюшая цепь подключена к одной из фаз питаюшей сети. Выход выпрямителя 15 и выход элемента 4 подключены к входам элемента И 5, а выход последнего - к управляющему входу усилителя 6.
Устройство работает следующим образом.
Автогенератор 1 вырабатывает напряжение, которое поступает на выпрямитель 3, далее на элемент 4, с выхода которого с уровнем логического нуля поступает на первый вход элемента 5, при этом на выходе последнего возникает сигнал логического нуля.
Через токозадаюшую цепь блока 12 протекает классификационный ток, задаваемый варистором 14, и на резисторе 13 возникают импульсы с частотой питаюшей сети от питающей подстанции (не показана), которые преобразуются выпрямителем 15 в напряжение с уровнем логической единицы.
Классификационный ток токозадающей цепи блока 12 протекает по контуру: фаза сети, блок 12, клемма 9 заземления, шина 10 заземления, контур 11 заземления и поступает через грунт на контур глухозазем- ленной нейтрали 19 питающей сети. При протекании тока на элемент 5 поступает уровень логической единицы. При подключении транспортной емкости
20 к устройству контактный зажим 18 надевают на специальный штырь металлоконструкции емкости, который через проводники 17шунтирует вторичную обмотку трансформатора 2. При достаточно малой вели0
0
чине переходного сопротивления между
зажимом 18 и емкостью 20 автоколебания генератора 1 срываются, при этом на первом входе элемента И 5 возникает сигнал логической единицы, т.е. обеспечивается
г функция И. Усилитель 6 включает реле 7, которое замыкает контакт 8, подключая вторичную обмотку трансформатора 2 к клемме 9. Одновременно реле 7 выдает ко- манду-разре1пение на проведение погрузоч- но-разгрузочных операций в системе слива -
0 налива.
Заряд статического электричества на транспортной емкости через замкнутый контакт 8 отводится на землю, а возникшая искра на контакте, находящемся во взрывобезопасном корпусе, предотвращает передачу взрыва во внешнюю среду.
При ухудшении качества заземления либо нарушении контактов во внешней цепи, доступной осмотру, от клеммы 9 через Q пину 10, контур 11 заземления к грунту, т.е. в цепи, недоступной осмотру, уменьшается величина классификационного тока в токозадающей цепи блока 12, а величина сопротивления варистора 14 резко возрастает.
Соответственно этому резко уменьшается C величина амплитуды импульсов на резисторе 13, а на выходе выпрямителя 15 появляется сигнал с уровнем логического нуля, поступающий на один из входов эле.№н- та И 5, при этом на его выходе появляется сигнал логического нуля. При ухудшении контакта в цепи, соединяющей транспортную
емкость 20 с трансформатором 2, появляется сигнал логического нуля на другом входе элемента И 5. В обоих случаях происходит возвращение всего устройства в ис- ходное состояние, а в систему управления слива - налива поступает сигнал запрета. Таким образом, устройство позволяет одновременно контролировать как саму цепь зазе.мления транспортной емкости 20, так и состояние самого заземления, что повышает 0 взрывобезопасность работ.
Формула изобретения
Устройство для отвода зарядов статического электричества по авт. св. № 947977, 5 отличающееся тем, что, с целью повышения взрывобезопасности, оно снабжено дополнительными источником тока с измерителе.м тока, присоединенными к шине заземления.
1336271 34
и элементом И, при этом входы послед-пи заземления и к выходу измерителя тока,
него подключены к выходу схемы управле-а его выход соединен с управляю1пим вхония усилителем питания реле включения це-дом указанного усилителя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для отвода зарядов статического электричества | 1989 |
|
SU1684944A2 |
Устройство для отвода зарядов статического электричества | 1986 |
|
SU1398110A2 |
Устройство для отвода зарядов статического электричества | 1980 |
|
SU884175A1 |
Устройство для отвода зарядов статического электричества | 1980 |
|
SU947977A1 |
Регулятор напряжения | 1991 |
|
SU1811640A3 |
Устройство для пожарной сигнализации | 1990 |
|
SU1836706A3 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВОК С СИНХРОНИЗАТОРОМ ФАЗЫ ОТКЛЮЧЕНИЯ | 2006 |
|
RU2321127C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТНОГО ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОУСТАНОВКИ В СЕТИ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1991 |
|
RU2039404C1 |
УСТРОЙСТВО СЕЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ОДНОФАЗНЫХ И МНОГОФАЗНЫХ ЗАМЫКАНИЙ НА ЗЕМЛЮ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ КАБЕЛЬНОЙ СЕТИ С ИЗОЛИРОВАННОЙ НЕЙТРАЛЬЮ | 2006 |
|
RU2317623C1 |
ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-СТАБИЛИЗИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО | 2011 |
|
RU2450405C1 |
Изобретение относится к технике защиты объектов от вредных проявлений зарядов статического электричества и может быть использовано при разработке средств для отвода статического электричества с транспортных емкостей при сливании и наливании электризующихся жидкостей, при транспортировке и хранении нефтепродуктов. Изобретение обеспечивает повышение взрывобезопасности при работе устройства путем непрерывного контроля исправности щины заземления с контуром заземления. Устройство содержит автогенератор 1, подключенный к вторич ной обмотке трансформатора 2, выпрямитель 3, логический элемент НЕ 4, логический элемент И 5, усилитель 6, реле 7 с нормально разомкнутым контактом 8, клемму 9, шину 10 заземления, контур 11 заземления. Блок 12 контроля заземления содержит токозадаюшую цепь из резистора 13 и варистора 14 и измеритель 15 тока, выполненный в виде выпрямителя. Устройство имеет взрывобезопасный корпус 16 с проводниками-выводами 17 и контактным зажимом 18. На чертеже условно показаны глухозаземленная нейтраль 19 питающей сети и транспортная емкость 20. Устройство одновременно контролирует как цепь заземления емкости 20, так и состояние самого заземления, что повышает взрывобе- зопасность работ. 1 ил. (С ел со со 05 60 /J / Фаза сети. 19 Ю о о
Устройство для отвода зарядов статического электричества | 1980 |
|
SU947977A1 |
Кипятильник для воды | 1921 |
|
SU5A1 |
Способ получения фтористых солей | 1914 |
|
SU1980A1 |
Авторы
Даты
1987-09-07—Публикация
1986-03-28—Подача