Изобретение относится к технике защиты от вредных прояЫ1ений зарядов статического электричества, а именно к средствам, для отвода статического электричества от транспортных емкостей при их сливе-наливе электризующимися жидкое-тями и контроля состояния цепи заземления, и может быть использованб при тран спорте и хранении нефтепродуктов. Известно устройство для отвода статического электричества с транспортных емкостей, содер 1сащее электрохфоводящие. экраны и контур заземления 1.1.. Наиболее близким к предложенному $т лятся устройство для отвода зарядов ста тическогр электричества с транспортной емкости, содержащее кпещевой зажим с двумя изолированными выводами, вэрывобезопасный корпус, в котором размещена система контроля цепи заземления емкости с трансформатором и репе подключения схемы контроля, при этом концы вторичной обмотки трансформатора присоединены к упомянутым выводам клещевого зажима, а один конец заземлен t2. Недостатком известных устройств является то, что при присоединении экрана к заземлению возможно возникновение искры, воспламенение паров транспортируемого вещества и вэфыв, т.е. оно не обеспечивает достаточно высокой взрьгаобезопайности. Цель изобретения - повыщение взрьшобезопасности при работе устройства. Эта цель достигается тем, что в устройство для отвода зарядов статического электричества с транспортной емкости, содержащем клещевой зажим с двумя изолированными выводами, взрыэобезопасный корпус, в котором размещена система контроля цепи заземления емкости е трансформаторомИ реле подключения схема контроля, с концами вторичной обмотки трансформатора, присоеди;1енными ;к упомянутым выводам клещевого зажима,. и заземленным одним концом обмотки, между каждым концом вторичной обмотки 3 трансформатора, присоединенными к упомящтым выводам клещевого зажима, и заземленным одтсм концом обмотки, между каждым концом вторичной обмотки трансформатора и соответствующим выводом клещевого зажима включен коммути- рузощий элемент с нормально разомкнутым контактом, параллельно котором включен нормально разомкнутый контакт реле подключения схемы измерений, при этом коммутирующий элемент в цепи с заземленным концом вторичной обмотки включен между точкой заземления и соответствующим выводом клещевого зажима. На чертеже представлена схема устрой ства. Она состоит из автогенератора 1, тра оформатора 2, коммутирующего элемента (кнопки) 3 с нормально разомкнугыми контактами, детектора 4, усилителя 5, репе 6 с нормально разомкнутыми контак тами .7 и 8, клемму-заземления 9, взрывобезопасный корпус Ю, проводники-выводы 11 и 12, клещевой зажим 13. Работает устройство следующим образом. Автогенератор 1 вырабатывает напряжениё с частотой , которое через детектор 4 запирает устшитель 5, При этом репе 6 обесточено, клещевой зажим 13 укрепляется на предназначенном длязаземления участке транспортной емкости . При наличии статического электричества на корпусе, искра ваэн1жает в момент замыкания кнопки 3 на ее контактах, находящихся во взрывобезоласном корпусе, что предотвращает передачу взрыва во внешнюю среду. При нажатии квопки 3 через контакт О , привод 11,одну псхпо вину клещевого 13, металл тран портной емкости, вторую половину клеще вого зажима 13, привод 12 и кoнтaкт 5 кнопки 3 . транспортная ем1сость подключается к выходной обмотке трансфор матора 2 и 1слемме заземления 9, При наличии переходного контакта клещевой зажим - емкость менее 100 Ом, вторич ная обмотка трансформатора 2 шунтируется этим сопротивлением, автоколебани генератора срываклся, через детектор 4 открывается усилитель 5, включая реле 6. При этом нормально разомкнутью контакты 7 и В реле 6 замыкаются, бло кируя контакты d , 5 кнопки 3 и на схе му контроля погрузочно-разгрузочными 5 операциями поступит сигнал разрешения.При увеличении переходного сопротивления между клещевым зажимом и передвижнь1М объектом свыше 100 Ом по прнчине, например, плохого контакта в месте подсоединения клещевого зажима, шунтирующее действие цепи ослабевает, усилитель закрывается и схема возвращается в исходное состояние-, т.е. генера-тор вырабатывает напряжение с частотой , усшгитель 5 закрыт, реле б обесточено, цепь вторичной обмотки трансформатора 2 разомкнута, так как разомкнуты контакты 7 и 8 реле 6. На схему контроля погрузочно-разгрузочными операциями поступает сигнал запрета. Таким образом, реализация изобрете нтш позволяет существенно повысить взрьтвобезопасность при работе устройства. Формула изобретения Устройство для отвода; зарядов стати ческого электричества с транспортной емкости, содержащее клещевой зажим с двумя изолированными выводами, взрывобезопасный корпус, в котором размещена система контроля цепи заземления емкости с трансформатором и реле подключения схемы контроля, при этом концы вторичной обмотки трансформатора присоединены к упомянутым выводам клещевого зажима, а один конец обмотки зафемлен, отлич а юще еся TeMj что., с целью повышения вз ывобезопасности при работе устройства, между каждым концом вторичной обмотки трансформатора к соответствующим выводом клещевого зажима включен коммутирующий элемент с нормально разомкнутым контактом, параллельно которому включен нормально разомкнутый контакт реле подключения схека 5 контроля, при этом коммутирующий злемент в цепи с заземленным кондом вторичной обмотки включен между точйой заземления и соответствз ощим выводом клещевого зажима. , Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Патент Великобритании № 12855737кл. В 7 нГопублик. 1972. 2.Патент ОНА № 3290668, клГ 340-255Г опублик. 1966 (прототип),
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для отвода зарядов статического электричества | 1980 |
|
SU947977A1 |
Устройство для отвода зарядов статического электричества | 1989 |
|
SU1684944A2 |
Устройство для отвода зарядов статического электричества | 1986 |
|
SU1398110A2 |
Устройство для отвода зарядов статического электричества | 1986 |
|
SU1336271A2 |
Устройство опережающего контроля сопротивления изоляции ответвлений электрических сетей с изолированной нейтралью | 1987 |
|
SU1573433A1 |
Устройство дистанционного управления забойной машиной | 1980 |
|
SU894192A1 |
Прибор для прозвонки жил многопроводного кабеля | 1990 |
|
SU1812527A1 |
Способ восстановления слабосульфатированной аккумуляторной батареи и система для его осуществления | 1988 |
|
SU1727179A1 |
Устройство для тепловой защиты погружного электродвигателя | 1990 |
|
SU1793509A1 |
Устройство для дистанционного управления и защиты мобильного электроагрегата | 1974 |
|
SU517109A1 |
Авторы
Даты
1981-11-23—Публикация
1980-03-27—Подача